Вопрос 46. Формирование концепции проектирования. Проектный анализ.
Рассматривая предпосылки возникновения проекта, следует отметить, что, как правило, создание проекта предвосхищает какая либо возникшая потребность в этом. Предпосылками возникновения проекта могут быть различные факторы, в том числе: необходимость получения конкурентных преимуществ, развитие предприятия, избыточные ресурсы, интересы кредиторов, спрос рынка на данный проект и т. д.
Разработка проекта начинается с формирования концепции проекта. Данный процесс с одной стороны можно считать достаточно формализованным или типовым, с другой – творческим и по своим последствиям достаточно непредсказуемым или рискованным. В этих граничных пределах могут отслеживаться различные варианты соотношения унификации и творческой неопределенности. Главные требования или условия, которые выдвигаются к разработчикам концепции проекта, сводятся к одному очевидному правилу – не допустить стратегической ошибки, то есть правильно проработать идею или определить миссию проекта.
Миссия – это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Нередко говорят, что миссия – это главная стратегическая цель проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, важнейших рынков и преимущественных технологий.
Определение миссии проекта является основополагающим моментом, фундаментом всей будущей архитектуры проекта, всей системы управления проектом, а также его качества и эффективности.
Важное место в процессе формирования инвестиционного замысла проекта занимает постановка целей проекта.
Теоретически цель проекта имеет несколько понятий:
1. идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств;
2. желаемое, возможное и необходимое решение задач проекта, которое должно быть достигнуто. Цель проекта определяется с учетом реальных возможностей дальнейшего развития проекта;
3. желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. В этом случае под целью понимается желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный (заданный) интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. При этом цель становится задачей, если указан срок ее достижения и заданы количественные характеристики желаемого результата, т. е. задачи можно упорядочить по отношению к цели;
4. цель – то, чего Вы хотите достигнуть, выполнив проект. В этом случае задачи – шаги (этапы) в достижении поставленной цели.
Общепринято считать, что целеполагание – процесс обоснования и формирования целей развития на основе анализа общественных потребностей в продукции или услугах проекта и исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Нередко под целеполаганием понимается формирование комплекса или системы взаимоувязанных целей проекта: стратегических, тактических и оперативно-текущих.
Процесс определения целей или целеполагание проекта можно разделить на последовательные процедуры:
· определение указателей цели,
· определение возможных целей проекта,
· описание целей проекта.
Определение указателей цели требует изучения различных источников, которые могут содержать искомую информацию:
· требования к проекту,
· заказ на проект,
· цели предприятия, внутри которого осуществляется проект,
· окружение предприятия.
Определение указателей можно рассматривать как предварительное обследование, после которого по найденным указателям может быть начат активный поиск цели и ее формулирование.
При этом отмечается, что различают:
· «цели – результаты» – доказуемый результат проекта;
· «цели – образ действий» – условия реализации проекта.
Вместе эти компоненты составляют цели проекта.
Для каждого проекта может быть построено множество взаимосвязанных целей, отражающих структуру самого проекта и его участников. Цели проекта, структура проекта и организация участников проекта могут описываться взаимосвязанными иерархическими (древовидными) структурами, в которых могут быть установлены отношения между компонентами: цели – части проекта – участники и др.
Но главными требованиями к процессу формирования целей проекта можно считать следующие позиции:
· цели проекта должны быть четко определены;
· они должны иметь ясный смысл;
· результаты, получаемые при достижении цели должны быть измеримы;
· заданные ограничения и требования должны быть выполнимы.
То есть цели должны быть реальными и находиться в «области допустимых решений» проекта.
Различают генеральную (стратегическую) цель (говорят также – миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей (задач).
Как правило, частные (специфические) цели проекта по мере его реализации могут меняться, в то время как стратегические цели проекта, его миссия остаются неизменными. Поэтому этапу стратегического планирования придается особое значение. Здесь должна быть получена предельная ясность по проекту, по основным этапам его реализации, по целям, которые должны быть достигнуты.
В ходе целеполагания при необходимости могут рассматривать также следующие аспекты:
● возможные варианты проекта;
● предполагаемое место расположения;
● возможный объем затрат (примерный);
● примерные сроки реализации проекта;
● ожидаемая окупаемость проекта;
● предполагаемые источники инвестирования.
Проектный анализ проводится как на прединвестиционной, так и на проектной стадиях инвестиционной фазы, с тем чтобы всесторонне исследовать будущий проект, спрогнозировать его ценность и результат. В общем случае для этого используют выражение:
Результаты (ценнойсть) проекта = Изменение выгод в результате проекта - Изменение затрат в результате проекта
Результаты и затраты по проекту для одного вида ресурсов и одного вида продукции можно определить следующим образом.
Результаты за любой год = Прирост объема продукции проекта х Цена единицы продукции проекта
Затраты за любой год = Прирост объема ресурсов на производство х Стоимость единицы продукции
Принято различать следующие виды проектного анализа:
· - технический;
· - финансовый;
· - коммерческий;
· - экологический;
· - организационный (институциональный);
· - социальный;
· - экономический.
До принятия решения об осуществлении проекта необходимо рассмотреть все его аспекты на протяжении всего проектного цикла.
