Акционерное общество и рынок ценных бумаг.

Акционерное общество и рынок ценных бумаг.

Акционерное общество- одна из разновидностей хозяйственных обществ. Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставной капитал которой разделён на определённое число акций, удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Акция– это ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной суммы денег в капитал АО и дающая право ее владельцу на получение прибыли (в форме дивидендов), а также на участие в управлении производством.

Уставной капитал- сумма средств первоначально инвестированных собственником для обеспечения для обеспечения уставной деятельности организации.

Характерные явления акционерного общества:

1. Возрастание роли акционерного капитала;

2. Влияние масштабов производства на эффективность( масштабы производства позволяют внедрять НТ прогресс).

3. Переход рыночной власти к крупным монополистическим объединениям;

4. Отделение ф-ций управления в акционерном обществе от собственника.

Ценная бумага- это документ удостоверяющий право собственника на какой-либо вид капитала и приносящий его владельцу определённый доход в виде дивиденда или процента. Ценные бумаги могут выпускаться государством или предприятием.

Эмиссия ценных бумаг осуществляется с целью привлечения финансовых ресурсов для расширения производственной деятельности или под конкретные инвестиционные проекты.

Рынок ценных бумаг:

Первичный:Эмитеты(го-во, предприятия, кредитные учережд, заграница), занимается эмиссией новых Цб.

Вторичный:Купля-продажа Цб (корпоративные ценные бумаги, акции коммерческих банков, госуд Цб.)

Рынок ценных бумаг – составная часть финансового рынка. Финансовый рынок представляет собой совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от собственных сбережений к заемщикам. Главное назначение рынка ценных бумаг – обеспечение более полного и быстрого перелива сбережений в инвестиции. В качестве посредников на рынке ценных бумаг выступают брокеры, инвестиционные дилеры, маклеры.

Основные принципы функционирования рынка ценных отвечают следующим требованиям:

1. рынок должен характеризоваться частными сделками, незначительными колебаниями цен при переходе от одной сделки к другой, небольшим разрывом между ценами продавцов и покупателей;

2. рынок должен быть эффективным, т. е. расходы по сделкам должны окупаться доходами;

3. рынок должен отличаться быстрым и оперативным распространением информации о заключенных сделках;

4. рынок должен обладать надежностью, возможные ошибки, допускаемые работниками рынка, должны своевременно компенсироваться.

Виды рынков.

Рынок-система сделок купли и продажи и отношения в результате купли и продажи. В узком смысле рынок-сфера торговых сделок.

Виды рынков.

1. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки товаров потребительского назначения (продовольственные и непродовольственные товары); рынки услуг (бытовые, транспортные, коммунальные); рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

2. Рынки средств производства. В их состав входят рынки производственных зданий и сооружений, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов; полезных ископаемых.

3. Финансовые рынки. К их числу относятся рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

4. Рынки интеллектуального продукта – инновации, изобретения, информационные услуги; произведения литературы и искусства.

5. Рынки рабочей силы представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается в соответствии с законами рыночной экономики.

6. Региональные рынки. По территориальному признаку выделяются местные, региональные рынки; внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.

Виды рыночного равновесия

Рыночное равновесие - состояние рынка при равенстве спроса и предложения.

Мгновенное равновесие возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.

Краткосрочное равновесие при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Соответственно цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены.

Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен, и объем спроса, и предложения, то равновесие называют неустойчивым.При малых возмущениях системы, находящейся в положении устойчивого равновесия, совершают около их равновесных положений малые колебания, которые вследствие сопротивлений со временем затухают, и равновесие восстанавливается.

Виды устойчивости:

1. абсолютная;

2. относительная;

3. локальная (колебания цен происходит, но в определенных пределах);

4. глобальная (устанавливается при любых колебаниях).

Виды фирм.

Фирма – это объединение однородных или смежных предприятий, использующее ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли;Фирмы бывают коммерческие и некоммерческие.

Можно выделить следующие группы функционирующих в Российской Федерации предприятий:

  • индивидуальные, частные предприятия;
  • предприятия в виде товариществ;
  • акционерные общества;
  • государственные и муниципальные предприятия;
  • объединения предприятий.

Индивидуальная

1 .Легко создать.

2.Легко контролировать.

3.Обладает свободой действий.

4.Отличается меньшим регулированием со стороны государства.

