Общественные товары и услуги.
Существуют определенные товары, которые называются общественными или государственными благами. Это товары, которые рыночная система не намерена производить, поскольку особенности таких товаров резко отличаются от особенностей товаров индивидуального потребления.
Таким образом, необходимо выяснить особенности товаров индивидуального спроса и общественных товаров, то есть различие между ними.
1. Товары индивидуального потребления.
Товар, предназначенный для индивидуального потребления, делим, то есть он состоит из достаточно мелких единиц, чтобы отдельные потребители могли его купить. Кроме того, на этот товар распространяется принцип исключения. Это значит что те потребители, которые не могут или не хотят платить, не получают никаких выгод от данного товара. Рыночный спрос, состоящий из суммы пожеланий каждого потенциального покупателя, дает возможность продавцам получить выручку, а тем самым и прибыль, то есть получить общий доход, превышающий издержки производства. Равновесие между произведенным и купленным количеством товара, предназначенного для индивидуального потребления, зависит от цены на этот товар, которая, как известно, определяется соотношением рыночного спроса и предложения. Это равновесие является оптимальным в том смысле, что оно максимизирует совокупное благосостояние тех продавцов и покупателей, которые непосредственно участвуют в рыночной сделке.
2. Общественный товар.
Общественный товар является неделимым и на него не распространяется принцип исключения. Это значит, что когда товар уже произведен, производитель лишен возможности помешать пользоваться его благами тем потребителям, которые не платили за этот товар. Поскольку потенциальные покупатели извлекают выгоду из общественного товара, независимо от того платили ли они за него или не платили, то подлинные предпочтения потребителей не выясняются.
Иначе говоря, потребители добровольно не платят за общественный товар на рынке. Из этого следует, что показатели рыночного спроса на общественный товар либо не существуют, либо значительно занижены. Поэтому рыночный спрос на такой товар не создает достаточный доход, чтобы покрыть издержки производства, хотя коллективная выгода от этого товара может быть равна соответствующим экономическим издержкам или даже превышать их.
Таким образом, общественный товар состоит из таких крупных единиц, которые не могут быть проданы индивидуальным потребителям. Получение выгод от товара индивидуального спроса основывается на их покупке, а выгода от общественных благ достается обществу в результате создания таких благ. Следовательно, перед государством стоит задача высвобождения ресурсов, применяемых в производстве товаров индивидуального спроса, и направления этих ресурсов в производство общественных благ. Очевидный способ высвобождения ресурсов из частной сферы их применения – это сократить частный спрос на ресурсы. Достигается это путем увеличения налогов в частном секторе. В результате уменьшается спрос на товары и услуги индивидуального пользования, а это вызывает и уменьшение частного спроса на ресурсы, применяемые в производстве товара индивидуального спроса. Таким образом, налоги, передавая покупательную способность частных экономических агентов правительству, высвобождают ресурсы из частной сферы их применения, а правительство использует эти ресурсы для создания общественных благ. Правительство сознательно перераспределяет ресурсы с целью осуществить значительные изменения в структуре национального продукта.
Стабилизация экономики.
Это одна из самых новых и самых важных функций правительства, которая необходима при возникновении в экономике таких неблагоприятных ситуаций, как безработица и инфляция.
1. Безработица.
Такая ситуация в экономике характеризуется слишком низким уровнем расходов в частном секторе, то есть расходы не достаточны для создания полной занятости. Задача правительства состоит в том, чтобы так дополнить частные расходы, чтобы общий уровень расходов (частных и государственных) был достаточен для создания полной занятости. Достигается это следующим образом. Во-первых, увеличением собственных расходов государства на конечную продукцию предприятий (в результате увеличения занятости, доходов и расходов на реальный объем национального продукта). Во-вторых, уменьшением налогов с целью стимулировать расходы в частном секторе (в результате этой меры увеличивается располагаемая часть доходов и вызывает увеличение потребления).
2. Инфляция.
Характеризуется избыточным спросом или чрезмерными расходами на постоянный реальный объем национального продукта. Такая ситуация возникает в том случае, когда экономика достигает полной занятости и полного объема производства. Это значит, что все имеющиеся ресурсы уже использованы и предприятия не могут ответить на увеличение спроса увеличением предложения товаров и услуг. Это приводит к росту цен, то есть расходы на постоянный объем продукта носят инфляционный характер.
Задача правительства состоит в том, чтобы сократить избыточный спрос. В этом случае меры правительства следующие:
1. Сократить собственные расходы государства на конечную продукцию предприятий (в результате уменьшение занятости, доходов и расходов на реальный объем производства продукции).
2. Увеличить налоги с целью сократить расходы в частном секторе (в результате уменьшается располагаемая часть денежных доходов и вызывает сокращение расходов на потребление).
Цены в рыночной экономике.
В современной экономике, ориентированной главным образом на рыночные отношения, ответы на вопросы что производить, как производить и кто купит дают рыночные цены, поэтому такую экономику также называют ценоуправляемой рыночной экономикой.
В такой экономике выделяют три основные функции цен:
1. Цены ограничивают потребление редких ресурсов. Это значит, что чем реже ресурс, тем выше его цена и, следовательно, выше цена товара, произведенного с помощью данного ресурса. Высокая цена товара ограничивает его потребление и, следовательно, потребление редкого производственного ресурса. Эта функция называется ограничивающим эффектом цен.
2. Цены являются мотивацией для производства. Это значит, что рост рыночных цен привлекает в данную отрасль потенциальных производителей и тем самым объем выпуска товара увеличивается. Снижение рыночных цен выталкивает часть производителей из отрасли и приводит к сокращению объема выпуска данного товара. Таким образом, увеличение или падение рыночных цен заставляет производителей изменять объем выпуска товаров и услуг. Эта функция называется функцией мотивации производством.
Замечание.
Поскольку производители товаров и услуг по-разному реагируют на изменение рыночной цены товара и стоимости товара, то необходимо различать эти понятия.
Рыночная цена товара формируется непосредственно на рынке и зависит от уровня спроса на товар и конкуренции среди производителей данного товара. Таким образом, между изменением рыночной цены товара и объемом его предложения на рынке существует прямая зависимость.
Стоимость товара, прежде всего, представляет собой расходы производителя, связанные с производством и реализацией товара, а также величиной налогов с предприятия. Уменьшение стоимости товара связанное, например, с уменьшением цены на ресурсы и снижением налогов ведет к увеличению прибыли предприятия (после вычета издержек) и, следовательно, объем предложения товара может увеличиться. Увеличение стоимости товара связанное, например, с ростом цен на ресурсы, увеличением налогов или применением неэффективной технологии, влечет за собой уменьшение прибыли предприятия и, следовательно, объем выпуска товара может уменьшиться, уменьшится и его предложение на рынке. Таким образом, между изменением стоимости товара и его предложением на рынке существует обратная зависимость.
3.Уравновешивающая функция. Это способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о купле-продаже синхронизируются (совпадают).