Участка обработки деталей типа тел вращения
Рисунок 11.9, лист 2
Рисунок 11.10 - Планировка оборудования и рабочих мест сборочного цеха шлифовальных станков:
1 — стеллажи; 2 — верстаки; 3 — стенды для испытания гидросистем; 4 — сборочные столы; 5 — пресс на верстаке; 6 — настольно-сверлильный станок на верстаке; 7 — нагревательная установка; 8 — поворотный стеллаж; 9 — шкаф наладчика; 10 — моечная машина; 11 — радиально-сверлильный станок; 12 — электрическая тележка; 13 — многоярусные стеллажи склада; 14 — рольганг; 15 — приемно-отправочный стол; 16 — машина для консервации; 17 — панельный стенд; 18 — холодильная установка; 19 — контрольная плита; 20 — козловой кран; 21 — тара
При необходимости мелкие и средние детали моют и консервируют. Хранят детали и комплектующие изделия в ячейках многоярусных стеллажей в таре. Для перемещения деталей на складе служат кран-балка и кран-штабелер; здесь же комплектуют партии деталей и комплектующих изделий перед отправкой их на сборку. Для этого предусмотрены рабочие места с роликовыми конвейерами. Скомплектованные детали и изделия электрокарами или подвесной кран-балкой передают на участок узловой сборки, выполняемой на сборочных столах, верстаках и испытательных стендах. На участках узловой сборки предусмотрен полукозловой кран для передачи собранных узлов на перегрузочную тележку с целью доставки в пролет общей сборки станков.
Общую сборку осуществляют на панельных стендах, представляющих собой массивные бетонные плиты с закладными металлическими элементами для крепления собираемых станков. Непосредственно на стендах размещены стеллажи-подставки для изделий и сборочного инструмента, а вдоль стендов — верстаки и сборочные столы для предварительной сборки отдельных узлов и механизмов. Установку базовых деталей на сборочные стенды и монтаж крупных узлов осуществляют мостовым или козловым кранами, перемещающимися вдоль пролета, а также консольно-поворотными кранами непосредственно у рабочих мест.
11.4 Увязка компоновочного плана цеха
с генеральным планом завода
Цехи механосборочного производства входят в общую структуру машиностроительного завода, которая зависит от объема выпуска, характера технологического процесса, требований к качеству изделий, степени специализации и кооперирования производства и других факторов.
Компоновочный план цеха (корпуса) должен быть увязан с расположением других цехов и служб завода, а также с транспортными коммуникациями. Для этого разрабатывают генеральный план завода — план взаимного размещения всех зданий и сооружений, транспортных магистралей, инженерных сетей с учетом рельефа и благоустройства территорий.
При разработке генерального плана определяют структуру цехов и служб завода, их площади, а также технологическую схему производства, влияющую на их взаимное расположение.
В общем случае в состав машиностроительного завода входят: заготовительные цехи — литейные, кузнечные, заготовительные для резки заготовок из проката; обрабатывающие — механические, сборочные, прессовые, окрасочные, металлопокрытий и др.; вспомогательные цехи — инструментальный, модельный, ремонтно-механический, электроремонтный, ремонтно-строительный, экспериментальный; складские, энергетические, транспортные, санитарно-технические и общезаводские устройства.
Общая тенденция, направленная на развитие специализированных производств, обусловливает создание технологически, подетально и предметно-специализированных заводов по производству заготовок, деталей и комплектующих изделий. При наличии таких специализированных производств машиностроительные заводы, выпускающие изделия, становятся в основном сборочными и изготовляют специфические детали, а также осуществляют общую сборку изделий.
Технологическая схема производства показывает взаимосвязь между подразделениями завода и последовательность движения исходных материалов и полуфабрикатов в процессе их превращения в готовое изделие. Схема помогает рационально разместить цехи, склады и другие подразделения завода, чтобы обеспечить наименьшую мощность грузопотоков.
При технико-экономическом обосновании проекта составляют предварительный генеральный план. На этом этапе потребные площади цехов определяют по технико-экономическим показателям, для того чтобы иметь представление о требуемых размерах площадки. При разработке проекта состав завода, площади и расположение подразделений уточняют и разрабатывают окончательный вариант генерального плана. При разработке генерального плана выбирают внешний и внутренний заводской транспорт. Для крупных заводов предусматривают использование железнодорожного транспорта для внешних перевозок. Для малых и средних заводов наиболее эффективно использование автомобильного транспорта.
Компоновку генерального плана начинают с зонирования территории завода с целью размещения на ней групп цехов, имеющих подобные технологические процессы и требования к условиям производства. Обычно выделяют зоны горячих цехов, обрабатывающих и сборочных цехов, вспомогательных цехов, энергетических и общезаводских устройств. Особую зону составляют пожаро- или взрывоопасные производства, ее удаляют от других зон на безопасное расстояние. При этом стремятся разместить группы однородных цехов в одном корпусе, что способствует удешевлению строительства, сокращению расходов на транспорт, коммуникации, отопление.
При размещении цехов необходимо учитывать направление господствующих ветров, располагая цехи с выделением пыли, и преобладающих ветров, располагая цехи, выделяющие пыль и аэрозоли, с подветренной стороны по отношению к обрабатывающим цехам, общезаводским устройствам и жилым зонам. Направление грузопотоков необходимо увязывать с маршрутами движений людей. С этой точки зрения транспортные вводы в корпуса и входы работающих целесообразно делать с противоположных сторон. Склады заготовок в корпусах механических цехов следует располагать со стороны заготовительных цехов.
При проектировании генерального плана используют принципы прямоточности технологических процессов, компактности планировок, обеспечения минимальной территории под застройку и сокращения коммуникаций. Выбранный вариант генерального плана должен быть таким, чтобы было возможно использование наиболее прогрессивных технологических процессов и транспортных систем. В случае необходимости следует резервировать площади для последующего расширения.
В качестве примера на рис. 11.11 показана схема генерального плана станкостроительного завода, где реализован принцип зонирования территории, обрабатывающие, заготовительные и вспомогательные цехи сблокированы в отдельных корпусах, разделены грузовые и людские потоки. В главном корпусе предусмотрен термоконстантный цех.
Выбранный вариант генерального плана обосновывается технико-экономическим расчетом. Основными технико-экономическими показателями, характеризующими генеральный план, являются: коэффициент застройки КЗС=FЗС/FП, коэффициент использования территории КИ=FИ/FП, показатель интенсивности использования участка КИН=F/FП (FЗС — площадь застройки крытыми сооружениями; FП — площадь участка завода; FИ — площадь используемой территории с учетом открытых складов, транспортных магистралей и тротуаров; F — суммарная полезная площадь зданий с учетом этажности). Важными показателями также являются удельная мощность грузопотоков (в тонно-километрах на 1 га), степень сблокированности корпусов (штук на 1 га) и др.
Обычно значение коэффициента застройки для машиностроительных заводов находится в пределах 0,45—0,6.
Рисунок 11.11 - Схема генерального плана станкостроительного
завода
1 — склад лесопиломатериалов; 2 — деревообрабатывающий корпус с тарным цехом); 3 — корпус тяжелых станков; 4 — инженерно-лабораторный корпус; 5 — главный корпус (с термоконстаитным цехом); 6 — склад узлов и запчастей; 7 — корпус вспомогательных цехов; 8 — корпус заготовительных цехов; 9 - склад металла и заготовок; 10 — склад отливок и поковок; 11 — главный магазин; 12 - склад готовой продукции; 13 — склад горюче смазочных материалов