Общая характеристика основных экономических категорий: потребности, блага, ресурсы.
Экономические потребности — внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.
Первичные — удовлетворяют жизненно-важные потребности человека (сон, еда, одежда). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой.Вторичные — все остальные потребности (досуг и т. д.) Экономические блага — средства, удовлетворения экономических потребностей (вещи, услуги).Среди экономических благ необходимо выделить : взаимозаменяемые — субституты (чай, кофе, поезд или самолёт), взаимодополняемые — комплементарные товары (бумага — ручка, автомобиль — бензин). Экономические блага делят на — настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).Долговременные — многоразовые.Недолговременные — исчезающие в результате разового потребления.Частные обществнные.Ресурсы - источники, средства обеспечения производства. Труд земля капитал информация предпринимательские способности.Экономические ресурсы делятся на природные (сырьевые, геофизические), трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (денежный капитал).
9. Потребности. Классификация потребностей.
Экономические потребности представляют собой внутренние мотивы, побуждающие к экономической (производственной) деятельности. Они делятся на первичные (жизненно важные) потребности в пище, одежде, жилище и т.д. и вторичные (все остальные) потребности досуга (занятия спортом, искусством, развлечения и т.д.) Конечно, это деление условно, но в целом к первичным можно отнести потребности, которые не могут быть заменены одна другой, вторичные потребности – могут.
Блага. Классификация благ. Экономические блага.
Средства удовлетворения экономических потребностей. Одни из них имеются в неограниченном количестве (атмосферный воздух), другие – количественно ограниченны (вещи, услуги). Именно ограниченные (экономические) блага изучает экономическая теория. Экономические блага делятся на долговременные и недолговременные блага. Долговременные блага предназначены для многоразового использования (автомобиль, книга, электроприборы и т.д.). Недолговременные – исчезают в процессе разового потребления (хлеб, мясо, фрукты, спички и т.п.). Среди экономических благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) мясо – рыба, маргарин – масло, чай – кофе и др.и взаимодополняемые (комплементарные) блага стол – стул, компьютер – принтер, автомобиль – бензин, фотоаппарат – фотопленка и т.д. Экономические блага также могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые, те, которые могут прямо и непосредственно удовлетворить человеческие потребности (предметы потребления). и косвенные, используются для производства будущих предметов потребления. называются средствами производства.
Ресурсы. Проблема редкости.
Экономические ресурсы, т.е. факторы производства – это все природные, людские и все произведенные человеком ресурсы, используемые человеком для производства экономических благ. Их можно разделить на материальные ресурсы (вещественный фактор производства) земля (и все, что с ней связано: недра, вода рек и морей, сырьевые материалы) и капитал (реальный, физический, капитал: все произведенные человеком станки, машины, оборудование, здания, сооружения, дороги, каналы и т.д.). и людские ресурсы (личный фактор производства). прежде всего, труд (точнее способность к труду), а также (в микроэкономике) предпринимательская способность.
12.Экономические субъекты рыночных отношений. Модель кругооборота
Основные черты домохозяйства:
Члены домохозяйств- потребители
-Экономическая единица, принимает единое решение –финансовые решения (без разницы сколько человек)
-Они являются полновластными владельцами факторов производства
и самостоятельно принимают решение об их продаже фирмам ( НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ)
-Стремиятся получить максимальное удовлетворение своих потребностей, или даже максимизировать получаемую полезность.
Основные черты фирм:
Фирмы относятся к сектору производителей
Используют факторы производства для изготовления продукции
Продаёт продукцию др. фирмам, домохоз-м или гос-ву
-Экономическая единица, принимает единое решение
Цель - получить максимальную прибыль
-полновластные пользователи факторов произ-ва ( НА РЕСУРСНОМ РЫНКЕ)
В современной экономической литературе нередко параллельно используются два понятия «товарное хозяйство» и «рыночное хозяйство». В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т.е. в данном случае одно предполагает другое. Соответственно, возникновение рынка определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства.
При рассмотрении рынка как системы экономических отношений логично выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов).
Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.
Субъектами рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).
Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов1.
Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей (прежде всего путем потребления товаров и услуг).
Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли (максимального дохода). Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.
Государство – еще один участник модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Оно предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т. д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.
Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные денежные выплаты на социальные нужды – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.
Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.
Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.
Анализируя взаимодействие основных субъектов (экономических агентов), следует иметь, что их отношения не всегда имеют чисто рыночный характер.
В самом общем виде экономические агенты – это субъекты экономических отношений, принимающие непосредственное участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Потребности экономических субъектов (агентов) в обществе могут удовлетворяться различными способами. Для этого используются три основных способа экономической координации, которые основаны на трех эволюционно сложившихся механизмах обмена. Такими обменными механизмами являются:
формы обмена на рынках (покупка продуктов на местном рынке);
властно-принудительный обмен (поставка продукции согласно плановым заданиям в командной экономике);
формы взаимного, социально установленного обмена (подарки, обменные отношения в семьях и т. п.).
В зависимости от того, какой механизм обмена используется хозяйствующими субъектами для удовлетворения своих потребностей, различают рыночные и нерыночные продукты (блага).
Рыночные продукты (блага) – блага, которые производятся и распределяются в обществе с помощью рыночного механизма.
Нерыночные продукты (блага) – блага, торговля которыми невозможна, так как не существует рынков для их сбыта; продукты, торговать которыми неэффективно за пределами ограниченной зоны, так как их объем или вес делают очень дорогой их транспортировку и торговлю за границами этой зоны.
Рыночные блага предусматривают существование рыночного механизма обмена, нерыночные блага, в свою очередь, являются объектами властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов.
В процессе хозяйственной деятельности экономические агенты могут вступать в отношения производства, распределения, обмена и потребления как рыночных, так и нерыночных благ. Поэтому тех экономических субъектов, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и рыночных благ, называют рыночными агентами.
Соответственно, к нерыночным агентам относятся экономические субъекты, удовлетворяющие свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов и, следовательно, нерыночных благ.
В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.
В наибольшей степени под понятие «нерыночные экономические агенты» подходят разнообразные некоммерческие организации. В промышленно развитых странах некоммерческий сектор является полноправным участником модели «государства благоденствия». Государство и бизнес не всегда оказываются в состоянии адеквя иатно реагировать на изменения в обществе, и этот пробел восполняется развитием частных некоммерческих организаций, которые нередко оказываются более эффективными по сравнению с государственным аппаратом в оказании различных социальных услуг.
С учетом опыта промышленно развитых стран к нерыночным экономическим агентам можно отнести разнообразные внебюджетные фонды, ассоциации, взаимные общества, кооперативы и иные неприбыльные негосударственные организации, которые обычно обозначаются термином «социальная экономика».