Показатели рентабельности производства
Рентабельность– относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Рентаб. может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств или прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.
Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции.Коэффициент показывает, сколько рублей прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.
Прибыль в рыночных условиях является главной целью предпринимательства и критерием эффективности.
где Рп - рентабельность производства, %;П - полученная прибыль; Фосн среднегодовая стоимость основных фондов; Фоб.ср - величина оборотных средств.
Постоянные и переменные издержки
Издержки производствапредставляют собой сумму затрат на приобретение факторов производства. В 1923 г. американский экономист Дж. Кларкввел деление издержек на постоянные и переменные. Если в марксистской концепции постоянные издержки представляют собой затраты на постоянный капитал, то у Дж. Кларкак ним относятся те затраты, которые не зависят от объема произведенной продукции(затраты на здания, сооружения, оборудование; налоги на недвижимость; оплата охраны; з/п управленческого персонала). К переменным издержкам относятся затраты, величина которых непосредственно зависит от количества произведенной продукции (затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию; затраты на рекламу; расходы на з/п рабочих; налог с продаж). Структуры постоянных и переменных издержек:
Деление на постоянные и переменные издержки проводится только для краткосрочного периода, в течение которого фирма не может изменить постоянные факторы (здания, сооружения, оборудование). В долгосрочном периоде постоянных издержек не существует. Все издержки становятся переменными, так как все факторы подвергаются изменению, совершенствованию и обновлению.
Потребности и их классификация
Потребность — это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или
осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности.
Различаются: 1)по субъектам (носителям)индивидуальные, групповые, коллективные и общественные потребности. 2)По объекту(предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства).
Абрахам Маслоу полагал, что потребности можно разделить на пять основных категорий:
1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
3. Социальные: социальные связи, общение, забота о другом, совместная деятельность.
4. Престижные: самоуважение, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
5. Духовные: познание, самовыражение.
Предельные издержки фирмы
Предельные издержки – это дополнительные, добавочные издержки, которые вызваны выпуском дополнительной единицы продукта. Предельные издержки иногда называют дифференциальными издержками. Предельные издержки определяются как разность между последующими и предыдущими валовыми издержками.
1)Рассматривая производство в данный момент постоянные производственные затраты не оказывают влияния на уровень предельных издержек, они определяются лишь переменными издержками. 2)В более длительной перспективе они могут расти, оставаться неизменными или падать в зависимости от эффекта масштаба производства и других факторов.
Низкий предельный продукт фактора означает, что необходимо большое количество дополнительных ресурсов для производства большего объема продукции, что ведет к высоким предельным издержкам. И наоборот. При снижении предельного продукта фактора предельные издержки производства возрастают, при повышении — падают.
Всегда при увеличении выпуска продукции наступает такой момент, когда предельные издержки и предельная выручка предприятия совпадают. (Это результат взаимодействия разных процессов: с одной стороны, с ростом производства себестоимость продукции снижается сначала быстро, затем медленнее, с другой — на определенном этапе растут издержки, связанные со сбытом и т. д.) Следовательно, предельная прибыль оказывается равной нулю. Средствами предельного анализа доказывается, что именно в этот момент общая прибыль достигает наибольших размеров (при дальнейшем увеличении выпуска предельная выручка будет меньше, чем предельные издержки). Если размер прибыли считать критерием оптимальности, то это означает: данный объем производства для предприятия оптимален.
Можно встретить тот же термин, применяемый в ином смысле: предельными издержками (замыкающими) называют себестоимость производства на замыкающем предприятии — последнем включенном в оптимальный план (те, у кого издержки выше, не попадают в такой план). Совпадение это не случайно: если рассматривать выработку отраслевого плана как решение оптимизационной задачи на минимум совокупных затрат (потребных для производства заданного объема продукции), то включение в план замыкающего предприятия как раз и приводит к равенству предельных затрат и предельного эффекта в целом по отрасли, т. е. делает план.