Спрос и его изменение. Закон спроса. Изменение в спросе и изменение величины спроса. Эластичность спроса
Спрос – платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, к-рую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия (денежное выражение величины потребности в товарах и услугах).
Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к росту величины спроса и наоборот (обратная пропорциональная зависимость).
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов, называется функцией спроса. Если все факторы, кроме цены товара, являются неизменными, то будем иметь функцию спроса от цены. Математическая формула функции спроса от цены имеет вид: Qd = f (P). Функция спроса от цены может быть представлена также табличным и графическим способами. Рассмотрим табличное (табл. 4.1.) и графическое представление функции спроса от цены на условном примере.
Таблица 4.1.
Индивидуальный спрос на яблоки семьи Ивановых в неделю
Цена, р. за кг., (P) | Объем спроса, кг., (Q) |
P1 =50 | Q1 = 2 |
P2 = 25 | Q2 = 4 |
P3 = 10 | Q3 = 7 |
P2 = 5 | Q4 = 10 |
График, показывающий, какое количество товара готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени, называется кривой спроса (рис. 4.1.). Кривая спроса имеет отрицательный наклон, она является убывающей.
Рис. 4.1. Кривая спроса на яблоки
Изменение цены товара обусловливает изменение объема спроса (конкретного значения функции спроса) и соответствующее перемещение из одной точки в другую вдоль кривой спроса. Изменение всех прочих факторов (они называются неценовыми факторами спроса или детерминантами спроса) ведет к изменению спроса (самой функции спроса) и сдвигу кривой спроса влево при уменьшении спроса (кривая D1 на рис. 4.2.) и вправо при увеличении спроса (кривая D2 на рис. 4.2.).
Рис. 4.2. Изменение спроса
Факторы, влияющие на спрос:
- цена (изменяется величина спроса)
Основными неценовыми факторами, влияющими на спрос, являются:
- вкусы, предпочтения потребителей;
- количество потребителей (увеличение доли пенсионеров в общем числе нас-ия повысит спрос на лекарства);
- доходы потребителей. Рост доходов увеличивает спрос на нормальные товары и вызывает падение спроса на «низшие товары»;
- цены других товаров.
- ожидания потребителей.
Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.
Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, к-рые теперь относительно дороже.
Товары-дополнители и товары-заменители. Рост цены на бензин приводит к снижению спроса на автомобили. Рост цены на кофе приводит к увеличению спроса на чай.
При росте цен на товары-заменители спрос на данный товар увеличивается (эффект замещения), а при увеличении на дополняющие – спрос уменьшается.
Может ли кривая спроса пересекать оси?
Эластичность спроса – степень изменения объема спроса в зависимости от изменения цены. Абсолютно эластичный (---) и абсолютно жесткий (I) спрос. Примеры. Кривые.
Эластичность спроса по цене:
К эл.= ; Если Кэл. Больше 1, значит спрос эластичный
Если К Эл. =1, говорят о единичной эластичности спроса
На практике, как правило, изменения цены или объема спроса являются существенными, и в таких случаях рассчитывается коэффициент дуговой эластичности спроса по цене, он имеет вид:
Ed = (∆Q /∆ P) ∙ (P1+P2/Q1+Q2), где ∆Q = Q2 - Q1, ∆P = P2 - P1.
Для количественной оценки степени реакции спроса, предложения и рыночного равновесия на различного рода изменения в экономической теории используется специальный инструмент - коэффициенты эластичности. Эластичность(elasticity) в общем виде - это выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной.
Чувствительность объема спроса к изменению цены товара показывает эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по цене (Ed) – это есть показатель процентного изменения объема спроса, вызванного однопроцентным изменением цены товара при прочих неизменных условиях. В общем виде коэффициент эластичности спроса по цене можно представить как:
Ed = Процентное изменение объема спроса / Процентное изменении цены.
Так как кривая спроса имеет отрицательный наклон, то эластичность спроса по цене является отрицательной величиной. В экономическом анализе используется значение Еd по модулю. Возможны следующие значения этого показателя:
- если однопроцентное изменение цены приводит к сильной реакции - объем спроса изменяется более, чем на 1%, то такой спрос называется эластичным;
- при слабой реакции при однопроцентном изменении цены, объем спроса изменяется от 0% до 1%. Такой спрос называется неэластичным;
- если один процент изменения цены приносит один процент изменения объема спроса, то спрос имеет единичную эластичность;
-. если величина спроса не реагирует на изменение цены, то есть Ed=0, спрос является абсолютно неэластичным (рис. 4.9);
- если Ed стремится к бесконечности, то имеет место абсолютно эластичный спрос (рис. 4.10).
