Глава 15 Несостоятельность рынка: асимметричная информация и общественные товары

Глава 15 Несостоятельность рынка: асимметричная информация и общественные товары - student2.ru

> Как рынки зависят от полного раскрытия информации

> Как сокрытие информации может разрушить рынок

> Исследование рынка подержанных автомобилей и рынка страхования

> Почему рынок не может всегда предоставлять общественные товары

> Получение общественных благ от государства и филантропов


Глава 15 Несостоятельность рынка: асимметричная информация и общественные товары - student2.ru

ынки предоставляют нам почти все, что мы потребляем. Одновременно с этим рынки не могут предоставить нам многое из того, что мы хотели бы потребить. Экономисты называют такие ситуациислучаями несостоятельности рынка (market failure), и в этой главе я расскажу вам о двух самых интересных и распространенных случаях несостоятельности рынка: асимметричности информации и общественных товарах.

Асимметричность информации — это ситуация, при которой или покупатель, или продавец могут знать больше о товаре, по которому совершается сделка, чем другая заинтересованная сторона. Классическим примером здесь может служить рынок подержанных автомобилей высокого класса. Владелец, который старается продать машину, знает все о высоком классе и надежности машины, но потенциальный покупатель вынужден доверять лишь честному слову владельца.

Поскольку потенциальный покупатель не имеет оснований верить утверждениям продавца о том, что машина в самом деле хорошая, он предполагает худшее, а поэтому предлагает низкую цену, справедливо полагая, что данная машина вполне может оказаться барахлом. Но поскольку владелец осведомлен об отличных качествах машины, выставленной на продажу, он не соглашается с предлагаемой суммой, и машина остается непроданной, а все потому, что нет дешевого и легкого способа подтвердить высокие качественные характеристики автомобиля потенциальному покупателю.

Общественные товары "убивают" рынки по-другому. Это происходит потому, что сама природа общественного товара делает чрезвычайно трудным частным продавцам получить за него плату от потребителей. Классический пример — маяк. Однажды воздвигнутый и зажженный, он приносит пользу всем проходящим мимо кораблям, безотносительно того, оплатили они эту услугу или нет.

Это случай, когда каждый владелец судна старается избежать оплаты услуг в надежде, что кто-нибудь другой заплатит за них. Но если каждый из них не будет платить, надеясь, что кто-то другой заплатит, вскоре маяк разрушится и общество лишится ценной услуги.

В оставшейся части этой главы рассматриваются более детально названные два примера несостоятельности рынка, демонстрируется, насколько они распространены, и описываются несколько разумных решений, которые должны принять люди для того, чтобы выйти из ситуации.

Глава 15 Несостоятельность рынка: асимметричная информация и общественные товары - student2.ru

В реальной жизни зачастую возникает множество ситуаций, когда покупатели и продавцы владеют неодинаковой информацией. В зависимости от ситуации более осведомленным может оказаться как покупатель, так и продавец.

Например, когда речь идет о торговле подержанными автомобилями, продавцы намного более осведомлены о настоящем качестве машин, чем покупатели. С другой стороны, когда речь идет о страховании здоровья, намного лучше осведомлены покупатели страховых полисов, поскольку о собственном теле и состоянии своего здоровья им известно все.

Безотносительно того, какая из сторон лучше информирована, ситуации, подобные вышеперечисленным, экономисты называют ситуациями асимметричности информации, поскольку одна сторона обладает большим объемом информации, чем другая.

Наши рекомендации