Оценка эффективности мероприятий по повышению устойчивого функционирования
Целью проведения мероприятий по повышению устойчивого функционирования машиностроительного завода, является сохранение в работоспособном состоянии используемого уникального, специального и важного технологического оборудования.
Этой цели можно достичь двумя путями:
- повысить устойчивость зданий, где находится уникальное, специальное и важное техническое оборудование, путём установки противообвальных устройств.
- повысить устойчивость функционирования уникального, специального и важного технического оборудования, путём оборудования защитных устройств вантового типа (решетчатых конструкций) над каждым образцом этого оборудования.
В эксплуатации машиностроительного завода находится следующее оборудование:
Уникальное оборудование:
- в кузнечном цехе – прессы гидравлические;
- в механическом цехе №2 - станки легкие, ЧПУ;
- в прессовом цехе – прессы.
Специальное оборудование:
- в мартеновском цехе - машины тяжелые;
- в сборочном цехе – конвейер.
Важное оборудование:
- в литейном цехе - станки тяжелые;
- в шлифовальном, механическом №1, инструментальном цехах – станки легкие.
Эффективность мероприятий по повышению устойчивого функционирования, оценивается отношением дополнительных затрат приращению вероятности , сохранения цеха (технического оборудования), которое было вызвано этими затратами. Эффективность мероприятий вычисляется по формуле (3.1):
(3.1)
где q1, q2 - вероятности сохранения цеха (технологического оборудования) соответственно до и после проведения мероприятий по повышению устойчивости функционирования.
Величина q1 рассчитывается по формуле (3.2):
q1 = 1- Р∑ (3.2)
Результаты вычислений занесены в таблицу 3.1.
Таблица 3.1 – Результаты вероятности сохранения зданий и технологического оборудования
№ на плане | Наименование здания | При взрыве конденсированного взрывчатого вещества | При взрыве газовоздушной смеси | ||||||
Мартеновский цех | |||||||||
Литейный цех | 0,08 | 0,93 | |||||||
Кузнечный цех | |||||||||
Шлифовальный цех | 0,58 | 0,42 | 0,91 | 0,09 | |||||
Механический цех № 1 | 0,05 | 0,95 | 0,55 | 0,45 | |||||
Механический цех № 2 | 0,05 | 0,95 | 0,64 | 0,36 | 0,32 | 0,68 | |||
Сборочный цех | 0,14 | 0,86 | |||||||
Электроцех | 0,23 | 0,77 | 0,41 | 0,59 | |||||
Инструментальный цех | |||||||||
Столярный цех | 0,78 | 0,36 | |||||||
Прессовый цех | 0,02 | ||||||||
Котельная | - | - | 0,03 | - | - | ||||
Склад готовой продукции | - | - | 0,05 | 0,92 | - | - | |||
Диспетчерская | - | - | 0,86 | 0,23 | - | - | |||
Баки с горючим | - | - | - | - | |||||
Газгольдеры | - | - | - | - | - | - | |||
ГРП 1 | - | - | - | - | |||||
ГРП 2 | - | - | 0,68 | 0,32 | - | - | |||
Хранилище АХОВ | - | - | - | - | |||||
ГВЦ | - | - | - | - | |||||
Насосная | - | - | 0,42 | 0,58 | - | - |
Для установки противообвальных устройств (ПОУ) на конструкциях перекрытий цехов требуется дополнительно затратить 7 тыс руб. на 1 м2 производственной площади цеха. При этом вероятность сохранности оборудования при давлениях, вызывающих не менее сильные разрушения зданий, достигается равной 0,9, что позволяет сохранить в работоспособном состоянии уникальное, специальное и важное ТО.
Дополнительные затраты для установки ПОУ определяем по формуле (3.3):
(3.3)
где S- площадь цеха, м2;
См- стоимость 1 м2 площади цеха, равная 7 тыс. руб.
Результаты заносим в таблицу 3.2.
Таблица 3.2 – Результаты эффективности мероприятий при установке противообвальных устройств
№ на плане | Название здания | , тыс.руб | |||
При взрыве КВВ | При взрыве ГВС | ||||
Мартеновский цех | 0,9 | - | - | ||
Литейный цех | - | - | |||
Кузнечный цех | - | - | |||
Шлифовальный цех | - | ||||
Механический цех № 1 | - | - | |||
Механический цех № 2 | - | - | |||
Сборочный цех | 76222,22 | - | |||
Электроцех | - | - | |||
Инструментальный цех | - | ||||
Столярный цех | - | 4447,059 | |||
Прессовый цех | - | - |
Продолжение таблицы 3.2
Склад готовой продукции | 0,9 | - | - | ||
Диспетчерская | - | 994,7368 | |||
Котельная | |||||
ГВЦ | - | ||||
Насосная | - | ||||
Общие затраты | 98097,22 | 19896,8 |
Дополнительные затраты на устройство:
- защитных кожухов вантового типа составляют 9 тыс.руб. на 1 м2 площади станка,
- решетчатых пластических конструкций - 5 тыс. руб. на 1 м2.
