Тема 6 Формирование себестоимость электрической и тепловой энергии
Цель занятия:изучить классификацию затрат, калькуляцию себестоимости электроэнергии и тепла, способы снижения себестоимости.
Ключевые слова:себестоимость, издержки, материальные затраты, цеховая себестоимость, заводская и полная себестоимость.
Лекция
1. Себестоимость, классификация затрат.
2. Составляющие затрат при передаче и распределении электроэнергии.
3. Способы снижения себестоимости.
Издержки - денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления организацией своей деятельности.
Себестоимость - это текущие затраты организации на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. В себестоимости находит свое отражение стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов труда, части стоимости живого труда, покупных изделий и полуфабрикатов, производственные услуги сторонних организаций.
Многие виды затрат можно планировать и учитывать в натуральной форме (килограммах, метрах штуках и т. д.), но чтобы подсчитать сумму всех расходов, их следует привести к единому измерителю, т. е. представить в денежном выражении.
Существует несколько классификаций затрат:
1. поэлементная:
- материальные затраты - стоимость сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов, топлива и энергии всех видов, приобретенных со стороны для производства продукции расходуемых как на технологические цели, так и на обслуживание производства.;
- затраты на оплату труда - расходы на оплату труда основного производственного персонала, включая премии за производственные результаты, компенсационные и стимулирующие выплаты;
- амортизация основных фондов - суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов;
- прочие - налоги, сборы, отчисления в страховые фонды, платежи по кредитам в пределах установленных норм, затраты на командировки, услуги связи и т. д.
Эта классификация включает затраты - элементы, израсходованные независимо от места их возникновения. В зависимости от того, насколько велик удельный вес отдельных элементов в суммарных затратах на производство, принято различать трудоемкие, материалоемкие, энергоемкие, фондоемкие и т. д., т. е. организации, где высокая доля соответственно заработной платы, материалов, энергии, амортизации и т. д. Эта группировка позволяет выявить резервы эффективности производственного процесса.
2. Постатейная:
- прямые затраты:
- материальные затраты;
- основная заработная плата основных рабочих;
- прочие прямые затраты, связанные с производством;
- накладные расходы - затраты по управлению и обслуживанию производства: дополнительная заработная плата основных рабочих, оплата труда АУП, налоги и т. д.
Эта группировка отражает место возникновения затрат и применяется для планирования, учета и калькулирования затрат на производство и реализацию единицы продукции и всей товарной продукции.
3. Статьи калькуляции:
1) сырье и материалы | прямые затраты | производственная себестоимость | полная себестоимость продукции |
2) покупные полуфабрикаты, комплектующие, изделия, услуги | |||
3) возвратные отходы (вычитаются) | |||
4) топливо и энергия на технологические цели; | |||
5) основная заработная плата производственных рабочих; | |||
6) дополнительная заработная плата производственных рабочих; | |||
7) единый социальный налог | |||
8) расходы на подготовку и освоение производства | |||
9) износ инструментов и приспособлений целевого назначения | |||
10) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования | |||
11) цеховые расходы | накладные расходы | ||
12) общезаводские расходы | |||
13) потери от брака | |||
14) прочие производственные расходы | |||
15) внепроизводственные (коммерческие расходы), связанные с реализацией товаров |
Основные затраты непосредственно связаны с технологическим процессом производства. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им.
Эта группировка используется при определении себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг, а также при оценке степени влияния отдельных элементов на ее формирование.
4. В зависимости от источника отнесения:
- включаемые в себестоимость продукции: материальные затраты, затраты на оплату труда, социальный налог, амортизация основных фондов и т. д.;
- смешанные затраты - затраты, часть которых в соответствии с установленными нормами для целей налогообложения может включаться в себестоимость, а сверх норм покрывается за счет прибыли: процент за кредит, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, образование страховых фондов и т. д.;
- относимые на финансовый результат: убытки от списания задолженностей, по которым истек срок давности, убытки по операциям прошлых лет, некомпенсируемые потери от стихийных бедствий, убытки от хищений, виновники которых не установлены, некоторые налоги и т. д.;
- осуществляемые за счет прибыли: оплата смешанных затрат сверх установленных норм, материальная помощь, подарки, дополнительные отпуска и т. д.