Рис 4.9.Абсолютно Рис 4.10. Абсолютно
неэластичный спрос эластичный спрос
При незначительных изменениях в цене и объеме спроса рассчитывается коэффициент точечной эластичности спроса по цене: Ed =∂Q/∂Р ∙ Р/Q. Для линейной функции спроса вида Qd = a - b ∙ P формула точечного коэффициента эластичности имеет вид: Ed = - b ∙ Р/Q. На кривой спроса заданной линейной функцией коэффициент эластичности будет различным в разных точках этой кривой. В точке, лежащей в середине кривой, значение эластичности составляет │Ed│ = 1, выше этой точки - │Ed│ ›1; ниже - │Ed│ ‹ 1, в точке на оси абсцисс - │Ed│ = 0, в точке на оси ординат -.│Ed│ = ∞.
На эластичность спроса по цене влияет ряд факторов:
- степень необходимости данного блага для потребителя. Чем более необходимым является данное благо для потребителя, тем менее эластичен спрос на него;
- наличие товаров-заменителей. Спрос тем эластичнее, чем больше товаров-заменителей;
- доля расходов на данный товар в доходе потребителя. При небольшой доле спрос мало эластичный;
- промежуток времени. В долгосрочном периоде покупатели сильнее реагируют на изменение цены, чем в краткосрочном периоде. То есть, долгосрочные кривые спроса более эластичны, чем краткосрочные.
Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует процентное изменение объема спроса на некий товар в ответ на изменение цены другого товара на 1% при прочих неизменных условиях. Перекрестная эластичность спроса по цене меньше нуля для взаимодополняемых товаров и больше нуля для взаимозаменяемых. Для независимых друг от друга товаров перекрестная эластичность равна нулю.
Эластичность спроса по доходу – это процентное изменение объема спроса, вызванное 1% изменением в доходе при прочих неизменных факторах. Для нормальных товаров данный показатель больше нуля, для низших товаров – меньше нуля. Нормальные товары в зависимости от величины эластичности спроса по доходу могут быть разделены на три группы: товары первой необходимости – эластичность спроса по доходу для них оставляет больше 0, но меньше 1; товары второй необходимости – эластичность по доходу равна 1; предметы роскоши – эластичность по доходу больше1.
Эластичность предложения по цене показывает на сколько процентов изменится объем предложения при изменении цены товара на 1% при прочих неизменных факторах. Так как кривая предложения возрастающая, то эластичность предложения по цене всегда величина положительная. На эластичность предложения наибольшее влияние оказывает промежуток времени. Объем предложения менее чувствителен к изменению цены в краткосрочном периоде, чем в долгосрочном периоде, когда фирма имеет возможность привести используемые ресурсы в соответствие с изменившимися условиями.
Перекрестная эластичность по различным товарам - зависит не только от цены на это товар, но и от цены на другие товары.
Не имея точных цифр, можно определить, эластичен ли спрос на товар, с помощью оценки следующих факторов:
- предметы первой необходимости обладают чрезвычайно неэластичным спросом, спрос на предметы роскоши сильно эластичен;
- чем больше заменителей у интересующих нас товаров, тем спрос эластичнее;
- чем выше доля цены товара в доходе потребителя, тем выше и эластичность спроса;
- чем больше времени требуется потребителю для принятия решения о покупке, тем больше и эластичность спроса.
Св-во ценовой эластичности:
Как правило, эластичность варьируется в зависимости от ценового интервала, выбранного на кривой спроса. Для большинства кривых спроса эластичность оказывается более значительной в левом верхнем углу графика по сравнению с правым нижним. Так, в левом верхнем углу изменение количества продукции обычно довольно велико постольку, поскольку мало первоначальное количество, от которого ведется отсчет. Аналогичным образом изменение цены в этой части графика обычно невелико, поскольку велика первоначальная цена, по сравнению с которой подсчитывается процент изменения. Относительно большое изменение кол-ва продукции, деленное на относительно небольшое изменение цены, дает в результате эластичный спрос. Применительно к правому нижнему участку кривой спроса справедливо будет обратное рассуждение. Таким образом, спрос является более эластичным на отрезке высоких цен и менее эластичным на отрезке низких цен.
Практическое применение:
При эластичном спросе снижение цены значительно повышает объем покупок, спрос растет быстрее, чем падает цена, и выручка предприятия растет. При возрастании цены, напротив, объем покупок значительно сокращается, спрос снижается более быстрыми темпами, чем растет цена, и выручка предприятия падает.
При неэластичном спросе при снижении цены темпы роста спроса будут меньше темпов снижения цены, что сократит выручку. При возрастании цены на товар с неэластичным спросом темпы роста цены будут меньше темпов снижения спроса, поэтому выручка предприятия будет расти.
