Факторы, влияющие на цены мирового рынка
Ценообразующие факторы | Уровень и сфера действия | Примеры |
Общеэкономические Конкретно-экономические Специфические Специальные | Действуют независимо от вида товара и его реализации Определяются особенностями данного товара, условиями его производства и реализации Действуют только в отношении некоторых товаров Связаны с действием особых механизмов и экономических инструментов | Экономический цикл, интернациональная стоимостная основа, состояние совокупного спроса и предложения, инфляция Издержки, прибыль, налоги и сборы, предложение и спрос на этот товар с учетом взаимозаменяемости, потребительские свойства- качество, надежность, внешний вид, престижность Сезонность, эксплуатационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса Государственное регулирование, валютный курс |
К обычным торговым операциям обоснованно относить сделки, характеризующиеся следующими признаками:
— раздельность, взаимная несвязанность экспортных и
импортных поставок;
— крупномасштабность и регулярность их осуществления;
— платеж в свободно конвертируемой валюте;
— осуществление в условиях свободной торговли, свободного торгово-политического режима. Торговые сделки, осуществляемые на вышеперечисленных условиях, можно рассматривать как обычные по следующим причинам: они типичны для мировой торговой практики, распространяются на значительную часть мирового товарооборота, их цена доступна любому поставщику или покупателю, цена формируется при сравнительно высокой конкуренции на низшем уровне. Особой разновидностью обычных торговых операций являются поставки на основе долгосрочных соглашений (внешнеторговых контрактов).
К категории специальных сделок относятся продажи на условиях товарного кредита; сделки, предусматривающие особые платежные условия, не соответствующие обычным торговым условиям, принятым на мировом товарном рынке; сделки, когда платеж осуществляется за счет займа, предоставленного правительством экспортирующей страны; сделки с платежом в неконвертируемой валюте; товарообменные операции; сделки в рамках государственных программ закупок; предоставление товара в порядке дара и т.д.
Определяющим критерием для суждения о представительности отдельных видов цен в международной торговле является процент мирового экспорта, который охватывает или представляет цена конкретного товара. Однако количественный размер оборота имеет решающее значение для оценки представительности цены не при всех условиях. В некоторых случаях представительной может считаться цена, действующая на рынке, уступающем по объему торговли другому рынку, если по остальным критериям, в частности доступности, она в большей степени отвечает понятию мировой цены. На практике в качестве мировых цен используются экспортные или импортные цены основных поставщиков и покупателей соответствующих товаров, устанавливаемые в ходе осуществления крупных и регулярных сделок с товаром. Цены случайных, эпизодических, а также специальных сделок, как правило, не являются мировыми.
Мировая цена характеризуется следующими признаками:
— это цена, по которой производятся крупные экспортные или импортные сделки на условиях, обычных для большинства товарных рынков, то есть она должна носить раздельный коммерческий характер. Исключаются взаимосвязанность экспортных и импортных поставок, товарообменные операции (бартер, компенсационные поставки, поставки в рамках государственной помощи, реализация продукции совместных предприятий и т. п.);
— это цена, используемая в регулярных сделках на важнейших рынках;
— это цена товаров в таких сделках, платежи по которым ведутся в свободной торговле в свободно конвертируемой валюте в рассматриваемый период.
Процесс формирования и движения цен мировой торговли имеет две характерные основные особенности. Первая состоит в том, что на мировом товарном рынке складываются объективные условия для отклонения мировой цены от внутренних цен отдельных стран. Это предопределяется их разной стоимостной основой. Цены мирового рынка базируются на интернациональной стоимости и основываются на издержках ведущих стран-экспортеров на мировом товарном рынке. Внутренние цены базируются на национальной стоимости и отображают издержки национальных производителей.
. Интернациональная стоимость определяется как общественно необходимые затраты труда при общественно-нормальных среднемировых условиях производства и среднего мировом уровне производительности, интенсивности и умелости труда. Она формируется преимущественно под влиянием условий производства в тех странах, которые являются главными поставщиками товара на мировой рынок. Характерной чертой интернациональной стоимости является более низкий уровень по сравнению со стоимостной ось новой внутренних цен национальных рынков отдельных стран-участников мировой торговли. Более низкий уровень интернациональной стоимости объясняется в основном следующими моментами: в поставках на мировой рынок участвуют, как правило, наиболее эффективные производители отдельных стран; конкуренция на мировом рынке острее; осуществляя продажу продукции на внешний рынок, производители (поставщики) могут расширить рынок сбыта, что ведет к увеличению масштабов реализации и соответственно к уменьшению издержек. Именно наличие подобной зависимости между объемом реализации и издержками производства является объективной основой широкого распространения в мировой торговой практике скидок. Относительно низкий уровень стоимостной основы мирового рынка в свою очередь служит материальной основой, как правило, более низкого по сравнению с внутренними рынками уровня цен.