5. По времени расходования средств:
- текущие - расходы, имеющие частую периодичность осуществления (затраты на сырье и материалы, заработную плату);
- единовременные - затраты на подготовку и освоение выпуска новой продукции, связанные с организацией нового производства и т. д.
6. По степени рациональности:
- производительные - на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства;
- непроизводительные - являются следствием недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак и т. д.).
7. По степени подконтрольности:
- контролируемые - затраты на оплату труда и т. д.;
- неконтролируемые - форс-мажоры и т. д.
8. По степени зависимости от объема производства:
- условно-постоянные - не изменяются в зависимости от изменения объема производства;
- условно-переменные - изменяются прямо пропорционально изменению объема производства.
При анализе себестоимости устанавливаются причины отклонений отчетных текущих издержек производства от плановых (или прогнозируемых) по каждой калькуляционной статье. В первую очередь анализируются статьи, которые имеют наибольший удельный вес в структуре себестоимости и значительные расхождения между планируемыми и отчетными результатами.
Определяют как себестоимость всей продукции, или издержки И, так и себестоимость единицы продукции С. Расчет общих производственных издержек включает все производственные затраты, т.е. материальные, затраты по оплате труда, общезаводские, накладные и другие затраты, отнесенные на производство продукции за рассматриваемый период. Себестоимость единицы продукции определяется как отношение всех производственных издержек к количеству произведенной продукции:
Расчет себестоимости продукции необходим предприятию по нескольким причинам:
во-первых, себестоимость единицы продукции является основой для определения цены на произведенную продукцию;
во-вторых, расчет себестоимости используется для оценки эффективности и прибыльности работы предприятия.
Себестоимость запасов включает все затраты на приобретение, переработку, прочие затраты, произведенные в целях доведения запасов до их текущего состояния и места их текущего расположения.
Затраты на переработку включают затраты, непосредственно связанные с переработкой отпущенного в производства сырья, а именно:
- производственные прямые затраты по переработке - затраты, непосредственно связанные с единицами производимой продукции или оказываемыми услугами. К прямым производственным затратам по переработке относятся, как правило, затраты на труд основных производственных рабочих;
- производственные накладные расходы - расходы, которые не могут быть напрямую отнесены на стоимость производимого продукта, но имеют место при переработке запасов в готовую продукцию (например, затраты вспомогательных производственных цехов, затраты по аренде производственных помещений, потребляемая электроэнергия и т.д.). Для отнесения на продукт данные затраты распределяются на себестоимость производимых продуктов, при этом производственные накладные расходы делятся на постоянные и переменные производственные накладные расходы.
Постоянные производственные накладные расходы не имеют прямой зависимости от объемов производимой продукции и остаются относительно постоянными при любых объемах производства. Например, затраты по аренде оборудования, амортизации производственного здания, затраты на освещение производственных цехов и территории завода и другие. Распределение постоянных производственных накладных расходов на затраты основывается на производительности производственных мощностей организации при работе в нормальных условиях. Нормальная производительность представляет собой ожидаемый объем производства, рассчитываемый на основе средних показателей за несколько периодов или сезонов работы при нормальном ходе дел, с учетом потери мощности в результате планового технического обслуживания. Сумма постоянных производственных накладных расходов, относимых на единицу продукции, не увеличивается вследствие низкого уровня производства или остановки организации. Сумма таких нераспределенных накладных расходов признается как расход в период их возникновения. В периоды необычайно высокого уровня производства сумма постоянных накладных расходов, относимых на каждую единицу продукции, уменьшается так, что запасы не оцениваются сверх себестоимости.
Переменными производственными накладными расходами являются те косвенные производственные расходы, которые находятся в прямой или почти в прямой зависимости от изменения объема производства (например, косвенные затраты сырья и труда). Переменные производственные накладные расходы относятся на каждую единицу продукции на основе фактического использования производственных мощностей.
В результате производственного процесса одновременно может выпускаться более чем один продукт. Это может происходит в случаях, когда вместе с основным продуктом выпускаются побочные продукты (например, металлургические организации). Когда затраты на переработку каждого продукта не могут быть определены отдельно, они распределяются между продуктами последовательно и пропорционально. Распределение может основываться, например, на относительной стоимости реализации каждого продукта, возможной чистой стоимости реализации, учетной цене, если они незначительно отличаются от фактической себестоимости этого продукта. В этом случае стоимость побочного продукта вычитается из себестоимости основного продукта.
