Материальные потребности общества.

Материальные потребности общества – это, прежде всего желание потребителей, купить товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. Эти товары и услуги разделяются на две категории:

1) товары кратковременного пользования (или текущие товары). К ним относятся продукты питания, повседневная одежда, предметы личной гигиены, коммунальные платежи, а также расходы потребителей на транспорт и различные услуги;

2) товары длительного пользования. К ним относятся любые виды недвижимости (дома, земля), сложная бытовая техника, автомобили и некоторые товары-роскоши.

В основе понятия «материальные потребности безграничны» лежит факт роста научно-технического прогресса, то есть когда на основе новых или усовершенствованных производственных технологий предпринимательский сектор производит и предлагает на рынке принципиально новые товары и услуги, тем самым постоянно стимулируя потребителей к приобретению лучшей продукции.

В основе понятия «материальные потребности неутолимы» лежит факт ограниченности возможностей всех субъектов рынка, то есть и потребителей, и предпринимателей, и государства в целом.

Потребители ограничены свом текущим доходом (заработной платой), а также своим благосостоянием или богатством. Под богатством понимают все финансовые активы, в частности активы с фиксированной денежной стоимостью (акции, облигации, срочные счета, наличные деньги, то есть ликвидные средства) и все материальные активы, накопленные потребителями за определенное время. Кроме того, потребители ограничены возможностью взять в займы или получить кредит.

Предприятия точно также ограничены своими доходами и накоплениями, а также кредитоспособностью, то есть наличием у предприятия свободных финансовых средств, позволяющих выполнить государственный заказ или заказ другого предприятия в кредит, который оплачивается производителю в срок, указанный в договоре.

Государство ограничено возможностью взимать налоги и получать кредиты.

Из понятия «ограниченность возможностей» вытекает понятие «проблема выбора» для каждого субъекта рынка.

Для потребителей проблема выбора состоит в том, что как только потребитель выбирает для покупки определенный набор товаров и услуг (благ), он теряет возможность в то же самое время (или, по крайней мере, в течение небольшого промежутка времени) приобрести другой набор благ, поскольку ограничены его возможности, например, размером текущего дохода.

Для предприятия. Поскольку доходы предприятия ограничены, то, следовательно, ограничены и его возможности покупать необходимые производственные ресурсы и производить продукцию. Таким образам, необходимо принять решение о том, что из товаров и услуг следует производить в настоящее время, а от чего можно отказаться.

Перед проблемой выбора находится и государство, ежегодно определяя основные статьи расходов государственного бюджета. То есть принимается решение о том, в какую отрасль промышленности или сектор экономики направить больше средств, а в какую меньше.

В экономике проблему выбора определяют через понятие «альтернативная стоимость».

Определение: альтернативная стоимость– это цена товара (услуги), выраженная через цену другого товара (услуги), которую необходимо отдать взамен.

Альтернативной стоимостью является только второй по желаемости покупки товар (услуга), то есть только тот товар (услуга), который изначально рассматривался в качестве объекта покупки, но не был куплен и поэтому является альтернативной стоимостью купленному товару.

Последнее замечание.

Кроме того, что потребительские товары и услуги разделяются на товары текущего спроса и товары длительного пользования, все эти товары можно также отнести к товарам первой необходимости и товарам роскоши.

С точки зрения государства товары первой необходимости выделены в особый перечень товаров и услуг, называемых «рыночной потребительской корзиной», денежное выражение которой называется «прожиточный минимум». Эту «корзину» составляют около 25-30 наименований основных продуктов питания, плюс небольшой перечень относительно недорогих отечественных лекарств, плюс коммунальные платежи, плюс расходы на транспорт и ограниченный перечень некоторых непродовольственных товаров, необходимых для повседневной жизни. Стоимость «рыночной корзины» рассчитывается на одного потребителя на месяц. Однако с точки зрения потребителей товары первой необходимости и роскоши определяются исключительно уровнем дохода потребителя.

Экономические ресурсы (ограничены или редки).

Определение: экономические ресурсы – это все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются при производстве товаров и услуг и поэтому также называются факторами производства.

Простейшая классификация экономических ресурсов подразделяет их на две категории:

1) материальные ресурсы (земля или сырьевые материалы и капитал);

2) людские ресурсы (труд и предпринимательские способности).

Земля – это широкий термин, обозначающий все естественные ресурсы, которые используются в процессе производства. К ним относятся пахотные земли, леса, водные ресурсы и полезные ископаемые. Доход от предоставления земельных ресурсов называется рентным доходомили просто рентой.

Капитал иначе средство производства или инвестиционный товар. Процесс производства и накопления средств производства называется инвестированием. Термин «капитал» охватывает все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские и складские помещения, транспорт, связь, то есть все средства, необходимые для производства и реализации продукции. Доход от предоставления капитала называется доходом в виде процента, то есть это определенный процент, который взимается собственником от общей стоимости капитала.

Замечания.

1. В данном случае термин «капитал» не подразумевает деньги, поскольку деньги, как товар ничего не производят, то, следовательно, экономическими ресурсами и факторами производства не являются. К экономическим ресурсам относится только реальный капитал, а деньги необходимы предпринимательскому сектору для покупки реального капитала и найма рабочей силы.

2. Потребление товаров индивидуального спроса (потребительской продукции) называется прямым потреблением, поскольку такие товары и услуги непосредственно удовлетворяют потребности в пище, одежде, услугах и т.д. Однако общество потребляет и средства производства, но такое потребление называется косвенным, потому что средства производства обеспечивают производство потребительской продукции, то есть прямое потребление.

Труд – это термин, обозначающий все физические и умственные способности людей, которые применяются в процессе производства товаров и услуг. Доход наемного работника называется заработной платой, которая имеет номинальное значение и реальной выражение.

Номинальная заработная плата – это просто определенное количество денег, полученное наемным работником за труд, иначе денежный доход.

Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которое можно купить на денежный доход, иначе покупательная способность денежного дохода.

Реальные доходы населения зависят от изменения уровня цен в стране. При инфляции (повешении общего уровня цен) реальные доходы населения уменьшаются и, следовательно, на тот же самый денежный доход можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. При уменьшении уровня цен (дефляции) покупательная способность денежного дохода увеличивается и, следовательно, увеличивается количество покупок товаров и услуг при неизменном денежном доходе.

Предпринимательские способности или предприимчивость. Значение этого термина раскрывают четыре взаимосвязанные функции предпринимателя:

1) предприниматель соединяет на своем предприятии все другие ресурсы земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги;

2) предприниматель принимает основные решения в ходе ведения бизнеса, то есть определяет основной курс деятельности предприятия;

3) предприниматель это новатор, который стремится на коммерческой основе вводить в обиход новые производственные технологи, новые формы организации бизнеса;

4) прибыль предпринимателю не гарантирована, он рискует как собственными вложенными в дело средствами, так и средствами своих партнеров и акционеров.

Предпринимательский доход называется нормальной прибылью. Нормальная прибыль – это нормальное и минимальное вознаграждение предпринимателя за выполнение им предпринимательских функций. Если же это минимальное вознаграждение не обеспечивается, то предприниматель может изменить направление своей предпринимательской деятельности или вообще отказаться от роли предпринимателя ради получения заработной платы, как наемный работник.

Наши рекомендации