Цены международной торговли отличаются от внутренних в силу различных объемов мирового и внутреннего рынков, условий их функционирования и других ценообразующих факторов. Эти различия поддерживаются комплексом факторов, действующих на границах между внутренними рынками и мировым товарным рынком. Как правило, мировая цена ниже внутренней из-за наличия ряда влияющих на формирование цен внутри страны экономических инструментов (пошлины, налоги и др.), которые ограждают национальные рынки и в итоге смягчают конкуренцию.
Таким образом, внутренняя цена, хотя она и является одним из существенных факторов в механизме формирования цен мирового рынка, в большинстве случаев не предопределяет окончательные их уровни.
Переход от внутренних цен к мировым при экспорте, от мировых цен к внутренним при импорте состоит, как правило, из целой цепочки доплат, «наслаивающихся» при импорте на мировые цены (пошлины, компенсационные сборы и т. д.) или «отслаивающихся» при экспорте от внутренних цен (налоговые, амортизационные, транспортные и прочие льготы, субсидии и т. п.).
Различия в уровнях мировых цен по одним товарам составляет всего несколько процентов, по другим достигает десятков процентов, по третьим кратных величин. Средний разрыв между мировыми и внутренними ценами составляет около 30%, при этом на готовые товары он значительнее, чем на сырьевые, что связано с более высоким уровнем тарифных и нетарифных барьеров при ввозе готовой продукции. Кроме того, по этой продукции на мировом рынке шире возможности формирования более низкого, чем при поставках на внутренний рынок, уровня цен (например, за счет серийных поставок и др.).
Существенная особенность формирования стоимостной основы мировых цен связана с тем, что различия в национальных нормах прибыли, а также большие по сравнению с существующими на внутренних рынках, препятствия для перелива капитала рабочей силы, товаров, и других производственных ресурсов приводят к тому, что мировая цена формируется не путем усреднения затрат всех поставщиков мировой торговли, а путем равнения на «лидера», то есть наиболее эффективного производителя. Относительно низкая норма прибыли, обеспечиваемая реализацией по мировым ценам, может устраивать соответствующих экспортеров в силу того, что она, будучи ниже, чем у других поставщиков на мировой рынок, в то же время не ниже средней для национального хозяйства нормы прибыли. Следует отметить, что вышеназванный фактор действует и со стороны импортеров.
Для формирования мировой цены не обязательно устранение различий в национальных нормах прибыли, поскольку в качестве поставщиков выступают не все, а лишь отдельные национальные производители. В результате в ценообразовании на мировом рынке не действует принцип| «равная прибыль на равный капитал». Это является особенностью формирования цен производства товаров, реализуемых на мировом товарном рынке.
Вторая характерная особенность механизма формирования мировых цен связана с многослойностью мирового рынка, проявляющейся в дифференциации, или множественности, цен мирового рынка, то есть в параллельном существовании целого ряда цен на один и тот же товар.
Дифференциация цен мировой торговли может вызываться различными факторами:
— транспортным фактором, который является основой территориальной дифференциации цен;
— характером торговой сделки;
— условиями поставки и платежа, которые формируют коммерческую дифференциацию цен, и некоторыми другими факторами.
Территориальная дифференциация цен определяется удаленностью мест производства от мест потребления и наиболее ощутимо проявляется по товарам с наиболее высоким удельным весом транспортных расходов в общих затратах на производство и реализацию. Доля транспортных расходов в ценах на сырьевые и сельскохозяйственные товары достигает 20-25% и более. По готовым изделиям территориальная дифференциация цен имеет меньшее значение, поскольку транспортная составляющая цен на готовую продукцию, как правило, не более 1-2%.