В себестоимость готовой продукции помимо затрат на материалы и затрат на их переработку могут быть включены и непроизводственные накладные расходы, необходимые для доведения запасов до их текущего состояния и места их текущего расположения. Например, организация выполняет заказ, но для производства данной продукции пришлось нести затраты по ее разработке. Данный заказ не имеет серийного производства. Заказчик согласен компенсировать не только производственные затраты, связанные с выпуском данной продукции, но и затраты по ее разработке. Хотя такие затраты не относятся к категории производственных, но допустимо включение их в себестоимость выпускаемой по спецзаказу продукции как прочую статью затрат.
Примерами затрат, исключаемых из себестоимости запасов и признаваемых в качестве текущих расходов в период их возникновения могут служить:
• сверхнормативные потери сырья, труда или прочих производственных затрат;
• затраты на хранение, если только они не необходимы в производственном процессе для перехода к следующему его этапу;
• административные накладные расходы, которые не связаны с доведением запасов до их настоящего местоположения и состояния;
• затраты на продажу.
В соответствии с МСБУ (IAS) 2 себестоимость запасов формируется в соответствии с фактически понесенными затратами на приобретение и переработку. Однако, если результаты приближенно выражают значение себестоимости, то при формировании себестоимости запасов допускается использование следующих методов:
для организаций розничной торговли - метод розничных цен;
для производственных организаций - метод нормативных затрат.
Метод нормативных затрат учитывает нормальные уровни (соответствующие установленным нормам) использования сырья, материалов, труда, их эффективности и мощности производства. То есть стоимость готовой продукции определяется некой плановой калькуляцией с обязательным анализом возникших отклонений фактических от нормированных затрат на производство. Плановые калькуляции должны регулярно проверяться и, при необходимости, пересматриваться.
Метод розничных цен, в основном, используется в розничной торговле для оценки запасов, состоящих из большого числа быстро меняющихся изделий, имеющих одинаковый процент валовой прибыли в цене, и для которых невозможно использовать другие методы оценки себестоимости. Себестоимость запасов определяется путем уменьшения продажной стоимости запасов на величину соответствующего процента валовой прибыли. При определении величины процента также учитываются запасы, уцененные до уровня ниже первоначальной продажной цены. На практике каждое подразделения розничной торговли часто использует собственное среднее значение процента.
При использовании метода розничных цен вместе с методом ФИФО предполагается, что все торговые наценки относятся к товарам, закупленным для перепродажи в текущем периоде. Хотя не всегда данное допущение верно, оно приводит к более консервативной оценке стоимости запасов на конец периода. В соответствии с концептуальной основой метода ФИФО, запасы на конец периода состоят из самых давних закупок. Соответственно, при использовании метода розничных цен, запасы на начало периода не принимаются во внимание при подсчете коэффициента отношения себестоимости к розничной цене, и коэффициент определяется как отношение чистых закупок к их розничной цене с учетом торговых наценок.
Для расчета себестоимости запасов используются следующие способы,
а) специфической идентификации затрат,
б) средневзвешенной стоимости;
в) ФИФО: первое поступление - первый отпуск;
Исходя из влияния каждого способа на отчет о прибылях и убытках (в плане оценки использованных запасов), на бухгалтерский баланс (в плане оценки остатков запасов) необходимо сделать обоснованный выбор применяемого способа расчета себестоимости запасов.
Часто возникают обстоятельства, результатом которых может стать обесценение имеющихся запасов. Факт обесценения фиксируется в учете, если возмещаемая стоимость (стоимость, которая могла бы быть получена в результате немедленной реализации запаса) окажется ниже балансовой стоимости запаса.
Себестоимость запасов может быть снижена в следующих случаях:
а) повреждение запасов (порча, поломка, дефекты);
б) полное или частичное устаревание запасов;
в) снижение продажной цены (утрата будущей выгоды);
г) увеличение затрат на завершение или осуществление продажи.
