Типы установления соответствия
Типы установления соответствия | Способы установления соответствия и коды | Сопровождающие документы |
Инженерная оценка (анализ) | МС 0. Установление соответствия: · ссылкой на документы типового проекта; · подбором методов, коэффициентов, статистикой; · учетом определений | Документы типового проекта |
МС 1. Рассмотрение (анализ) проекта | Описания, чертежи | |
МС 2. Расчет (анализ) | Обосновывающие отчеты | |
МС 3. Оценка безопасности | Анализ безопасности | |
Испытания | МС 4. Лабораторные испытания МС 5. Наземные испытания на ВС МС 6. Летные испытания МС 8. Моделирование | Программа испытаний; Отчет об испытаниях; Интерпретация испытаний |
Осмотр (инспекция) | МС 7. Осмотр (инспекция) включают: МС 7.1. Целевой осмотр; МС7.2. Общий осмотр | Документы (акты, протоколы) по результатам детального осмотра ВС |
Квалификация оборудования | МС 9. Квалификация оборудования | См. Примечание |
Примечание.Квалификация оборудования может включать все предыдущие способы установления соответствия применительно к комплектующим изделиям |
Основной целью этапа макета является оценка:
- полноты учета и правильности применения требований СБ, распространенных на данный тип АТ, и необходимости разработки специальных технических условий;
- степени реализации требований СБ в конструкции и характеристиках типа АТ, насколько это возможно на этом этапе создания АТ;
- достаточности предлагаемых видов сертификационных работ (проверок, испытаний и т.п.) для каждого требования СБ;
- планов сертификации типа АТ, его компонентов и систем.
По результатам работы МК оформляется протокол, заключение которого должно отвечать цели этапа макета. Протокол должен содержать мероприятия по устранению недостатков, выявленных во время работы МК.
Протокол МК утверждается Авиарегистром МАК, согласовывается Разработчиком и независимой инспекцией. Заключение протокола МК подписывается членами МК.
Таблица 7.
Образец проекта ТС
Таблица соответствия воздушного судна требованиям Сертификационного базиса
(фрагмент)
ЗАО "Элерон" | Приборные доски и панели управления (органы управления в кабине экипажа) | Лист 1 | |||
Всего листов 12 | |||||
Пункт СБ | Подтверждение соответствия | МОС | Соответ-ствие | Доказательные документы | Участники сертификации* |
25.771 (a) | Кабина экипажа и ее оборудование должны обеспечивать членам минимального летного экипажа (установленного в соответствии с 25.1523) выполнение обязанностей без чрезмерной концентрации внимания или усталости | ЗАО "Элерон", ЛИИ, ГосНИИ ГА | |||
25.771 (b) | Основные органы управления, перечисленные в 25.779 (а), за исключением тросов и тяг управления, должны быть расположены относительно воздушных винтов так, чтобы ни один член минимального летного экипажа (установленного в соответствии с 25.1523) или часть органов управления не располагались между плоскостью вращения винта внутреннего двигателя и поверхностью, образованной линией, проходящей через центр втулки винта и составляющей угол 5° впереди или позади плоскости вращения воздушного винта | ЗАО "Элерон", ЛИИ, ГосНИИ ГА, ГосНИИ АН | |||
25.771 (c) | Самолет должен управляться с одинаковой безопасностью с мест обоих летчиков | ЗАО "Элерон", ЛИИ, ГосНИИ ГА | |||
25.771 (d) | Конструкция кабины экипажа должны обеспечивать при полетах в дождь или снег непопадание в кабину влаги, которая может отвлекать внимание экипажа или оказывать вредное действие на конструкцию кабины | ЗАО "Элерон", ЛИИ, ГосНИИ ГА | |||
25.771 (а) | Шум и вибрация в кабине экипажа не мешают выполнению членами экипажа своих функций по пилотированию самолета, предусмотренных РЛЭ | ЗАО "Элерон", ЛИИ, ГосНИИ ГА |
Примечание: * - графа только для проекта таблиц соответствия.
Таблица 8.
Перечень основных работ по сертификации самолета.
1. Проектно-конструкторские работы.
