Монопольная власть и ее измерение.
Монопольная власть – возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти зависит от наличия близких заменителей товара и доли в общих продажах на рынке. В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки - коэффициент Лернера.
,
где МС - предельные издержки;
Е – эластичность спроса.
Численное значение L находится в интервале (0;1). Для совершенно конкурентной фирмы коэффициент Лернера равен 1. Чем он больше, тем больше монопольная власть.
58. Экономические и социальные последствия монополии
Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу.
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству
59.Регулирование естественных монополий
Регулирование естественных монополий должно быть гибким и соответствовать этапу развития отрасли и происходящим в ней технологическим изменениям.
Для регулирования естественных монополий используют различные инструменты, которые можно условно разбить на три группы.
1. Непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов. Фиксация цен и тарифов на услуги естественных монополистов на практике может основываться на множестве соображений, таких как, например, забота об отдельных категориях потребителей и связанное с ней перекрестное субсидирование, значимость услуги для потребляющих ее отраслей и т. п.
2. Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности.
3. Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии.
60. Антимонопольная политика.
Антимонопольная политика – это мероприятия государства относительно какого-либо предприятия по прекращению злоупотребления монопольным состоянием. Основные обязанности гос-ва являются создание антимонопольного законодательства, которое регулировало б деятельность уже существующих монополий. А так же принятие законов, которые не допускали б антиконкурентных действий, а так же предвидели ответственность за недобросовестную конкуренцию.
Ещё одной функцией гос-ва является создание органа или органов, которые б следили за придерживанием законодательства, а так же вносили предложения относит изменения законодательства в данном направлении.
Согласно закону Украины «Про антимонопольный комитет Украины» заданиями кометета являются:
- совершение госконтроля за соблюдением законодательства;
- защита законных интересов предприятия и потребителей путём применения мероприятий относительно предотвращения и прекращения нарушений оптимального законодательства, наложение штрафов за нарушение антимонопольного законодательства в границах своих полномочий.
61. Сущность и основные черты рынка монополистической конкуренции:
Сущность и основные черты рынка монополистической конкуренции
1. На рынке присутствуют относительно большое количество продавцов, каждый из которых удовлетворяет определенную незначительную часть рыночного спроса.
2. В связи с тем, что доля каждого продавца на рынке относительно не велика, его контроль над рыночной ценой ограничен.
3. Дифференциация продукции. Товар каждой фирмы является не совершенным заменителем товара, реализуемым другими фирмами. Продукт каждой фирмы имеет исключительные свойства или характеристики, которые ему преимущество перед конкурентами. Дифференциация может быть основана на реальных событиях или мнимых отличиях.
Реальные отличия:
- качество товара;
- размещение и доступность;
- услуги и условия связанные с продажей;
- стимулы равновесия сбыта.
Мнимые отличия:
- отличия, созданные посредствам рекламы,
- использования известных марок,
- имидж фирмы.
1. Продавцы устанавливают цены на свои товары или определенный объем продаж, не учитывают реакцию своих конкурентов.
2. На рынке присутствуют для возможности свободного входа и выхода. Однако условия более сложны. Чем в свободной конкуренции, т.к. необходимо наличие соответствующего размера капитала, отличные от других технологий, определяют период для признания покупателями новых торговых марок.