Списание запасов ниже себестоимости, до чистой стоимости реализации, отвечает принципу осмотрительности: активы в балансе организации не должны учитываться выше сумм, получение которых ожидается от их продажи или использования. При этом нецелесообразно списывать запасы на основе их классификации. Например, организации, занимающиеся поставкой услуг, обычно аккумулируют затраты по каждой отдельной услуге, для которой будет устанавливаться отдельная продажная цена, и, таким образом, она рассматривается как отдельная статья.
Способы снижения себестоимости можно объединить в две укрупненные группы:
1. Повышение технического уровня - это процесс изменения технической базы и рост технического уровня, которые достигаются, прежде всего, за счет:
- улучшения использования основных фондов: освобождения от излишних и устаревших основных фондов, их рационального использования, повышения уровня квалификации обслуживающего персонала;
- снижения материалоемкости или материальных затрат на основании рационального использования материальных ресурсов: снижения складских расходов, потерь от брака, использования прогрессивных технологий, поиска новых более выгодных поставщиков и т. д.;
- увеличения производительности труда, а следовательно, снижения трудоемкости. В результате экономия обеспечивается за счет уменьшения затрат на оплату труда и единого социального налога в расчете на единицу продукции, скорректированных на новый объем производства и т. д.
2. Совершенствование организации производства и труда - влияет на снижение себестоимости в результате специализации производства, улучшения организации труда и т. д.:
- определение рационального объема организации и экономия за счет формирования минимальных средних издержек в расчете на единицу продукции;
- улучшение использования рабочего времени: снижение простоев, повышение уровня квалификации работников, определение оптимальной численности трудового коллектива, использование экономически оправданных форм оплаты труда, улучшение условий труда и т. д.
Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете понятие «себестоимость», «издержки»?
2. Приведите классификацию затрат производства.
3. Перечислите статьи калькуляции.
4. Какие виды себестоимости вы знаете?
5. Как определяется себестоимость единицы продукции?
6. Как классифицируются затраты на производство продукции?
7. Перечислите способы снижения себестоимости.
Задания для семинарского и практического занятия
1. Оценка влияния материальных затрат на объем производства.
Затраты на сырье и материалы во втором квартале года по сравнению с первым возросли на 40%. Был изменен объем производства и реализации продукции. Прочие составляющие переменных издержек производства, приходящиеся на единицу продукции, остались неизменными. Удельные совокупные издержки выросли на 22800 тг. Общие постоянные расходы не изменились. В первом квартале удельные совокупные издержки производства составили 98200 тг., а удельные постоянные издержки — 30200 тг. Доля затрат на сырье и материалы в структуре себестоимости в первом квартале составила 70%.
Определить, на сколько процентов был изменен объем производства.
2. Определение расходов на содержание и эксплуатацию оборудования двумя методами.
Определить РСЭО детали "цилиндр" на основе данных табл. 21.
Таблица 18.
Исходные данные для расчетов
Показатель | Значение |
1. Трудоемкость обработки цилиндра по операциям, мин: - токарной - фрезерной - шлифовальной | |
2. Годовая программа выпуска цилиндров в цехе, тыс. шт. | 2,00 |
3. Основная заработная плата производственных рабочих на деталь, тенге. | 1,7 |
4. Коэффициент выполнения норм | 1,1 |
5. РСЭО за год по цеху, тыс. тг. | |
6. Стоимость машино-часа работы оборудования (нормативная) по группам, тг.: - токарной - фрезерной - шлифовальной | 1.38 1,19 0,59 |
3. Определение затрат на одну тенге стоимости продукции.
Определить затраты на 1 тенге стоимости произведенной продукции, если известно, что материальные затраты составляют 80% себестоимости продукции, или 3290 тыс.тг., а стоимость произведенной продукции — 5800 тыс. тг.
4. Оценка влияния изменения объема производства на показатель затрат на 1 тенге товарной продукции.
Стоимость произведенной продукции 5,6 млн. тг., себестоимость произведенной продукции 4,5 млн. тг. Условно-постоянные расходы составляют в себестоимости продукции 3%. В проекте предусмотрено увеличение производства продукции до 6 млн. тг.
Каким образом изменится показатель затрат на 1 тг. стоимости произведенной продукции?
