Функции спроса и предложения: понятие, сущность, факторы их определяющие. Цена равновесия

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос и предложение находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом. Т.е. объем спроса равен объему предложения при данной равновесной цене. Равновесная цена – цена, при кот.совпадают желаемые покупки и желаемые продажи и отсутствует тенденция изменения цен и кол-ва товара.

Функции спроса и предложения: понятие, сущность, факторы их определяющие. Цена равновесия - student2.ru Рыночное равновесие называют устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво. Чтобы проверить, соответствует ли ситуация, представленная на рис. 1, устойчивому равновесию, допустим, что цена повысилась с P0 до P1. В результате на рынке образуется избыток в размере Q2-Q1. По поводу того, что произойдет вслед за этим, существуют две версии: Л. Вальраса и А. Маршалла.

Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей они начнут снижать цену. По мере уменьшения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0,Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие.

По-иному рассуждал А. Маршалл. Если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2. Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), фирмы получат прибыль, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рис. 1 представляет устойчивое рыночное равновесие.

По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно А.Маршаллу, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Расхождения взглядов Л. Вальраса и А. Маршалла при описании механизма функционирования рынка вызваны тем, что, по мнению первого, рыночные цены совершенно гибки и мгновенно реагируют на любые изменения конъюнктуры, а, по мнению второго, цены недостаточно гибки и при возникновении диспропорций между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на них, чем цены. Интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а по Маршаллу - несовершенной конкуренции в коротком периоде.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса (eDi,j) показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на благо i при изменении цены блага j на 1%: eDi,j = ΔQi/ΔPj * Pj/Qi. Для взаимозаменяемых благ eDi,j > 0, а для взаимодополняемых eDi,j < 0, для независимых – 0.

Функции спроса и предложения: понятие, сущность, факторы их определяющие. Цена равновесия - student2.ru Каждая точка на кривой спроса показывает, с одной стороны, сколько единиц товара потребитель согласен купить по данной цене, с другой - какую максимальную сумму денег он согласен заплатить за очередную единицу товара. Если потребитель может купить любое количество благ по единой цене, то образуется излишек потребителя - разность между максимальной суммой денег, которую потребитель согласен заплатить за купленные товары, и той суммой денег, которую он за них заплатил (площадь заштрихованного треугольника). По изменению величины излишка потребителя можно судить о том, как изменение цены товара влияет на благосостояние покупателя.


Наши рекомендации