1 .Трудно найти средства для расширения фирмы.

2.Фирма обладает меньшей стабильностью.

3.Владелецдолжен вести всю роботу по управлению фирмой.

Товарищество

1.Легко создать.

2.Можно разделить роботу по управлению.

3.Легче собирать более крупные суммы денег для развития фирмы, чем в индивидуальной фирме.

4.Регулирование со стороны государства не особенно жесткое.

1 .Возможны конфликты между партнерами.

2.Смерть или выход из дела одного из партнеров требует переоформления документов фирмы.

3.Полные товарищи несут ответственность имуществом.

4.Для крупных проектов средства собрать крайне трудно.

Деньги: сущность и функции

Деньги-специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров и услуг.

В условиях золотого стандарта деньги выполняли пять функций, в которых проявляется их сущность:

1 меры стоимости,

2 средства обращения,

3 средства платежа,

4 средства накопления (образования сокровищ),

5 мировых денег.

Сущность денег определяется выполнением ими трех основных функций:

Ø средства обращения, меры стоимости, средства накопления.

1.) Деньги как мера стоимости.

Сущность этой функции состоит в способности денег соизмерять стоимость всех товаров и услуг. Стоимость товаров, выраженная в деньгах, называется ценой.

Если бы деньги не выполняли функцию меры стоимости, тогда нам пришлось бы сопоставлять стоимость каждого товара со стоимостью каждого другого товара.

2.) Деньги как средство обращения.

В этой функции деньги выступают в качестве посредника в процессе товарообмена по формуле Т1 – Д – Т2.

По мере развития товарного производства значение функции денег как средства обращения возрастает.

Прямой товарообмен в виде Т1 – Т2 существовал на ранней стадии развития экономики, когда роль денежного эквивалента выполняли несколько товаров.

3.) Деньги как средство накопления или образования сокровищ.

Функцию образования сокровищ могут выполнять только полноценные деньги (золото). Денежные знаки (бумажные деньги) не могут выполнять функцию образования сокровищ, но они трансформируют ее в функцию накопления, за счет того что они обладают ликвидностью.

Ликвидность – это возможность использования актива в качестве средства платежа и его способность сохранять свою номинальную стоимость неизменной. Для обеспечения совершенной ликвидности денег необходима устойчивая валютная система.

4.) Деньги как средство платежа. В этом качестве деньги функционируют вне сферы товарного обращения. Они используются для погашения задолженности, выплаты заработной платы, уплаты налогов.

С данной функцией денег связано появление в обращении новой формы последних – кредитных денег, к которым относятся:

  • векселя (письменные долговые обязательства);
  • банкноты (банковские билеты или векселя банков);
  • чеки (письменные распоряжения лиц, имеющих личные денежные счета).

5.) Мировые деньги. Развитие товарного производства и выход товарного обмена за пределы национальных границ являются материальной основой возникновения мировых денег.

Доходы от собственности

Доход от собственности — доход, получаемый владельцем от собственности, которая передана другому физическому или юридическому лицу и участвует в производстве или другой деятельности.

Доходы от собственности: рента, процент, арендные поступления, дивиденды.

1.Рента – не связанный с предпринимательской деятельностью вид дохода, регулярно получаемый с капитала, земли или имущества.

Земельная рента – это часть прибавочного продукта, создаваемая непосредственными производителями в сельском хозяйстве и присваиваемая собственником земли или землепользователем.

Экономическая рента – это любой доход, отнесенный кпроизводственным затратам, которые превосходят его альтернативную стоимость.

2.Процент- доход от собственности на денежные средства, который по­лучают владельцы депозитов, облигаций, ценных бумаг (кроме акций), заемных средств и некоторых других аналогичных активов.

3.Дивиденд— часть прибыли акционерного общества или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении.

Закон убывающей отдачи

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ОТДАЧИ— утверждение о том, что если расширяется использование какого-либо одного фактора производства и сохраняются при этом затраты всех остальных факторов (они называются фиксированными), то физический объем предельного продукта, производимого с помощью указанного фактора, станет (с определенного этапа) убывать.