5. Оценка изменения себестоимости продукции под влиянием ряда факторов.
Определить, как изменится себестоимость продукции, если предполагается изменение показателей (табл.22).
Таблица 19.
Исходные данные для расчетов
Показатели | Сумма, тыс. тг. (базовый год) | Изменения в плановом году, % |
1. Материальные затраты | + 3 | |
2. Оплата труда (основная и дополнительная) | + 5 | |
3. Отчисления на социальные мероприятия | 37.5% | - 5 |
4. Амортизационные отчисления | + 1 | |
5. Прочие расходы | + 2 |
6. Оценка влияния объема производства на себестоимость продукции.
Индекс объема производства равен 1,02. Себестоимость продукции составляет 2,6 млн. тг., в том числе условно-постоянные расходы составляют 4% в себестоимости продукции, а условно-переменные — 96% (или 3,5% и 83,2% в стоимости продукции).
Как изменится себестоимость и стоимость продукции в связи с ростом объема производства?
Методические указания
Для выполнения заданий необходимо знать смету затрат на производство, калькуляцию себестоимости электроэнергии и тепла, а также особенности состава и структуры себестоимости энергии энергетических объектов.
Литература
Основная
1. Самсонов В.С., Вяткин М.А. Экономика предприятий энергетического комплекса: учебное пособие для ВУЗов. М.: Высш.шк., 2003 г. - 416 с.
2. Рогалев Н.Д. Экономика энергетики: учебное пособие для вузов.М.: Издательство МЭИ, 2005 г.-288 с.
3. Методические рекомендации по применению МСБУ (IAS) 2 «Запасы»
Дополнительная
4. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: практикум. М.: Издательство ИНФРА-М, 2004 г. – 224 с.
5. Практикум по экономике организации: учеб.пособие/под ред.Тальминой П.В.-М.: Финансы и статистика, 2006 г.-480 с.
6. Зельцбург Л. М. Экономика электроснабжения промышленных предприятий. Из-во «Высшая школа», М. 1976г.
Тема 7 Ценообразование и тарифы в энергетической отрасли
Цель занятия:изучить классификацию затрат, калькуляцию себестоимости электроэнергии и тепла, способы снижения себестоимости.
Ключевые слова:цена, ценовая политика, тариф, нормативная прибыль, штраф.
Лекция
1. Понятие цены и функции.
2. Концепция тарифообразования в электроэнергетике.
3. Формирование цены на топливо, тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Цена - это экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются, главным образом, через рынок; - это денежное выражение стоимости товара. Цены применяются в любой экономической системе, но формируются и действуют по-разному: в плановой экономике цена выступает как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства; в рыночной экономике - цена как часть саморегулирования рынка. Цена - рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.
Совокупность цен с учетом их формирования и изменения действует как ценовой механизм, который состоит из 2 частей:
- цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;
- ценообразование - способ, правила установления, формирование новых цен и изменение действующих. Ценообразование выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен.
При формировании цены существует:
- нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т. к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств;
- верхний предел, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар.
Цена может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов. Экономическая природа цены проявляется в двойной роли, которую она играет на рынке:
- цена как индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, экономический риск и т. п.);
- цена как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность тенге, оборачиваемость товарных запасов.
Сущность цены проявляется в их функциях. Функции цен обусловлены функциями денег, т. к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла. Выделяют следующие основные функции цены:
1. Измерительная
2. Сравнивая ценности различных товаров, их можно дифференцировать на дорогие и дешевые.
3. Учетная
4. Регулирующая.
5. Стимулирующая.
6. Перераспределительная.
7. Информационная.
Любой товар имеет стоимость и потребительную стоимость. Затратное ценообразование связано с первой составляющей товара, ценностное ценообразование - со второй.
Затратное ценообразование - подход, в основе которого лежат фактические затраты на производство и реализацию товара. Логика затратного процесса ценообразования следующая: определение возможного объема производства, который, по сути, задает объем продаж на рынке → расчет затрат на единицу продукции → установление цены.