Различия в характере сделок ведут к формированию в сфере международного товарообмена следующих уровней цен на одну и ту же продукцию:
— цены по обычным торговым сделкам (разового характера и долгосрочных соглашений) с платежом в свободно конвертируемой валюте (СКВ);
— цены по клиринговым соглашениям;
— цены по сделкам с платежом в несвободно конвертируемой валюте и по другим специальным операциям.
Цены по обычным сделкам с платежом в СКВ находятся, как правило, на наиболее низком уровне. Следующей ступенью по уровню цен являются сделки, осуществляемые в рамках клиринговых соглашений. Наконец, наиболее высокий уровень цен складывается в сделках на «замкнутую валюту».
Операциями особого рода являются торговые сделки, совершаемые на отдельных региональных рынках, в тех случаях, когда эти рынки обособляются от обычного международного товарооборота сложным набором торгово-политических барьеров — пошлинами, компенсационными сборами, лимитами импортных цен и пр. Цены региональных группировок и трансфертные цены (то есть цены внутрифирменного товарооборота) отклоняются от обычных рыночных операций как вверх, так и вниз в зависимости от цели регулирования и имеют преференциальный, то есть не всеобщий характер. Они действуют только для партнеров, охватываемых соответствующим региональным объединением, внутрифирменным или межправительственным соглашением. Иной предприниматель не может купить или продать товары по этим ценам.
Коммерческая дифференциация цен означает различия в их уровнях в зависимости от ценообразующих факторов,
действующих на уровне внешнеторгового контракта при нормировании конечной цены: размеры поставок, условия (Мятежа, объем гарантийного и постгарантийного технического обслуживания и т. д. Под влиянием указанных факторов уровень цены колеблется вокруг средней рыночной юны при обычных коммерческих условиях.
Дифференциация цен на мировом товарном рынке в определенной мере зависит от характера продукции, организованности рынка, информированности продавцов и покупателей, оценки полезности продукции. Чем однороднее продукция, выше уровень организации рынка, больше информации о ценах, ближе оценки полезности продукции различными покупателями, тем слабее дифференциация цен.
При биржевой торговле сырьевыми товарами дифференциация цен проявляется в меньшей степени, чем, например, по машинам и оборудованию [46, с. 14].
Мировые цены различаются в зависимости от времени Рода, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных и импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами-экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (например, зерновые культуры) мировые цены устанавливаются в| процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах. В международном экономическом и статистическом анализе принято выделять две основные группы мировых цен:
— цены на сырье;
— цены на продукцию обрабатывающей промышленно-
Важнейшая особенность мировых цен сырьевых товаров состоит в том, что решающую роль при определении их уровня играют не внутренние издержки и цены, а соотношение спроса и предложения на соответствующих мировых рынках. Именно это соотношение определяет уровень издержек, который выступает как бы регулятором мировых (экспортных) цен: производители-экспортеры с подобным «регулирующим» уровнем издержек получают нормальную прибыль; производители-экспортеры с меньшим уровнем издержек получают большие прибыли, а производители-экспортеры с высоким уровнем издержек вынуждены довольствоваться меньшей прибыльностью (если вообще их производство рентабельно).
Еще одной из особенностей мировых цен сырьевых товаров является сочетание цен основных производителей и экспортеров, с одной стороны, и биржевых котировок — с другой. Относительная значимость этих двух групп мировых цен для отдельных сырьевых товаров различна. Для одних решающую роль играют цены основных производителей-экспортеров, а биржевые котировки играют дополнительную или вспомогательную роль (прежде всего роль показателя общей ценовой конъюнктуры на соответствующем рынке). По другим сырьевым товарам биржевые котировки в роли мировых цен либо «равноправны» с ценами основных производителей-экспортеров, либо занимают господствующее, хотя и в разной степени, положение (например, в последние десятилетия на мировых рынках таких плантационных культур, как какао-бобы, кофе, чай). Еще биржевые котировки выступают в качестве единственных представителей мировых цен (например, по некоторым сельскохозяйственным непродовольственным культурам).