Этот закон базируется опять же на неполной взаимозаменяемости ресурсов. Ведь замена одного из них на другой возможна до определенного предела. Например, если четыре ресурса: земля, труд, предпринимательские способности, знания — оставить неизменными и увеличивать такой ресурс, как капитал (к примеру, число станков на заводе при неизменном числе станочников), то на определенном этапе наступает предел, за рамками которого дальнейший рост указанного производственного фактора становится все меньше. Результативность работы станочника, обслуживающего все большее число станков, снижается, увеличивается процент брака, растут простои станков и т.д.

Напр., если в угольной лаве работает бригада из трех шахтеров и к ним добавить еще одного, выработка возрастет на четверть, а если добавить пятого, шестого, седьмого, прирост выработки станет уменьшаться, а затем и прекратится совсем: шахтеры в тесноте будут просто мешать друг другу.

Ключевое понятие здесь — предельная производительность труда (более широко — предельная производительность фактора производства). Напр., если рассматриваются два фактора, то при росте затрат одного из них (первого или второго) его предельная производительность падает.

Кредит, его формы и функции

Кредит – это экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости в товарной или денежной форме.
Субъекты кредитных отношений - кредитор и заемщик. (юридически самостоятельные лица и дееспособные граждане, которые в состоянии нести материальную ответственность по обязательствам крсделки.)
Кредитор — это субъект кредитных отношений, передающий стоимость во временное пользование, а заемщик – субъект, получающий кредит и обязанный возвратить его в установленный срок.
Объект кредитной сделки - ссуженная стоимость, то есть стоимость в денежной или товарной форме, которую кредитор передает во временное пользование заемщику.

Функции кредита
Перераспределительная функция свободные средства в денили товфпринадлежащие одним экономическим субъектам, передаются во временное пользование других экономических субъектов на условиях возвратности, срочности и платности.
Функции замещения наличных денег кредитными операциями заключается в создании на его основе платежных средств, использование которых приводит к экономии издержек обращения. Становится возможным осуществление безналичных расчетов и предоставление кредитов в безналичном порядке.

Формы кредита

Товарная форма кредитапредоставление и возвращение ссуженных средств происходят в форме товарных стоимостей.

Денежная форма кредита- (предоставл в ден фр, возвр в ден форм). преобладающая в современном хозяйстве.

Смешанная форма- предоставл в форме товара, а возвращ деньгами, или наоборот (предоставлен деньгами, а возвращен в виде товара).Используется в экономике развивающихся стран, рассчитывающихся за денежные ссуды периодическими поставками своих товаров (преимущественно в виде сырьевых ресурсов и сельскохозяйственных продуктов).

В зависимости от того, кто в кредитной сделке является кредитором, выделяются следующие формы кредита:банковская, хозяйственная (коммерческая), государственная, международная, гражданская (частная, личная).

Банковская форма кредита - наиболее распространенная форма. По V ссуда при банкв форме кредита больше ссуд, выдаваемых при каждой из других его форм.

Хозяйственная (коммерческая) форма кредита кредиторами выступают хозяйственные организации (предприятия, фирмы, компании) нп отсрочка предприятием-продавцом оплаты товара как его долгового обязательства оплатить стоимость покупки по истечении определенного.

Государственная форма кредитаимеет огранич применение, часто предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита.

Международная форма кредита те же субъекты - банки, предприятия, государство и население, ноодна из сторон - иностранный субъект.

Гражданская форма кредита основана на участии в кредитной сделке в качестве кредитора отдельных граждан, частных лиц друг с другом. Кредитный договор не заключается, используется долговая расписка.

формы кредита в завис от целевых потребностей заемщика:

Производительная форма кредита Этой форме кредита свойственно использование ссуды на цели производства и обращения, на производительные цели.

Потребительская форма кредита используется населением на цели потребления, он не направлен на создание новой стоимости.

Мезоэкономика и ее черты

Мезоэкономика— это совокупность сред­них по своим размерам (промежуточных между малыми предпри­ятиями и национальной экономикой) форм хозяйствования. Ей присущи:

Б. Контрактная экономика

Крупные акционерные капиталы стремятся преодолеть сти­хийное развитие рынка, чреватое для них большими потерями. Их не устраивают случайные и краткосрочные рыночные догово­ры, и они, не желая рисковать, заключают с партнерами долго­срочные контракты (соглашения со взаимными обязательствами для договаривающихся сторон).

Несовершенная конкуренция

Конкуренция— это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Монополия–крупнейшее предприятие или объединение, которые концентрируют в своих руках и производство и сбыт значительной доли продукции в интересах установления высоких цен и получения монопольно-высокой прибыли.