Недостаток затратного подхода: величину средних затрат (на единицу продукции), которая должна быть основой цены, невозможно определить до того, как цена будет установлена и опробована на рынке. От масштабов производства прямо зависит величина затрат на единицу продукции (эффект масштаба): при росте масштабов выпуска снижается сумма постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции, и, соответственно, снижается величина средних затрат на выпуск продукции.
Ценностное ценообразование - подход к ценообразованию, обеспечивающий получение большей прибыли за счет достижения выгодного для фирмы соотношения "ценность - затраты". Ценностный процесс ценообразования происходит по следующей схеме: установление цены → определение возможного объема продаж по данной цене → определение возможного объема производства → расчет затрат на единицу продукции.
На затратном подходе к ценообразованию основываются затратные методы, рассмотренные ниже. Кроме того, с затратным ценообразованием связано пассивное ценообразование. Пассивное ценообразование - установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов.
Ценностное ценообразование связано с активным ценообразованием - установлением цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и ценового уровня прибыльности
В электроэнергетике цены называют тарифами, т.к. все предприятия отрасли являются монополистами и их деятельность находится под контролем государства.
Принципы, которые лежат в основе разработки концепции тарифообразования в электроэнергетике:
- соответствие концепции тарифов на энергию стратегическим задачам энергетики. Почти во всех странах разработке концепции тарифов предшествует разработка и принятие энергетической программы страны.
- выполнение тарифом основных специфических функций: экономической, финансовой и социально-политической.
Финансовая функция тарифа на электроэнергию определяет состояние и развитие энергопредприятия, а также финансовые поступления.
Экономическая функция заключается в определении тарифа, как экономического «послания» потребителю. Основываясь на тарифах, пот- потребитель выбирает график потребления и форму потребления электроэнергии. Таким образом, энергопредприятие воздействует на потребителя через дифференцированные тарифы на электроэнергию с целью, например, выравнивания графика нагрузки.
Социально-политическая функция означает, что тариф - это инструмент политики государства. Государство с помощью системы тарифов влияет на развитие экономики, промышленности или же проводит свою политику тарифов с целью перераспределения доходов.
- выбор метода расчета цены за электроэнергию.
- тариф должен обеспечивать конкурентоспособность электроэнергии по сравнению с другими видами энергоносителей.
- государственное регулирование. Уровень тарифа, определяемый принятой концепцией определения себестоимости электроэнергии, может быть скорректирован вмешательством государства и других органов власти.
- унификация тарифа по территории страны (региона).
- дифференциация или её отсутствие в системе тарифов.
- корректировка уровня тарифа на электроэнергию в зависимости от внешних факторов.
Изложенные принципы позволяют осуществить системный подход к выработке концепции тарифообразования в электроэнергетике Казахстана. Современные предприятия подходят к проблемам ценообразования по-разному, это зависит от типа рынков, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования и от которых зависит ценовая политика продавца. Различают четыре типа рынков: чистая конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополистическая конкуренция; монополия. Электроэнергетика исторически является «естественной» монополией, т.к. развитие конкуренции здесь неэффективно с точки зрения затрат ресурсов экономической системы.
Дифференциация цен на энергетическую продукцию производится по нескольким признакам: по числу часов использования максимума электропотребления; по участию потребителя в максимуме нагрузки энергосистемы; по заполнению суточного графика нагрузки; по уровню потребления и др. Тарифы на электроэнергию и энергоносители можно классифицировать следующим образом.
1. Одноставочные тарифы – оплата фактически потребленной энергии по определенной ставке.
2. Двухставочные тарифы – оплата заявленного максимума нагрузки (основная ставка) независимо от того, используется величина этого максимума или нет; и плата за фактически потребленную энергию по счетчику (по так называемой дополнительной ставке).
3. Многоставочные тарифы – двуставочный тариф дополняется дифференцированной оплатой: повышение тарифа в часы максимума нагрузки и льготный тариф на электроэнергию в ночные часы.
4. Штрафные тарифы – постоянные или одноразовые экономические санкции за невыполнение договорных обязательств.