Следующая особенность — множественность цен основных производителей-экспортеров (а иногда и биржевых котировок), играющих роль мировых цен по ряду сырьевых товаров. Множественность в данном случае проявляется в наличии разнородных частей мирового рынка на тот или иной товар. В рамках общего мирового рынка выделяются отдельные сохраняющие значительную специфику своего ценообразования зоны, например, западноевропейский рынок сельскохозяйственной продукции (часто цены этого рынка относят не к мировым, а к внутренним). Множественность мировых цен на сырье усиливается за счет использования различных валют для выражения этих цен (при господствующей роли доллара США). С учетом неодинакового темпа обесценивания отдельных валют могут возникать существенные различия в уровне и динамике мировых цен на одно и то же сырье. Также множественность цен резко усиливается при нарушении баланса предложения и спроса на сырьевые товары. Так, в период дефицита нефти на мировом рынке отличия цен на один и тот же стандарт нефти в зависимости от стран-поставщиков и групп покупателей в отдельные годы были полутора-двухкратными. В подобной множественности цен отражались (Отражаются и сейчас) различные взаимоотношения между продавцами и покупателями, в том числе скидки тем покупателям, которые вкладывают в разведку нефти в стране-экспортере, и наоборот, наценки за неучастие в подобной деятельности и пр.
Особая роль в формировании цен на мировых рынках сырьевых товаров у тех государств или групп государств, которые выступают в качестве ведущих экспортеров или импортеров. (При формировании мировых цен промышленной продукции государство в подобной роли не выступает.) группа государств — основных производителей и экспортеров чаще всего функционирует в виде так называемых межгосударственных ассоциаций производителей, пытающихся влиять в выгодном направлении на формирование и динамику мировых цен экспортируемых ими сырьевых товаров. Развитые страны с тех случаях, когда они играют важную роль в качестве производителей и экспортеров тех или иных сырьевых товаров, уповая на свою экономическую мощь, предпочитают действовать самостоятельно или на базе временных соглашений (гласных или негласных) с другими странами. В результате им удавалось и удается хотя бы временно сформировать на определенных рынках достаточно эффективную систему регулирования и контроля над мировыми ценами определенных видов сырья. Описанный механизм формирования мировых цен показывает, что они лишь условно и ограниченно могут трактоваться в качестве некоего ориентира для уровней внутри страны, особенно для стран с емким внутренним рынком. Это подтверждается и основными количественными характеристиками взаимосвязи уровней внутренних и мировых цен на однородные товары. Важнейшие из этих характеристик:
— совпадение внутренних и мировых (экспортных и импортных) цен встречается очень редко;
— преобладающим вариантом ценовых расхождений является превышение внутренних цен над внешними;
— формирование более высокого уровня внутренних цен по сравнению с мировыми ценами на однородную продукцию характерно для всех стран, независимо от уровня их развития;
— превышение внутренних цен над внешнеторговыми в большей степени типично для импортных и в меньшей степени для экспортных, то есть собственно мировых цен;
— по отдельным товарам, производственное использование которых имеет большое значение для экономики стран-экспортеров, типичной оказывается обратная картина — более низкий уровень внутренних цен по сравнению с мировыми. Решающими причинами подобных расхождений между внутренними и мировыми ценами являются следующее.
1. Между отдельными национальными рынками и мировым рынком существуют значительные экономические — тарифные и нетарифные — барьеры. Это таможенные пошлины, компенсационные сборы, субсидии, налоговые, кредитные и! прочие льготы и т. д. Чем сильнее национальный рынок обособлен от мирового рынка с помощью подобных барьеров, тем глубже разрыв между ними, чем меньше эти барьеры, тем больше сближаются их уровни.
2. Поставкой на мировой рынок осуществляются наиболее конкурентоспособными производителями стран-экспортеров. Во многих случаях эти поставки составляют лишь часть выпускаемой в стране продукции, а остальное идет на внутренний рынок. При большом объеме внутреннего рынка, например, в США, подобные производители получают возможность компенсировать низкие мировые цены за счет более высоких внутренних цен.
3. Наличие более острой ценовой конкуренции на мировом рынке по сравнению с национальными рынками часто ведет к тому, что мировые цены на промышленные и сырьевые товары образуются не путем усреднения затрат всех поставщиков мировой торговли, а путем выравнивания цен
по наиболее эффективным (с меньшими издержками) производителям, играющим по сути роль неких ценовых «лидеров».