Олигополия-несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

1. демпинговые цены

2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

6. замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции:

1. неоправданный рост цен

2. увеличение издержек производства и обращения

3. замедление научно-технического прогресса

4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках

5. падение эффективности экономики.

Предельные издержки фирмы

Предельные издержки – это дополнительные, добавочные издержки, которые вызваны выпуском дополнительной единицы продукта. Предельные издержки иногда называют дифференциальными издержками. Предельные издержки определяются как разность между последующими и предыдущими валовыми издержками.

1)Рассматривая производство в данный момент постоянные производственные затраты не оказывают влияния на уровень предельных издержек, они определяются лишь переменными издержками. 2)В более длительной перспективе они могут расти, оставаться неизменными или падать в зависимости от эффекта масштаба производства и других факторов.

Низкий предельный продукт фактора означает, что необходимо большое количество дополнительных ресурсов для производства большего объема продукции, что ведет к высоким предельным издержкам. И наоборот. При снижении предельного продукта фактора предельные издержки производства возрастают, при повышении — падают.

Всегда при увеличении выпуска продукции наступает такой момент, когда предельные издержки и предельная выручка предприятия совпадают. (Это результат взаимодействия разных процессов: с одной стороны, с ростом производства себестоимость продукции снижается сначала быстро, затем медленнее, с другой — на определенном этапе растут издержки, связанные со сбытом и т. д.) Следовательно, предельная прибыль оказывается равной нулю. Средствами предельного анализа доказывается, что именно в этот момент общая прибыль достигает наибольших размеров (при дальнейшем увеличении выпуска предельная выручка будет меньше, чем предельные издержки). Если размер прибыли считать критерием оптимальности, то это означает: данный объем производства для предприятия оптимален.

Можно встретить тот же термин, применяемый в ином смысле: предельными издержками (замыкающими) называют себестоимость производства на замыкающем предприятии — последнем включенном в оптимальный план (те, у кого издержки выше, не попадают в такой план). Совпадение это не случайно: если рассматривать выработку отраслевого плана как решение оптимизационной задачи на минимум совокупных затрат (потребных для производства заданного объема продукции), то включение в план замыкающего предприятия как раз и приводит к равенству предельных затрат и предельного эффекта в целом по отрасли, т. е. делает план.

Прибыль фирмы и ее виды

Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении)

С количественной точки зрения прибыль – это разница между валовыми доходами от продажи товаров и валовыми издержками производства. Обычно экономисты различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль(фактическая) – это разница между валовыми доходами фирмы и внешними издержками (т. е. выплатами за сырье, материалы, оборудование, приобретаемые упоставщиков, не входящих в состав фирмы).

Экономическая прибыль – это общая выручка за вычетом всех внешних и внутренних издержек (последние включают нормальную прибыль предпринимателя). Экономическая прибыль может быть как положительной, так и отрицательной (потери), а также и нулевой.

Нормальная прибыль – это часть предпринимательского дохода; минимальная плата

(доход), которая должна вознаграждать предпринимательские способности, чтобы стимулировать предпринимателя к деятельности в определенной сфере производства; составная часть вмененных издержек.

Важным источником дохода для фирмы является учредительская прибыль - это разница между суммой, полученной от продажи акций по открытой подписке, и помещенным в предприятие реальным капиталом.

Обычно рассчитывают валовую (балансовую, общую) прибыль и чистую — остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений.

Прибыль банковского бизнеса

Балансовая прибыль – это положительный финансовый результат деятельности кредитной организации за определенный период времени. Основной показатель эффективности работы банка. Из прибыли выплачиваются дивиденды акционерам, она увеличивает капитал банка. Для того, чтобы вычислить финансовый результат кредитной организации, из всех доходов, полученных банком, вычитаются все расходы, которые он осуществил.

Капитал (собственные средства) необходим для того, чтобы в случае неожиданных финансовых потерь и даже ожидаемых убытков обеспечить банку исполнение всех обязательств перед кредиторами и акционерами. Состоит из суммы основного и дополнительного капитала за вычетом определенных показателей.

