СВЕДЕНИЯ О ППС (по установленной форме).

Ф.И.О. полностью Какое образовательное учреждение профессионального образования закончил (ла), специальность по диплому Ученая степень, ученое звание Стаж научно-педагогической работы, годы Основное место работы, должность Условия привлечения в РГЭУ «РИНХ» (штатный, внутренний, совместитель, внешний совместитель, почасовик) Повышение квалификации
всего В том числе
  педагогический По дисциплине
Куликова Ирина Викторовна 1998 г. – Московский государственный университет коммерции (Бакалавр экономики) 2000 г. РИНХ. Коммерция -кандидат экономич. наук РГЭУ «РИНХ» доцент штатный  

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ

Деловая игра

Методические рекомендации по проведению деловой игры (ситуации)

«Разработка ценовой политики предприятия в условиях рынка»

В современной рыночной экономике особую значимость для коммерческих организаций приобретает цена на выпускаемую продукцию, работы, услуги как регулятор товарно-денежных отношений между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Проблемам ценообразования в РФ посвящена данная игра (ситуация).

Целью деловой игры является разработка ценовой политики предприятия в условиях рынка, обеспечивающей его устойчивое положение на рынке, имидж и высокую доходность от предпринимательской деятельности.

Деловая игра проводится после окончания чтения курса лекций и проведения практических и семинарских занятий по данной дисциплине.

Деловая игра проводится в три этапа, продолжительность ее проведения 2-4 часа.

Первый этап- организационный, на котором преподаватель знакомит студентов учебной группы с целью, содержанием и порядком проведения деловой игры.

Учебная группа разбивается на подгруппы по 3-5 человек, в каждой подгруппе выбирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы в ходе проведения игры, формирование коллективного мнения, представление мнения подгруппы во время обсуждения вопросов по рассматриваемой проблеме.

На втором этапе,на который отводится 30-40 минут, преподаватель предлагает студентам провести обсуждение следующих вопросов:

1. Что такое цена и ее функции в условиях рынка?

2. Виды цен и их особенности.

3. Факторы, влияющие на уровень цены.

4. Методы формирования цен.

5. Требования, предъявляемые к ценам

6. Что означает активное и пассивное ценообразование?

7. Издержки производства, включаемые в цену изделия.

8. Какова цель и задачи индексации потребительских цен?

9. Ценовая стратегия, их цели и задачи.

10. Какова должна быть ценовая политика предприятия в условиях рынка?

Преподаватель по каждому из предлагаемых вопросов предоставляет слово для ответа участникам деловых подгрупп, организует дискуссию по обсуждаемой проблеме, делает соответствующие поправки, замечания на правильность ответов. С целью развития у студентов соревновательности и творческого подхода в процессе игры преподаватель осуществляет соответствующую балльную оценку за правильно аргументированные ответы на задаваемые вопросы. Для этих целей преподаватель может привлекать в качестве экспертов, оценивающих качество и правильность ответов, студентов-участников игровых подгрупп.

Оценка результатов производится по следующей балльной оценке:

-правильный и полный ответ – 5 баллов;

- правильный, но недостаточно полный ответ – 4 балла;

-неправильный ответ – 3 балла.

Третий этап проведения деловой игры (ситуации) – каждая подгруппа студентов разрабатывает проект ценовой стратегии ценовой политики предприятия с учетом проектируемой его сферы деятельности, выбранного вида продукции (работ, услуг), предположительного спроса и предложения на производимую продукцию. При разработке программ подгруппы могут основное внимание уделить рассмотрению методологических аспектов формирования цены на выпускаемую продукцию, выбору наиболее эффективного метода, например, метода безубыточности или целевой прибыли; использованию в практических расчетах при установлении цены предельных издержек. При разработке проекта ценовой политики подгруппы могут рассмотреть такие направления ее реализации, как: формирование «высоких « цен на отдельные виды продукции, либо «средних» цен на выпускаемую продукцию, либо уменьшение цены за счет снижения издержек производства на единицу продукции и увеличение объема продаж этой продукции, установление системы скидок. Среди направлений реализации ценовой политики предприятия могут быть также учтены следующие моменты: информационное обеспечение процесса разработки цен, использование вычислительной техники, уровень подготовленности специалистов, осуществляющих формирование цен.

При разработке ценовой стратегии предприятия игровыми группами могут быть рассмотрены различные варианты формирования издержек производства, включаемых в цену изделия , сделан выбор оптимального варианта издержек с учетом разных объемов производства, включаемых в цену изделия, сделан выбор оптимального варианта издержек с учетом разных объемов производства продукции.

На основании данных по конкретному виду продукции игровым группам предлагается произвести расчет основных финансовых показателей предприятия при разных объемах производства.

Произведенные расчеты позволяют группам определить основные направления по формированию ценовой политики предприятия в условиях рынка. Каждая игровая группа может представить для обсуждения проект ценовой политики.

Для иллюстративности и наглядности обсуждения представленных проектов подгруппы могут подготовить графическую часть, схемы или другой наглядный материал.

После обсуждения предложенных подгруппам проектов ценовой политики преподаватель производит их оценку с учетом содержательности, конкретности, реальности. Учитывается также активность участников подгрупп в обсуждении представляемых проектов.

На третий этап деловой игры отводится 40-50 минут.

В заключении деловой игры преподаватель обобщает ее итоги, дает оценку общих результатов работы игровых подгрупп.

Кроссворд

Наши рекомендации