В качестве мировых цен продукции обрабатывающей промышленности, как правило, выступают экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции. Базой экспортных цен являются формируемые этими компаниями цены на внутреннем рынке. При исчислении цены в этих компаниях в основном используют метод полных затрат и метод прямых затрат. Причем первый — главенствующий, так как он удобен в применении. Проанализируем определение цены методом полных W затрат. Месячные затраты на производство некой продукции распределяются следующим образом (в долл. США):
• Материалы — 9000
• Рабочая сила — 1000
• Косвенные расходы — 3800
Всего затрат: 13 800
• Ожидаемая прибыль — 2700
• Ожидаемый доход от реализации — 16 500
• Месячное производство — 1000 (штук)
• Цена единицы продукции — 16,5
Суммируя все затраты, связанные с производством продукции, и добавляя к ним; величину предполагаемой прибыли, определяют доход, ожидаемый от реализации всей продукции (16 500). Разделив величину дохода на количество товаров, производимых каждый месяц (1000 единиц), получают фабричную цену единицы изделия (16,5 долл. США). Устанавливаемая таким образом цена, базирующаяся на полных издержках производства, предполагает полную реализацию производственных изделий. Если же предприятие не сможет продать всю свою продукцию по установленной цене, оно не получит заложенный в расчет ожидаемый доход и, следовательно, будет испытывать финансовые затруднения.
Метод прямых затрат имеет некоторые специфические особенности. Полные издержки производства единицы продукции и надбавка на прибыль рассчитываются, как правило, с учетом определенной нормы загрузки производственных мощностей предприятия (обычно 75-80%). Рост загрузки мощностей сокращает издержки на единицу продукции и, наоборот, снижение загрузки увеличивает издержки на единицу продукции (так как сохраняется примерно одинаковый объем части издержек - так называемые условно-постоянные издержки — при изменении объема производства). Ориентируясь на уровень издержек при фиксированной и неполной мощности, крупные компании заметно ослабляют влияние конъюнктурных колебаний производства на ценообразование. Далее используется достаточно гибкая процедура при определении надбавок на прибыль, что придает большую гибкость и самим ценам. Эта процедура направлена на максимизацию прибыли на капитал, исчисляемой как процентное отношение реализуемой прибыли к величине инвестированного капитала, рассчитанной на длительный период на перспективу (так называемая «целевая» норма прибыли). Полученная от общей величины прибыли на капитал надбавка на прибыль распределяется затем по продуктовому набору (перечню продуктов производства) весьма дифференцированно: по одним продуктам она велика, по другим незначительна, в отдельных случаях она равна нулю или даже допускается убыточная продажа. В основе определения величины надбавки по каждому конкретному продукту лежит оценка рынка: меньшая эластичность спроса по цене на тот или иной продукт обычно связана с более высокой по доле прибыли ценой. Метод прямых затрат выгоден для крупных компаний. Однако использование его ограничивается трудностью получения многих исходных данных (например, фирма не знает точно своих кривых спроса объема продаж). Поэтому большинство фирм при исчислении цен предпочитают пользоваться методом полных затрат.
Ввиду множества факторов, влияющих на процессы ценообразования фирм, их методы ценообразования и в целом ценовая политика не ограничиваются применением одного из описанных выше методов. Полученные цены служат базой для дальнейшего маневрирования, при котором фирмы стремятся учесть многообразные ценообразующие факторы, параллельно и активно воздействуя на рынок и приспосабливаясь к меняющимся рыночным условиям (причем соотношение этих двух элементов ценовой политики — активного и пассивного — непрерывно меняется в зависимости ШИП'' складывающейся рыночной конъюнктуры). Одна из форм подобного маневрирования — использование систем явных и тайных скидок (или приплат) к ним. Так, например, цены производителей или основанные на них оптовые цены предполагают развернутую систему скидок и приплат I за изменение качества, условий поставки, размер партии, упаковку, маркировку и т.д. с базовых публикуемых прейскурантных цен, которые обычно устанавливаются на товар стандартного качества. Наличие разветвленной системы скидок и надбавок дает возможность компаниям лучше и оперативние приспосабливаться к меняющимся условиям конкуренции. Эта система позволяет, не меняя объявленных цен, фактически повышать или понижать их, когда того требуют рыночные условия, временно избегая I нежелательной для компании гласности (отсюда и определение подобных цен как «теневых»). В результате по прейскурантным ценам проводится мало операций. Крупные партии, как правило, реализуются по «теневым» ценам, то есть со скидками от прейскурантных цен, либо по ценам, специально обусловленным в договорах и соглашениях. Особенно широкое распространение договорные или разовые цены получили в связи с развитием такой формы реализации, как прямые Доставки потребителю. Прямые поставки осуществляют либо на основе контрактов и индивидуальных заказов, либо путем эпизодических актов продажи продукции — как стандартной, так и учитывающей требования заказчиков. В договорных или разовых ценах обычно заранее оговариваются все технические параметры и характеристики продукции, условия поставки и т.д. Неоднородность цен крупных компаний обрабатывающей промышленности предопределяет и значительные различия основанных на них мировых цен. Например, наиболее сложный мировой рынок промышленной и конечной продукции — рынок машин и оборудования.