Дополнительные затраты для установки защитных устройств вантового типа, решетчатых конструкций определяем по формуле (3.4):
(3.4)
где N - количество станков в цеху, шт.;
S ст.- площадь одной единицы ТО, м2;
Сс. - стоимость 1 м2 площади единицы ТО, тыс. руб.
Площади единиц ТО принимаемравными:
- 6 м2 - легкие станки;
- 12 м2 - тяжелые станки и машины;
- 16 м2 - гидравлические прессы;
- 25 м2 – конвейеры.
Вероятность сохранения станочного оборудования под вантовыми устройствами (q2) увеличится до 0,9, а под решетчатыми конструкциями - до 0,8.
Результаты заносим в таблицы 3.3 и 3.4.
Таблица 3.3 - Результаты эффективности мероприятий при оборудовании защитными кожухами вантового типа
№ на плане | Название здания | , тыс.руб | При взрыве КВВ | При взрыве ГСМ | |
,тыс.руб | ,тыс.руб | ||||
Мартеновский цех | 0,9 | - | - | ||
Литейный цех | - | - | |||
Кузнечный цех | - | - | |||
Шлифовальный цех | 1333,33 | ||||
Механический цех № 1 | - | ||||
Механический цех № 2 | 4909,09 | ||||
Сборочный цех | |||||
Электроцех | 16615,38 | 6967,74 | |||
Инструментальный цех | - | ||||
Столярный цех | - | ||||
Прессовый цех | - | - | |||
Общие затраты | 24648,72 | 25826,83 |
Таблица 3.4 - Результаты эффективности мероприятий при оборудовании решетчатыми пластичными конструкциями
№ на плане | Название здания | , тыс.руб | При взрыве КВВ | При взрыве ГСМ | |
, тыс.руб | , тыс.руб | ||||
Мартеновский цех | 0,8 | - | - | ||
Литейный цех | - | - | |||
Кузнечный цех | - | - | |||
Шлифовальный цех | 845,07 | - | |||
Механический цех № 1 | - | ||||
Механический цех № 2 | 1363,64 |
Продолжение таблицы 3.4
Сборочный цех | 312,5 | - | |||
Электроцех | 0,8 | 5714,28 | |||
Инструментальный цех | - | 1312,5 | |||
Столярный цех | - | ||||
Прессовый цех | - | - | |||
Общие затраты | 45521,20 | 12401,8 |
Выводы по третьему разделу
В данном разделе был проведен выбор и оценка эффективности мероприятий по повышению устойчивости работы машиностроительного завода при аварии.
Проведение мероприятий увеличивает денежные траты на содержание объекта, но в то же время это позволит увеличить устойчивость зданий и технологического оборудования в случае возникновения чрезвычайной ситуации. И таким образом, материальный ущерб будет снижен, если всё же авария произойдёт.
Проанализировав полученные результаты выявлено, что наиболее эффективным мероприятием по повышению устойчивости функционирования машиностроительного завода является применение защитных устройств вантового типа при взрыве тритонала, и решётчатых пластичных конструкций – при взрыве газгольдеров. Применение же противообвальных устройств нецелесообразно ввиду их высокой экономической стоимости.
4 Определение состава Комиссии по повышению устойчивого функционирования и разработка плана – графика наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта экономики в условиях чрезвычайных ситуаций
Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:
- предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- снижение возможных потерь и разрушений от аварий, катастроф, стихийных бедствий, современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;
- создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, применения современных средств вооруженной борьбы;
- проведение работ по восстановлению нарушенного производства;
- защиту рабочих, служащих, членов их семей и их жизнеобеспечение.
Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в военное время осуществляют руководители организаций и комиссии по повышению устойчивости.
На них возлагаются следующие задачи:
1. планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, воздействия современных средств поражения;
2. оценка состояния, возможностей и потребностей объекта для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;
3. организация исследований по вопросам устойчивости функционирования объекта, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;
4. проверка качества выполнения мероприятий по повышению устойчивости функционирования предприятия;
5. обобщение данных и подготовка предложений руководителю объекта по вопросам повышения устойчивости функционирования объекта для принятия решения по переводу предприятия на работу в режиме военного времени;
Комиссия по ПУФ объекта является постоянно действующим органом. Она обязана осуществлять планирование и внедрение инженерно-технических мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования объекта в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Комиссия по ПУФ объекта в своей работе руководствуется:
- Федеральным Законом РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- Федеральным Законом РФ от 12.02.1998№ 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
- Федеральным законом РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- Федеральным законом РФ от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- Постановлением Правительства РФ № от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и другими нормативными документами.
Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для выполнения всеми руководителями структурных подразделений объекта.
Расходы по внедрению мероприятий по ПУФ объект осуществляет за счет своих средств.
Общее руководство деятельностью комиссии по ПУФ осуществляет руководитель объекта экономики.
Руководство повседневной деятельностью комиссии осуществляет главный инженер - председатель комиссии.
Разработку годовых и перспективных планов мероприятий по ПУФ, ведение протоколов заседаний комиссии и оформление ее решений осуществляет секретарь комиссии.
Показателем эффективности работы комиссии является степень защищенности объекта от воздействия возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий и военных факторов.
Основные задачи и полномочия комиссии по ПУФ:
1. Планирование мероприятий и организация работ по повышению устойчивости функционирования объекта для исключения и снижения потерь НРС и основных производственных фондов от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения в условиях войны; содействие КЧС объекта в организации ее работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время.
2. Организация и проведение исследовательских работ (учений) по оценке уязвимости объекта экономики от аварий, катастроф, стихийных бедствий и современных средств поражения.
3. Организация и проведение учений и тренировок с руководящим составом по вопросам повышения устойчивости функционирования объекта экономики, защиты рабочих и служащих в чрезвычайных ситуациях.
4. Координация и контроль работы структурных подразделений и служб объекта экономики по выполнению требований нормативных документов, регламентирующих повышение устойчивости функционирования в чрезвычайных ситуациях.
5. Контроль выполнения инженерно-технических мероприятий ГО при строительстве и реконструкции зданий и сооружений в соответствии с техническими условиями.
6. Подготовка объекта экономики к проведению мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению личного состава, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях.
7. Заслушивание на заседаниях комиссии руководителей подразделении о выполнении решений по вопросам ПУФ, защите рабочих, служащих от чрезвычайных ситуаций. Контроль проведения мероприятий по ПУФ в структурных подразделениях объекта экономики.
8. Привлечение к разработке и внедрению мероприятий по ПУФ специалистов объекта и сторонних организаций, согласование и координация этих работ с ведомственными органами управления и органами исполнительной власти муниципальных образований.
9. Подготовка руководящего состава и специалистов объекта по вопросам организация работы комиссии.
В процессе работы комиссии по ПУФ ведется следующая документация:
- перспективный и текущие планы мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в чрезвычайных ситуациях;
- годовые планы работы комиссии;
- протоколы заседаний комиссии;
- приказ о создании и составе комиссии;
- журнал проведения исследований (учений), другие материалы по исследованиям;
- годовой доклад председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям, откорректированный по результатам работы за каждый квартал;
- справочные материалы, необходимые для оценки состояния готовности объекта к функционированию в чрезвычайных ситуациях и планирования мероприятий по ПУФ (перечни химически- и радиационно-опасных объектов, перечни предприятий потенциально опасных при внезапном отключении электроэнергии, воды или газа, необходимые характеристики водопроводно-канализационного, газового, топливного и энергетического хозяйства, наличие сил и средств на объекте для проведения аварийно-восстановительных работ и первоочередного обеспечения личного состава, пострадавшего при ЧС, адреса и телефоны аварийных служб и т.д.);
- руководящие и нормативные документы по ПУФ.
Функциональные обязанности членов комиссии:
1. Председатель комиссии:
- руководит повседневной деятельностью комиссии по планированию и осуществлению мероприятий по ПУФ в структурных подразделениях объекта;
- проводит плановые (или по мере необходимости) заседания комиссии;
- подписывает решения и распоряжения по вопросам ПУФ, обязательные для исполнения всеми должностными лицами.
2. Заместитель председателя комиссии:
- в отсутствие председателя выполняет его обязанности;
- организует работу главных специалистов и руководителей служб ГО в вопросах планирования и осуществления мероприятий по ПУФ в структурных подразделениях предприятия;
- осуществляет контроль исполнения решений и распоряжений председателя комиссии по вопросам ПУФ в структурных подразделениях объекта.
3. Секретарь комиссии:
- осуществляет разработку годовых и перспективных планов по ПУФ объекта;
- ведет протоколы заседаний, оформляет решения, готовит проекты распоряжений по ПУФ.