Операционные доходы банка, т. е. валовая прибыль от его деятельности, складываются из нескольких элементов: 1) доходы от учетно-ссудных операций (процент по ссудам); 2) проценты и дивиденды от инвестиций в ценные бумаги; 3) прибыль от учредительства, спекулятивных сделок с биржевыми ценностями и т. п.; 4) комиссионное вознаграждение по расчетным, переводным и другим аналогичным операциям; 5) комиссия по доверительным операциям; 6) доходы от иностранных операций (заграничные кредиты, валютный арбитраж и т. п.).

Чистая прибыль формируется после вычета из суммы операционных доходов всех банковских расходов по осуществлению операций, выплате заработной платы и жалования служащим, уплате процентов вкладчикам и других расходов в распоряжении банка остается. Из нее выплачиваются налоги, часть переводится в резервные фонды и выплачивается акционерам в форме дивидендов. Отношение чистой прибыли к собственному капиталу представляет норму банковской прибыли. Эта норма для банковской системы обычно тяготеет к среднему уровню прибыли в других отраслях капиталистического хозяйства, так как длительный разрыв между прибылью банков и других предприятий неизбежно приводит к переливу капитала и выравниванию нормы прибыли. Крупнейшие банковские монополии используют свое господствующее положение в кредитной системе для получения больших прибылей. Они широко используют высокоприбыльные операции — участие в учредительстве и синдикатах по размещению ценных бумаг, биржевых спекуляциях, выдаче кредитов зарубежным компаниям и т. д. Для немонополизированных учреждений эта сфера деятельности по существу закрыта.

Её роль в микроанализе.

ПФ применяются для анализа влияния различных сочетаний факторов на объем выпуска в определенный момент времени, также для прогнозирования соотношения объемов факторов и объема выпуска в разные моменты времени на различных уровнях экономики — от предприятия(фирмы) до народного хозяйства в целом. В отдельной фирме, корпорации и т. п. ПФ описывает максимальный объем выпуска продукции, которую они в состоянии произвести при каждом сочетании используемых факторов производства. Она может быть представлена множеством линий, связанных с различными уровнями объема производства.Применение производственной функции.Все факторы производства функционируют во взаимодействии. Чтобы обеспечить максимальный объем производства при минимальном количестве затрат, необходима определенная комбинация используемых факторов производства, что достигается путем построения производственной функции.Если все факторы производства представить в виде затрат труда, материалов и капитала, то математически производственная функция может быть представлена в следующем виде:Q = f (L, K, M),Q – количество выпускаемой продукции при данной технологии; L – затраты труда; K – затраты капитала; M – затраты ресурсов в стоимостной форме.

Рента и цена земли

Рента – не связанный с предпринимательской деятельностью вид дохода, регулярно получаемый с капитала, земли или имущества.

Земельная рента – это часть прибавочного продукта, создаваемая непосредственными производителями в сельском хозяйстве и присваиваемая собственником земли или землепользователем.

Дифференциальная рента образуется при использовании одинаковых по размерам, но различных по плодородию, климатическим условиям, местоположению участков земли (как и в марксистской концепции). Источником ренты I явл более производительный труд на относительно лучших и средних по плодородию землях, различия в местоположении участков земли по отношению к рынкам сбыта, транспортным путям.

Дифф рента II связана с дополнительными вложениями капитала в один и тот же участок, обеспечивающими получение добавочной прибыли.

Цена земли. С позиции теории трудовой стоимости земля не является продуктом человеческого труда и не имеет стоимости. Но она выступает объектом длительного приложения человеческого труда и поэтому получает стоимостную оценку: цена земли = (рента/величину ссудного капитала)*100

Субъекты микроэкономики

Микроэкономика как наука изучает поведение отдельных экономических субъектов с целью выявления условий и механизмов эффективного использования ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения неограниченных человеческих потребностей.

Субъекты(носитель действия, тот, кто действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены действие субъекта):

Отдельный индивид

2. Домашнее хозяйство – это исходная форма предпринимательской деятельности, рациональность которой проявляется в стремлении минимизировать издержки при реализации определенных целей; эффективность домашнего хозяйства – это обеспечение его максимальной полезности при данных затратах.

3. Фирма– это объединение однородных или смежных предприятий, использующее ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли;

4. Частный собственниквправе поступать со своей собственностью по своему усмотрению без согласования с публичными властями (государственными или муниципальными органами, их представителями). Частная собственность- подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности(неотъемлемая часть рын эк.)