Мировой рынок продукции машиностроения — понятие условное, оно скрывает множество в той или иной степени взаимосвязанных рынков различных машин и оборудования со своими отличиями и особенностями. Основные компании, как правило, сосредоточены, прежде всего, в развитых странах. Внутренние рынки большинства машин и оборудования отличаются высокой концентрацией предложения, в том числе и на базе развитой системы специализации. Однако в масштабе всего мирового рынка машин и оборудования ввиду значительных качественных отличий и большого числа производителей весьма сильна конкуренция (острее, чем на внутренних рынках). Другая характерная черта мировых рынков машин и оборудования — существенные различия в мировых ценах на однородную продукцию в зависимости от выбора производителя-экспортера (из-за больших различий в издержках), например ценовые преимущества японских компаний при высоком качестве их продукции.
Взаимосвязь значительной части мировой торговли машин и оборудования с инвестиционными процессами в странах-импортерах придает некоторые особенности функционированию соответствующих рынков и процессов ценообразования на них. Так, это способствует распространению финансирования покупки машин и оборудования с помощью предоставления покупателям кредитов, условия которых связаны и с конкуренцией, а иногда и с заключением соглашений межгосударственного характера. Далее, это способствует также формированию двухканального характера международной торговли машинами и оборудованием. Первый канал — конъюнктурный, связанный с обычными торговыми соглашениями, и второй — торговля машинами, уже включенными в сложившуюся систему производственно-инвестиционного кооперирования. Когда машины и оборудование реализуются в рамках инвестиционных потоков, это вызывает ряд специфических последствий. Во-первых, у страны-импортера появляется долговременная потребность в закупке запчастей и услуг, связанных с эксплуатацией оборудования. Во-вторых, импорт машин и оборудования инвестиционного назначения часто сопровождается формированием необходимой для инвестиций инфраструктуры. В результате торговля машинами и оборудованием инвестиционного назначения расширяет старые, и формируют новые рынки в странах-импортерах. В-третьих, в структуре цен машин и оборудования, связанных с инвестициями, значительный удельный вес занимают такие издержки, которых нет в структуре цен машин, идущих по конъюнктурному каналу.
Тема 3 Мировая цена как база расчета цен внешнеторговых контрактов.
Для определения взаимосвязи категорий «стоимость товара», «цена внешнеторговой сделки» и «таможенная стоимость ввезенного товара» проанализируем некоторые понятия, базирующиеся на фундаментальных законах экономики.
Согласно экономической теории стоимость товара — это воплощенный в товаре и овеществленный в нем общественный труд товаропроизводителя. Стоимость создается в производстве, проявляется в обмене, когда изготовленный товаропроизводителем товар приравнивается к другим товарам. Величина стоимости товара определяется количеством труда, необходимого для его производства, и измеряется рабочим временем. Так как разные товаропроизводители затрачивают на производство одного и того же товара неодинаковое количество труда (времени), товары имеют различную индивидуальную стоимость. Но поскольку стоимость воплощает общественный труд, величина общественной (рыночной) стоимости не может определяться индивидуальными затратами труда. Общественная стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем:
— временем, затраченным на изготовление товара при данных общественно нормальных условиях производства и среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда;
— или временем, затраченным на производство основной массы товаров данного вида.
Регулирование обмена товаров происходит в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда на основании объективного экономического закона товарного производства — закона стоимости. Закон стоимости — по К.Марксу — экономический закон товарного производства, регулирующий обмен товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда (общественной стоимостью). В сфере обращения товаров и капиталов в экономике с полным или частичным саморегулированием процессов производства и реализации товаров и услуг в условиях конкуренции (то есть в рыночной экономике), закон стоимости выступает как стихийный регулятор общественного производства.