4. Члены комиссии:
- разрабатывают годовые и перспективные планы повышения устойчивости функционирования своих структурных подразделений в чрезвычайных ситуациях;
- осуществляют руководство и контроль по вопросам внедрения мероприятий по ПУФ в подчиненных подразделениях;
- принимают участие в проведении исследовательских работ (учений) по оценке уязвимости своих подразделений от возможных чрезвычайных ситуаций;
- разрабатывают предложения и рекомендации по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Приказ на создание комиссии по ПУФ представлен в Приложении Г, а положение о комиссии по ПУФ – в Приложение Д.
План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы машиностроительного завода представлен в Приложении Е.
Выводы по четвёртому разделу
Важным условием для обеспечения устойчивого функционирования машиностроительного завода является деятельность комиссии по ПУФ.
Её основной задачей является разработка, и осуществление мер направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования завода и на защиту персонала.
Путем прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций, комиссия определяет возможный ущерб и потери.
После этого, определяет мероприятия по повышению устойчивой работы завода, которые и были разработаны при выполнении курсовой работы.
Заключение
При выполнении курсовой работы был изучен машиностроительный завод, на котором была спрогнозирована чрезвычайная ситуация.
На данном объекте был выявлен ряд недостатков, спрогнозирована чрезвычайная ситуация и как следствие, рассчитана вероятность разрушения и степень разрушения зданий и технологического оборудования, посчитаны людские и материальные потери, а также выявлены параметры возможных вторичных поражающих факторов. Для сохранения зданий и технологического оборудования проведена оценка эффективности мероприятий по повышению устойчивости функционирования машиностроительного завода в случае чрезвычайной ситуации.
В ходе работы разработан состав комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта экономики, план - график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта экономики при чрезвычайной ситуации.
Также был составлен календарный план-график работы комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта в чрезвычайных условиях в условиях мирного времени, при угрозе нападения и по сигналу «Воздушная тревога».
Таким образом, поставленные задачи по обоснованию и выбору мероприятий по повышению устойчивого функционирования производственного объекта полностью решены, цель курсовой работы достигнута.
Список использованной литературы
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по ГО» (ред. от 22.10.2015).
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.1998 №1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по ГО».
3 Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ред. от 13.07.2015).
4 Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 15.02.2016).
5 Федеральный закон от 30.12.2009 № 384 (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
6 «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от30.12.2015).
7 ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.- Введён впервые; введ. 01.01.96.-М.: Изд-во стандартов.-1994.-5 с.
8 СНиП II- 11-77* . Защитные сооружения гражданской обороны. - Взамен СН 405-70 и СН 427-71; введ. 13.10.77. - М.: Изд-во стандартов, 1999.- 89 с.
9 Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (ред. от 14.11.2015).
10 Свод правил СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне» - введ. 01.12.2014. – М.: Изд-во стандартов, 2015, - 52 с.
11 Федеральный закон от 21.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 13.07.2015).
12 Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (ред. от 15.02.2016).
13 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03».
14 СНиП II-89-90 «Генеральные планы промышленных предприятий» - Взамен СНиП II -М.1-71; введ. 14.10.89. - М.: Изд-во стандартов, 1995,- 47 с.
15 СНиП 31-03. 2001*. Производственные здания. - Взамен СНиП 11-90-81; введ. 12.07.85 - М.: Изд-во стандартов, 1994. - 20 с.
16 Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 17.05.2011).
17 Защита объектов народного хозяйства от оружия массового поражения/ Г. Демиденко [и др.].; под общ.ред. Г.П. Демиденко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: «Высшая школа», 1989. –287 с.
18 Приказ МЧС России от 28.02.2003 N 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».
19 Тихов Ю.Е. Методические указания по выполнению курсовой работы на тему: Обоснование и выбор мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики с опасной технологией производства/ Ю.Е. Тихов– Калининград: Издательство БГАРФ, 2013. – 28 с.
20 Тихов. Ю.Е., Соболин. В.Н. Разработка выпускной квалификационной работы студентами направления подготовки 280103.65 «Техносферная безопасность»: Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность» профиля «Защита в чрезвычайных ситуациях» / Ю.Е. Тихов, В.Н. Соболин – Калининград: Издательство БГАРФ, 2014. – 61 с.
Приложение А Прогнозирование обстановки при взрыве конденсированного взрывчатого вещества (тритонал)
Приложение Б – Прогнозирование обстановки при взрыве газовоздушной смеси
Приложение В –. Прогнозирование последствий разлива горючей жидкости и химической обстановки при разгерметизации хранилища АХОВ
Приложение Г