5. Компания — коммерческая организация, основной целью которой является осуществление экономической деятельности (производственной, торговой, посреднической, финансовой, страховой или иной). Компании имеют статус юридического лица. Компании могут включать в себя предприятия (заводы, фабрики, шахты, торговые центры и т.п.).

6. Государство. Оно в микросистеме рассматривается как совокупность органов власти, которые осуществляют роль координатора и регулятора экономической жизни.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

• что производить и в каком объеме;

• каким образом производить избранные виды благ;

• кто получает то, что произведено;

• какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой

- для будущего.

Современная микроэкономика изучает, как решаются вышеназванные четыре основных вопроса.

Содержание собственности

В анализе собственности первое представление о ней обычно связывается с некоей вещью. Отождествление с вещью есть упрощенное представление о собственности.

Собственность– это система отношений между людьми, складывающаяся по поводу пользования материальными благами и присвоения результатов хозяйственной деятельности. Отношения собственности характеризуют способ соединения работников со средствами производства, условия использования факторов производства, тип общественного производства и формы его организации.

Экономические отношения собственности представляют собой совокупность производственных отношений, характеризующих отношения между людьми по поводу использования факторов производства. Они сводятся к тому, что любой процесс производства завершается потреблением, присвоением его результатов, которое осуществляется в интересах тех или иных субъектов.

Юридические (правовые) отношения собственности – совокупность прав субъекта по управлению условиями экономической деятельности и использованию ее результатов. Субъектами собственности могут быть индивиды, отдельные коллективы, государство.

Объект собственности-совокупность вещей, принадлежащих субъекту, собственнику, составляет, или имущество. Отсюда отношения собственности иногда называют имущественными отношениями. В качестве объектов собственности выступают здания, сооружения, оборудование, а также земля, вода, недра.

«Триада» прав собственности: пользование, владение, распоряжение.

Собственность закрепляется за ее субъектами определенными правовыми актами.

Спрос и законы спроса

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

Уровень доходов в обществе;Размеры рынка;Мода, сезонность; Наличие товаров-заменителей;Инфляционные ожидания.

Любой рынок представляет сферу взаимодействия спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынке формирует спрос на товары, способные удовлетворить потребительские потребности. Следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности, для удовлетворения которых требуются самые разнообразные товары и услуги. Но для удовлетворения потребностей одного желания потребить тот или иной товар мало. За товары необходимо платить. Способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги называется платежеспособным спросом. Мы будем анализировать именно такой спрос. Спрос — платежеспособная потребность человека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос пока­зывает, какие количества данного товара желает и способен при­обрести покупатель по каждой возможной цене в каждый дан­ный момент времени.

Закон спроса. Чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди хотят купить, и наоборот, чем ниже цена, тем больше объем спроса на него. Подобную зависимость экономисты называют законом спроса. Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Теории новой стоимости

Условия минимизации затрат

За счет материалоемкости, трудоемкости, снижение издержек на сырье и материалы(за счёт оптимизации конструкции изделия, внедрения новых материалов и технологий.), которые составляют 80% себестоимости продукции; сокращение брака. также за счет увеличения выпуска продукции - прямые затраты уменьшаться(прямые затраты это часть бухгалтерских(явных) издержек затраты на производства в денежной форме.)Сокращение же брака – это непрерывный процесс, который опирается на соблюдение технологической дисциплины, поддержку и внимание руководства, готовность принять дисциплинарные меры. Процесс снижения брака на предприятии: анализ параметров качества ,определение причин брака, совершенствование производственного процесса. Анализ параметров качества выпускаемой продукции позволяет определить причины брака. Выявив причины, предприятие принимает решение о совершенствовании производственного процесса, создании рабочего плана .Этот процесс позволяет снижать количество брака, а следовательно и производственные затраты. Предприятие не должно успокаиваться, даже если процент брака падает ниже нормативного. Процесс сокращения брака должен всегда продолжаться. Снижение процента брака приводит к сокращению расхода сырья, комплектующих и рабочего времени и, тем самым, к снижению затрат.

Акционерное общество и рынок ценных бумаг.

Акционерное общество- одна из разновидностей хозяйственных обществ. Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставной капитал которой разделён на определённое число акций, удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Акция– это ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной суммы денег в капитал АО и дающая право ее владельцу на получение прибыли (в форме дивидендов), а также на учас

Наши рекомендации