Экономическая категория «цена товара» служит денежным выражением стоимости товара и предназначена для 'косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени. В основе уровней и соотношений цены также лежит закон стоимости. В условиях рыночного равновесия цена на товары и услуги определяется их предельной полезностью для потребителя. Регулирующий механизм закона стоимости заключается в колебании цен, в их отклонении от общественной стоимости в результате конкурентной борьбы под влиянием спроса и предложения и сводится к следующему: превышение рыночной цены над стоимостью стимулирует рост предложения, а следовательно, производства товаров; отклонение рыночной цены ниже стоимости вызывает сокращение производства; когда уменьшается рабочее время, затрачиваемое на производство товара, цены падают, когда оно увеличивается - повышаются при прочих равных условиях и цены. Рыночная стоимость товаров является «центром тяготения*», вокруг которого колеблются цены. В то же время на динамику цены оказывают влияние и другие факторы (эластичность спроса, валютные курсы, социальные факторы), которые могут вызывать отклонения цены от стоимости: «возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости, или возможность отклонения цены от величины стоимости, заключена уже в самой форме цены» (Маркс К. и Энгельс-Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 112). Однако в общественном масштабе эти отклонения взаимно погашаются, и сумма цен совпадает с суммой стоимостей товаров. Соотношения цен конкретных товаров устанавливаются с учетом различий в их потребительских свойствах, качестве.
В основе рыночной цены на товар лежит цена производства — превращенная форма стоимости в условиях товарного производства, где цена товара определяется его стоимостью. Разность между ценностью продукции фирмы или отрасли (то есть между общей выручкой, полученной от продажи этой продукции) и стоимостью затрат сырья, комплектующих изделий и услуг, покупаемых для обеспечения выпуска этой продукции, выражается в добавленной стоимости, — величине, которую фирма присоединяет к купленным материалам и услугам в процессе производства и реализации продукции. Затраты покупателя на приобретение и использование товара на протяжении нормативного периода его эксплуатации формируют цену потребления. Таким образом, рыночная цена товара складывается из цены производства, в которую входит стоимость затрат сырья, комплектующих изделий и услуг, добавленной стоимости и затрат покупателя на приобретение и использование товара.
На мировом рынке происходит хозяйственное взаимодействие государств в связи с реализацией товаров и услуг, представляющее собой совокупность внешнеторговых операций стран мира в сфере товарного обмена. Такое взаимодействие базируется изначально на мировых ценах. Мировые цены — в международной торговле — цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях в основных центрах международной торговли известными фирмами-экспортерами и импортерами соответствующей продукции. Мировая цена — в экономической теории — международная цена на товар или услугу, определяемая на основе соотношения мирового спроса и предложения.
Мировые цены являются денежным выражением интернациональной (мировой) цены производства, складывающейся на мировом рынке. Интернациональная цена производства определяется условиями производства преобладающей в мировой торговле массы товаров. Внешнеторговые цены представляют собой виды цен на товары и услуги, обращающиеся в международной торговле. Разновидности внешнеторговых цен — прейскурантные экспортные цены фирм — основных поставщиков данного вида изделий, цены бирж и аукционов сырьевых товаров, цены предложений торгов, сделок (контрактов).
Переходя к понятию, цена сделки, следует уточнить, что за основу при установлении окончательной цены в торговой сделке принимается базисная цена, согласованная сторонами, сформированная с учетом мировых цен и рыночной конъюнктуры. Окончательной ценой, зависящей от конкретных показателей качества товара, условий поставки, условий оплаты, является контрактная цена — цена сделки по купле-продаже товара, Зафиксированная в контракте. Различаются по характеру стабильности: твердая, подвижная и скользящая цена. Цена реальной сделки купли-продажи, которая может изменяться на величину транспортных и страховых издержек в зависимости от условий контракта, определяет фактурную цену, или фактурную
стоимость товара.
Представленный анализ основ экономической теории позволяет дать диалектическое обоснование взаимосвязи категорий стоимость и цена товара, цена мирового рынка и базисная цена, стоимость внешнеторговой сделки и стоимость товара при пересечении им таможенной границы, и аргументирует наше заключение, сводящееся к тому, что цена товара во внешнеторговой сделке в условиях рынка не может быть менее затраченного на нее количества труда (времени) в денежном выражении.
Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе» таможенной стоимостью товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, т. е. цена фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии с Законом [4].
В соответствии со ст. 323 Таможенного кодекса РФ таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
Тема 4. Ме