Расположение производственных участков цеха.
Предварительное определение площади цеха и основных
Параметров производственного здания
Проектирование является итерационным процессом, при котором на каждом шаге проектирования ввиду недостатка информации вначале принимают приближенное решение, а затем, по мере детальной проработки, принятое решение уточняют. Так, после синтеза структуры цеха, т. е. после определения состава его участков, принимают решение о взаимном размещении этих участков. Выбор варианта размещения участков определяет компоновочную схему цеха.
Размещение участков внутри цеха обусловливается взаимным размещением механических и сборочных цехов. Последнее, в свою очередь, определяется принятой организационной формой механосборочного производства. Возможные компоновочные схемы механических и сборочных цехов показаны на рис. 4.2.
В поточно-массовом производстве рабочие места узловой сборки предметно-специализированных цехов размещают в конце линии механообработки. Механосборочный цех при этом состоит из ряда параллельно расположенных участков механообработки, состоящих из непрерывно - или переменно-поточных линий и линии или участка узловой сборки. При конвейерной общей сборке участки механосборочного производства размещают в соответствии с последовательностью установки сборочных единиц и деталей в изделии на главном конвейере.
Отделение или цех общей сборки с конвейером размещают перпендикулярно к линиям обработки после узловой сборки в конце корпуса или в его середине (рис. 4.2, а, б). При этом обеспечивают наиболее благоприятные условия передачи изготовленных деталей и сборочных единиц на конвейер общей сборки в процессе прямоточной межоперационной передачи. Вариант размещения общей сборки в середине цеха используют при производстве изделий с большим числом коротких линий механообработки и относительно небольшой трудоемкости общей сборки.
Рисунок 4.2 - Компоновочные схемы механосборочных цехов
В серийном и единичном производстве применяют компоновочные схемы размещения цеха (отделения) общей сборки в отдельном пролете перпендикулярно или параллельно пролетам или участкам механических цехов (рис. 4.2, в, г). В условиях мелкосерийного и единичного производства используют стационарную непоточную сборку, поэтому взаимное размещение участков определяет в большей степени технологическая однородность обрабатываемых деталей и применяемых видов транспорта.
Исходя из этого, например, в одном пролете, оборудованном мостовым краном, сосредоточивают обработку наиболее крупных базовых деталей (см. рис. 4.2, б). При параллельном расположении пролетов (см. рис. 4.2, г) участок базовых деталей целесообразно располагать рядом с пролетом сборочного цеха с тем, чтобы облегчить передачу наиболее тяжелых деталей на сборку. С точки зрения минимизации грузопотоков, чем больше общая масса изготовляемых на участке деталей, тем ближе он должен быть расположен к отделению, цеху общей сборки, и наоборот.
С другой стороны, на выбор варианта расположения участков оказывают влияние условия работы и технологические особенности используемого оборудования. Исходя из этого нецелесообразно размещать рядом участки и линии изготовления деталей высокой точности и относительно малой точности формы и расположения поверхностей ввиду неизбежного влияния вибрации этого оборудования на точность изготовления ответственных деталей. Недопустимо смежное размещение участков абразивной обработки и сборки. В каждом конкретном случае необходимо учитывать совместимость технологических процессов смежных участков и цехов, степень пожарной опасности, а также концентрацию вредных для здоровья человека аэрозолей, выделяемых при работе оборудования. Пожароопасные или вредные для здоровья работающих участки или производства должны быть изолированы от других производств соответствующими перегородками и оборудованы системами очистки воздуха. Это в первую очередь относится к окрасочным участкам и цехам. При предварительной проработке компоновочной схемы общую площадь So участка и цеха определяют по показателю Sуд.о общей площади, приходящейся на один станок или одно рабочее место:
So = Sуд.оСп,
где Сп — принятое число станков, а в случае сборки — рабочих мест цеха (участка).
Этот показатель зависит от габаритных размеров применяемого оборудования и транспортных средств. Последние определяют ширину проездов между рядами станков. Так, для средних станков Sуд.o = 18 ... 22 м2, для мелких - Sуд.о = 14 ... 18 м2.
Важным при проектировании является выбор строительных параметров здания — сетки колонн и высоты пролета. Поперечный разрез и план пролета показаны на рис. 4.3.
Рисунок 4.3 - Поперечный разрез и план пролета: 1 — кабина крана; 2 — ось подкрановых путей; 3 — продольная разбивочная ось; 4 — станок; 5 — поперечная разбивочная ось здания |
Сетку колонн (ширину L пролета и шаг T колонн) и высоту H пролета (расстояние от пола до нижней части несущей конструкции здания) выбирают из унифицированного ряда указанных величин, приведенных в табл. 4.1. Ширину пролета выбирают такой, чтобы можно было рационально разместить кратное число рядов оборудования — обычно от двух до четырех рядов станков, в зависимости от габаритных размеров и варианта размещения.
Высоту пролета определяют по схеме, приведенной на рис. 4.3. Исходя из максимальной высоты h1 оборудования, минимального расстояния h2 между оборудованием и перемещаемым грузом, а также высоты транспортируемых грузов h3 крана h4 определяют высоту H1 до головки подкранового рельса:
H1=h1+h2+h3+h4.
Высоту h1 определяют с учетом крайних положений подвижных частей станка, но не менее 2,3 м. Расстояние h2 принимают не менее 400 мм. По величине H1 из табл. 4.1 определяют минимальную высоту H пролета.
Таблица 4.1 - Размеры унифицированных пролетов и грузоподъемность подъемно-транспортных средств
Ширина пролета, м | Высота H цеха до нижнего пояса ферм, м | Высота Н1 головки кранового рельса, м | Тип кранов | Грузоподъемность крана, т | |||||||
6,0; 7,2; 8,4 | ---------- | Подвесные | 0,25-5,0 | ||||||||
7,2; 8,4 | |||||||||||
7,2; 8,4 | |||||||||||
8,4; 9,6 | 6,15; 6,95; 8,16 | Электрические мостовые | 10; 20/5 | ||||||||
10,8 | |||||||||||
9,65; 11,45 | То же | 10; 20/5; 30/5 | |||||||||
12,6; 14,4 | |||||||||||
16,2; 18,0 | 12,65; 14,45; | Электрические мостовые | 30/5 | ||||||||
12,0; 13,8 | 50/10; 75/25 | ||||||||||
16,2; 18,0 19,8 | 12,0; 13,8 15,6 | То же | 100/20 | ||||||||
19,8 | 11,2; 13,0; 14,8 | То же | 150/30 | ||||||||