5. Льготные тарифы – уже упоминавшийся льготный тариф на «ночную» электроэнергию, премирование (разовое снижение тарифа) за повышение (в определенных пределах) коэффициента мощности () и др. Обычно цена на любую продукцию формируется на рынке в зависимости от соотношения спроса и предложения. Любой производитель должен получать за свою продукцию такую сумму, чтобы покрыть издержки производства и получить минимальную прибыль для обновления оборудования, развития производства, выживания в условиях рынка. Тогда цена на продукцию энергопредприятия, цена производства (Ц), может быть представлена как сумма себестоимости (С) и минимальной нормативной прибыли ( ):
Ц = С + (33)
Нормативная прибыль – это минимальный размер прибыли, при получении которой предприятие может выжить в условиях рынка, обеспечить свою финансовую устойчивость, поддерживая необходимый уровень конкурентоспособности своей продукции, своевременно обновляя технологию и проводя другие действия для того, чтобы соответствовать современным требованиям рынка.
Цены и тарифы на энергетическую продукцию значительно меньше подвержены рыночной конъюнктуре, так как, во-первых, спрос на энергию практически постоянен, «неэластичен» и, во-вторых, топливная промышленность и энергетика в основном являются естественными монополистами.
Кроме своего основного назначения (дифференцированной цены на энергетическую продукцию), тарифы призваны выполнять задачу стимулирования потребителей, во-первых, к выравниванию графиков нагрузки и, во-вторых, к рациональному использованию энергетических ресурсов. Этому способствует применение двуставочных, многоставочных и штрафных тарифов.
При электроснабжении предприятий от энергосистем, если их присоединенная мощность превышает 750 кВА, энергия оплачивается по двуставочному тарифу. Тогда сумма оплаты потребленной электроэнергии (Иэ) и внутризаводская цена (Цэ) рассчитываются с учетом из основного тарифа (Т0) – платы за предъявленный максимум нагрузки (Рм), р./КВт и дополнительного тарифа (Тд) – платы за каждый фактически потребленный КВт ч (Эгод), тг./КВт·ч:
(34)
где = / – число часов использования максимума нагрузки, ч/г. Это условный показатель, отвечающий на вопрос: какое время (ч) должен проработать потребитель с максимальной нагрузкой , чтобы потребить количество электроэнергии, фактически потребляемой за год . Очевидно, чем выше число часов использования максимума, тем плотнее график энергопотребления и ниже цена на 1 КВт·ч. Это и есть стимулирующая роль двуставочного тарифа.
В настоящее время имеются расчеты с потребителями по двуставочному тарифу также и за тепловую энергию, расходуемую на технологические нужды.
В ближайшее время все шире будут применяться многоставочные тарифы на электроэнергию – повышенная плата за потребление энергии в часы максимума нагрузки и льготный тариф за потребление в ночное время. Если предприятие в течение года во время максимума потребляет Эм, ночью Эн, то при соответствующих тарифах Тмм и Тн общая сумма оплаты будет:
(35)
Кроме того, в энергетике в ряде случаев применяются штрафные и повышенные тарифы, например, для сокращения потребления реактивной мощности по показателю. По штрафному тарифу потребители оплачивают электроэнергию, перерасходованную против его количества, предусмотренного договором. Штрафы применяются и к энергоснабжающим организациям со стороны потребителей – за аварийный недоотпуск энергии по их вине.
Разновидностью дифференцированного тарифа могут стать особые тарифы при повышенной надежности энергоснабжения, если она нужна некоторым потребителям.
Контрольные вопросы
1. Что вы понимаете под понятием «цена» и «ценовой механизм»?
2. Перечислите функции цен.
3. Что вы понимаете под «тарифами» и какая концепция формирования тарифов вам известна?
4. Приведите классификацию тарифов в электроэнергетики.
5. Как формируется цена на продукцию энергопредприятий?
Задания для семинарского и практического занятия
1. Расчет цены продукции.
Полная коммерческая себестоимость изделия составляет 58 тг, прибыль, предусмотренная в оптовой цене — 24 тг, транспортные расходы в цене товара составляют 0,39 тг., налог на добавленную стоимость — 20%, торговая надбавка — 30%.
Определить цену реализации изделия.
2. Определение розничной цены реализации продукции, расфасованной в возвратную тару.
Торговым предприятием получена молочная продукция, отпускная цена которой составляет 0,42 тг., в том числе стоимость бутылки 0,12 тг. Предприятие делает надбавку в размере 25%.
Определить цену реализац