2. Предложение. Закон предложения. Изменение в предложении и изменение величины предложения. Эластичность предложения
Предложение – кол-во товаров, к-рое м.б. предложено покупателям по определенной цене (товары, к-рые находятся на рынке или могут быть доставлены на него).
Закон предложения – чем выше цены, тем выгоднее производить товар и тем больше товаров будет поступать на рынок (прямая пропорциональная зависимость).
Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. Если все факторы, кроме цены товара, являются неизменными, то будем иметь функцию предложения от цены. Математическая формула функции предложения от цены имеет вид: Qs = f (P). Функция предложения, как и функция спроса от цены, может быть представлена также табличным (табл. 4.2) и графическим способами.
Таблица 4.2.
Предложение котлет столовой ЛГТУ в день
Цена, р. за шт., (P) | Объем предложения, шт., (Q) |
P1 = 22 | Q1 = 90 |
P2 = 18 | Q2 = 80 |
P3 = 14 | Q3 = 70 |
P4 = 10 | Q4 = 50 |
P5 = 4 | Q5 = 10 |
График, показывающий, какое количество товара может быть предложено по разным ценам в данный момент времени, называется кривой предложения (рис. 4.3.). Кривая предложения имеет положительный наклон, она является возрастающей.
Рис. 4.3. Кривая предложения котлет столовой ЛГТУ в день
Изменение цены товара обусловливает изменение объема предложения (конкретного значения функции предложения) и соответствующее перемещение из одной точки в другую вдоль кривой предложения. Изменение всех прочих факторов (они называются неценовыми факторами предложения или детерминантами предложения) ведет к изменению предложения (самой функции предложения) и сдвигу кривой предложения вправо при увеличении предложения (кривая S1 на рис. 4.4.) и влево при уменьшении предложения (кривая S2 на рис. 4.4.).
Рис. 4.4. Изменение предложения
Основными неценовыми факторами, влияющими на предложение, являются:
- цены на ресурсы. Рост цен на ресурсы уменьшает предложение при всех возможных рыночных ценах;
- технологии. Применение более совершенной технологии позволяет увеличить предложение при всех возможных рыночных ценах. Цены на ресурсы и технологии вместе характеризуют издержки производства;
- количество продавцов. Чем их больше, тем больше предложение при каждом возможном уровне цен;
- налоги и субсидии. Действие налогов равнозначно изменению цен на ресурсы. Их увеличение сокращает предложение при каждом возможном уровне цен. Субсидии – это налоги наоборот, они дают возможность расширить производство;
- цены других товаров;
- ожидания производителей.
Факторы, влияющие на предложение:
- цена (изменяется величина предложения)
- число продавцов
- изменения в технологиях
- цены на ресурсы или другие товары
- налоги и дотации (увеличение первых сокращает предложение)
- ожидание продавцов (инфляция)
Кривая предложения пересекает ось вертикальную в точке себестоимости.
Эластичность предложения – степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены. Абсолютно эластичное (---) и абсолютно жесткое (I) предложение. Примеры. Кривые.
3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Потолки цен и дефициты. Нижний уровень цены и товарные излишки
Кривые спроса и предложения делят рыночное пространство на следующие 4 зоны:
1. мертвая зона рынка (отсутствуют интересы как у продавца, так и у покупателя)-справа
2. зона возможных продаж, но невозможных покупок - вверху
3. зона возможных покупок, но невозможных продаж - внизу
4. зона желательных сделок м/у продавцом и покупателем, т.е. именно здесь достигаются некоторые равновесные состояния, однако все они, кроме точки равновесия, неустойчивы – слева от точки равновесия
Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной ценой (Pe), а объем продаж – равновесным объемом (Qe).
Рис. 4.5. Спрос, предложение и рыночное равновесие
Данное равновесие при неизменности прочих факторов является устойчивым и единственным. При любой другой цене, отличной от Ре рынок является несбалансированным. Если реальная рыночная цена Р1 выше равновесной, то объем предложения больше объема спроса, возникает избыток предложения или перепроизводство товаров (рис. 4.6.). Если реальная рыночная цена Р2 ниже равновесной, то объем спроса больше объема предложения и при данной цене имеет место избыток спроса или дефицит товаров (рис. 4.7.).
Рис 4.6. Избыточное предложение Рис 4.7. Избыточный спрос
Потолок цены – законодательно установленная максимальная цена, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу (ниже цены равновесия). Основание для введения – позволяет потребителям приобретать некоторые товары первой необх-сти , к-рые они не смогли бы купить при равновесных ценах.
Нижний уровень цены – минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия. Применяется в целях обеспечения достаточного уровня дохода определенным группам производителей (например, с/х производителям).