2. Изготовление самолетов для сертификационных испытаний
Этапы создания | №№ работ | Н а и м е н о в а н и е р а б о т |
НИР | 1.1 | Разработка Проспекта Сертификационного базиса |
Технические предложения | 2.1 | Подача Заявки в Авиарегистр на получение Сертификата типа |
2.2 | Утверждение Сертификационного базиса образца Авиарегистром | |
2.3 | Разработка проекта Таблицы соответствия ВС требованиям Сертификационного базиса | |
2.4 | Разработка план-графика сертификационных работ по ВС, его компонентам, системам и комплектующим изделиям и МТО | |
2.5 | Разработка Перечня комплектующих изделий, подлежащих сертификации до установки на ВС | |
Эскизное проектиров. | 3.1 | Заключения сертификационных центров о соответствии проекта Сертификационному базису (по состоянию) |
3.2 | Подача в Авиарегистр Уведомления о готовности проведения этапа макета ВС | |
3.3 | Проведение Макета ВС | |
3.4 | Оформление Протокола макетной комиссии | |
Техническое проектиров. | 4.1 | Проведение расчетов, математического моделирования для доказательства соответствия проекта требованиям СБ * |
4.2 | Проведение лабораторных испытаний для доказательства соответствия проекта требованиям СБ * | |
4.3 | Заключения сертификационных центров о соответствии проекта Сертификационному базису (по состоянию) | |
Рабочее проектирование | 5.1 | Натурные испытания двигателя и оборудования на стендах * |
5.2 | Проведение расчетов, математического моделирования для доказательства соответствия проекта требованиям СБ * | |
5.3 | Летные испытания двигателя и оборудования на летающей лаборатории* | |
5.4 | Заключения сертификационных центров о соответствии проекта Сертификационному базису (по состоянию) | |
Изготовление самолетов №№ 1, 2, 3, 4. 5 для сертификационных испытаний |
Таблица 8
(продолжение).
Перечень основных работ по сертификации самолета.
3. Сертификационные испытания
Виды работ | №№ работ | Н а и м е н о в а н и е р а б о т |
Сертификационные испытания | 6.1 | Натурные испытания двигателя и оборудования на стендах * |
6.2 | Летные испытания двигателя и оборудования на ЛЛ | |
6.3 | Статические испытания агрегатов ВС | |
6.4 | Сертификационные испытания функциональных систем | |
6.5 | Ресурсные испытания агрегатов ВС | |
6.6 | Ресурсные испытания ВС | |
6.7 | Определение характеристик функциональных систем | |
6.8 | Определение характеристик пожарной защиты | |
6.9 | Определение характеристик силовой установки и ее систем | |
6.10 | Определение характеристик функциональных систем и оборудования при отказах, в том числе при автоматическом управлении | |
6.11 | Определение характеристик устойчивости и управляемости | |
6.12 | Определение характеристик прочности на предельных режимах, при циклических нагрузках в типовых полетах | |
6.13 | Определение ЛТХ и ВПХ | |
6.14 | Определение характеристик ВС в условиях обледенения | |
6.15 | Определение характеристик топливно-измерительной системы | |
6.16 | Эргономическая оценка кабины экипажа | |
6.17 | Определение характеристик функциональных систем при отказах | |
6.18 | Определение характеристик силовой установки | |
6.19 | Определение характеристик системы управления двигателями | |
6.20 | Тарировка ПВД | |
6.21 | Определение характеристик ВС с боковым ветром, различными коэффициентами сцепления с ВПП и состояниях покрытия | |
6.22 | Определение характеристик шума на местности | |
6.23 | Определение характеристик ЭМС и молниезащиты ВС | |
6.24 | Определение характеристик точности ориентирования и навигации по наземным ориентирам | |
6.25 | Подтверждение категории посадки и минимума взлета | |
6.26 | Определение характеристик ПНО и РСО | |
6.27 | Определение характеристик эффективности электростатической защиты | |
6.28 | Оформление результатов испытаний самолета | |
Оформление результатов | 7.1 | Подготовка Таблиц соответствия типовой конструкции самолета требованиям Сертификационного базиса |
7.2 | Заключения сертификационных центров о соответствии типовой конструкции самолета Сертификационному базису | |
7.3 | Анализ результатов сертификации, принятие решения | |
7.4 | Выдача Разработчику самолета Сертификата типа |