Определение состава и основных характеристик элементов транспортной системы
На основании разработанных технологических процессов транспортирования определяют типаж транспортных средств, а количество и основные технические параметры транспортных средств каждого типа рассчитывают с учетом массы, габаритных размеров, условий транспортирования грузовых единиц, схемы грузопотоков и временных связей производственного процесса. При построении временных связей производственного процесса следует учитывать частоту запросов технологического оборудования, накопителей, склада в необходимых заготовках, полуфабрикатах и изделиях.
В поточном производстве временные связи строятся на основе такта выпуска изделий, и движение грузов прямоточно, что значительно упрощает задачу проектирования транспортной системы.
В непоточном производстве временные связи имеют сложный стохастический характер, что затрудняет процесс проектирования по следующим причинам:
недостаточность имеющихся к началу проектирования исходных данных для получения решений требуемой детализации;
недостаточность знания закономерностей производственного процесса в непоточном производстве и, как следствие этого, сложность учета их при проектировании;
вероятностный характер исходных данных (затраты времени на изготовление изделий на технологическом оборудовании, число деталей в партии, последовательность запуска изделий в производство и др.).
Сложность проектирования транспортной системы непоточного производства заставляет использовать систему автоматизированного проектирования (САПР), которая повышает качество решения задач проектирования, снижает трудоемкость и сроки проектирования. Для решения подобной задачи с помощью САПР необходимо построить имитационную модель производственного процесса.
Пусть в непоточном производстве, состоящем из N единиц оборудования N {N1,N2,...Nn} компоновки К, необходимо вести изготовление 8 наименований
изделий D {D1,D2,...DN}, требующих затрат времени
Изготовление каждой детали представляет упорядоченную последовательность — технологический маршрут (Мi}. Любая операция выполняется на станке непрерывно с момента ее начала и до конца и определяется продолжительностью tштik . Заготовки поступают на обработку различными партиями п {пD1,nD2, ...,nDn } в любой последовательности п*{п*Dn, п*i п*Dl}.
Задача проектирования транспортной системы непоточного производства сводится к следующему: при заданных исходных данных и технических ограничениях разработать оптимальный вариант транспортной системы, включающей определение числа N и скорости V транспортных устройств, вместимости входных Е' и выходных Е" накопителей, числа спутников NC и алгоритма управления АУ, чтобы приведенные затраты на создание производственной системы
F1 = F1 (S, Tщт, М, п, п*, NT, Nc, V, Е', Е", АУ) -> тin.
Рассматриваемый метод проектирования заключается в разбиении сложной системы на К’ взаимосвязанных уровней, характеризующихся последовательно возрастающей от уровня к уровню степенью детализации проектных решений:
П®{П1ij,П2i2,…,Пk’in}.
Процесс проектирования на каждом уровне разбивают на совокупность проектных операций, итерационно связанных между собой и осуществляющих формирование нескольких проектных вариантов, их анализ и оптимизацию. На каждом уровне проектирования корректируют исходные положения и выдвигают требования к последующему уровню проектирования.
Таким образом, при переходе от одного уровня проектирования к другому степень детализации и точности моделей возрастает от эвристических на первом этапе до точных моделей, отражающих стохастический характер производственного процесса непоточного производства.
Выбор типа внутрицехового транспорта и планировка транспортной системы зависят от типа и характера производства, производственной программы, строительной части производственного корпуса, используемого технологического оборудования и других факторов.
Количество транспортных средств каждого типа определяют исходя из машиноемкости ТМе транспортных операций, которую определяют по следующей формуле: TM.e=(QTЦ)/(qП*60),или TMe=(ZТ TЦ)/(Z’ТП*60),
где Q — грузопоток, т; Tц — средняя длительность одного рейса или одного цикла работы транспортного средства, мин; qП — средняя транспортная партия (количество грузов, перевезенных за один рейс), т; ZТ — грузопоток, ед. тары; Z’ТП — величина транспортной партии, ед. тары,
ZTi=Qi/Ci
где ZТi; — грузопоток, ед. тары, по определенной группе изделий; Qi — грузопоток по определенной группе, т; Сi — средняя грузовместимость тары, т.
Величина Тц определяется с учетом выполнения следующих транспортных операций: движения транспорта к месту погрузки; погрузки; движения с грузом; разгрузки; непредвиденных задержек, время которых принимают равным 0,15 времени движения транспортного средства с грузом.
Время движения транспортного средства определяют исходя из длины транспортного пути и скорости перемещения, которая не должна превышать
80 м/мин для напольного транспорта и 50 м/мин для подвесного транспорта. Для непоточного производства время движения транспортного средства может быть рассчитано по средней длине транспортного пути.
Количество транспортных средств определяют по формуле
где Кс = 1,2 ... 1,6 — коэффициент спроса, учитывающий неравномерность поступления требований на обслуживание в единицу времени; Кз = 0,7 ... 0,8 — коэффициент загрузки транспортного средства; Фо — эффективный годовой фонд времени работы принятого типа оборудования, ч; п — число грузопотоков, обслуживаемых данным типом транспорта.
Общее количество единиц тары одного наименования
ZTO=1,15(ZTC+ZT.Р.M+ZT.З)
где 1,15 — коэффициент, учитывающий тару, находящуюся в ремонте и на транспортной системе;ZTC — количество единиц тары, находящейся на цеховых складах; ZТ.р.м — количество единиц тары на рабочих местах; ZT.З — количество единиц тары для хранения межоперационных и складских заделов на участках.
Количество транспортных рабочих определяют исходя из количества транспортных средств, требующих обслуживающего персонала, и режима их работы.
После определения типа и количества транспортных средств переходят к компоновке транспортной системы.