Определение монопольной власти. Социальные издержки монополии.
Цена превышает предельные издержкидля фирмы с монопольной властью, следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.
Показатель монопольной власти Лернера: L = (P - MC)/P – коэффициент превышения цены над предельными издержками (0<L<1).
Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0.
Через эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. Мы знаем, что L = (P - MC)/P = -1/Ed, где
Еd – эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса.
Значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли.
Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма В, но получать меньшую прибыль, если у нее значительно выше средние издержки. Индекс Херфиндал-Хиршмана. IНН= , где – доля каждой фирмы в отрасли в %. чтобы объявить фирму монопольной считают по IНН: !
-если IНН <1000,нет монополии ,неконцентрированный.
-если 1000< IНН <1800 умеренно концентрированный.
-если IНН >1800 высококонцентрированное. (Любые поглощения противозаконны)
Предположим, что монополия несет дополнительные издержки для сохранения своего исключительного положения. Например, монополия, созданная правительством, несет затраты на расширение рядов лоббистов, необходимых для продления ее монопольных прав. В этом случае она может использовать часть своей монопольной прибыли на покрытие дополнительных расходов. Тогда социальные издержки монополии включают в себя, наравне с безвозвратной потерей, возникающей из-за несоответствия цены предельным издержкам, и эти необоснованные затраты.
39. Ценообразование на чисто монопольных рынках. Ценовая дискриминация.
Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного-единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет проникновение конкурента.
Монополист в силу самой природы данного рынка стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживаться монополист. Так, несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист, как правило не назначает наивысшую цену на товар, потому что в конечном счете общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда под диктовку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производства и цен, чтобы совокупный доход был как можно выше, который все же будет ниже максимума прибыли на единицу продукции.
Это и естественно, так как не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется понятие "ценовая дискриминация", означающая, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.
Ценовая дискриминация - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям. Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают и контролируют цены.
Необходимые условия для ценовой дискриминации:
-если продавец обладает властью, обеспечивающей контроль над производством и ценами.
-блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с "дешевого" рынка на "дорогой" приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации;
-покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.
Цены различаются в зависимости от:
-качества товара или услуги.
-объёма потребления (оптового)
-дохода покупателя, если он известен продавцу,
-времени покупки (разгар сезона).
Основные черты олигополии.
Олигополия– это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно из за высоких барьеров. На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.
Признаки олигополистических рынков:
-Малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям; б)
-Дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассмотреть однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
-Наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;
-Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль над ценами ограничен.
Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества.
Ценовая война будет продолжаться до тех пор, пока P=MC=AC