В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:
· - технико-технологические альтернативы;
· - варианты местоположения;
· - размер (масштаб, объем) проекта;
· - сроки реализации проекта в целом и его фаз;
· - доступность и достаточность источников сырья, трудовых и других ресурсов;
· - емкость рынка для продукции проекта;
· - затраты на проект с учетом непредвиденных факторов;
· - график работ по проекту.
Вопрос 47. Исследование инвестиционных возможностей и формирование инвестиционной стратегии, обоснование инвестиций, предварительный план проектирования.
Применительно к сложившейся в России практике исследование инвестиционных возможностей состоит из следующих стадий:
· изучение прогнозов экономического и социального развития региона;
· формирование инвестиционной стратегии и изучение условий для ее осуществления;
· предпроектное обоснование инвестиций в строительство, анализ альтернативных вариантов и выбор проекта;
· подготовка декларации о намерениях;
· разработка предварительного плана проекта;
· выбор и согласование места размещения объекта, экологическое обоснование проекта и его экспертиза;
· предварительное инвестиционное решение и задание на разработку ТЭО.
1. Изучение и составление прогнозов.
следует различать 2 вида прогнозов:
1. Прогнозы влияния дают представление о том, к достижению каких результатов приведет принятие каждого из имеющихся инвестиционных решений, т.е. как данное решение повлияет на показатели деятельности предприятия.
2. Прогнозы развития ситуации распространяется на показатели внешней среды, на которые лица, принимающие решения, не могут повлиять в рассматриваемом периоде.
Разработка инвестиционной стратегии предприятия предусматривает следующие этапы:
1) определение периода формирования инвестиционной стратегии;
2) выбор стратегических целей инвестиционной деятельности;
3) определение направлений инвестирования и источников финансирования;
4) конкретизацию инвестиционных программ и сроков;
5) оценку разработанной инвестиционной стратегии;
6) пересмотр стратегии в зависимости от изменения внешних условий и состояния предприятия.
Обоснования инвестиций подвергаются экспертизе, направляются на заключение в соответствующий орган исполнительной власти и утверждаются Заказчиком. Обычно они включают:
· исходные данные;
· мощность предприятия, номенклатуру продукции;
· основные технологические решения;
· обеспечение предприятия ресурсами;
· место размещения предприятия;
· основные строительные решения;
· оценку воздействия на окружающую среду;
· кадры и социальное развитие;
· эффективность инвестиций и т.д.
3. Предварительный план проекта. Этот этап выполняется инвесторов или заказчиком с привлечением необходимых экспертов и содержит следующие элементы:
· план проектно-изыскательских работ;
· предварительный план реализации проекта дает возможность оценить длительность, структуру и состав необходимых исполнителей проекта;
· предварительный план финансирования проекта;
· предварительная смета проекта.
Вопрос 48.Цели, задачи, принципы внутрифирменного планирования.
Внутрифирменное планирование имеет своей целью:
а) определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его реализации и спроса рынка;
б) повышение эффективности хозяйственной деятельности путем обеспечения оптимального использования возможностей и всех видов ресурсов предприятия.
Планирование включает: определение конечных и промежуточных целей предприятия, определение задач, решена которых необходимо для достижения целей, определив средств и способов решения этих задач, требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
Задачи планирования формулируются следующий образом:
1. Конкретизация целей развития предприятия и каждого его подразделения в отдельности на планируемый период
2. Определение, детализация и координация хозяйственных задач всех подразделений, обеспечивающих достижение целей предприятия.
3. Определение сроков и последовательности реализации задач подразделений для достижения целей предприятия в делом и отдельных его подразделений (производственных отделений, дочерних компаний и других структурных образований).
4. Определение и выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач и достижения целей предприятия.
5. Обеспечение скоординированности научных исследований, разработки, производства и сбыта продукции.
6. Интеграция и согласование процесса планирования с маркетинговой деятельностью предприятия и другими функциями управления (организация, контроль, мотивация) в целях повышения обоснованности принимаемых решений, постоянной корректировки и адаптации показателей производства и сбыта к условиям рынка (в том числе обеспечение оперативного учета конкретного спроса и требований на определенную продукцию).
7. Разработка комплекса мероприятий по достижению конкретных целей и задач предприятия, его производственных отделений и дочерних компаний с учетом возможностей и наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.
Внутрифирменное планирование базируется на выявлении и прогнозировании потребительского спроса, анализе и оценке имеющихся ресурсов и перспектив развития рыночной конъюнктуры. Потребность в обеспечении внутрифирменного планирования деятельности современного промышленного предприятия обусловлена также возрастающим обобществлением, концентрацией, специализацией и кооперацией производства, осуществляемого в международном масштабе.
Вопрос 49. Роль, задачи и методы стратегического планирования на предприятии.
В основе стратегического планирования лежит понятие стратегии. В ней отражены основные цели компании, такие как расширение доли рынка, рост прибыли, проведение передовых научно-технических исследований, обеспечивающих высокую конкурентоспособность и т.
Стратегический план отвечает своему назначению, если он обеспечивает возможность сохранения максимальной эластичности поведения фирмы. Он формирует общую идею будущего, не затрагивая его деталей и компонентов. Стратегическое планирование представляет процесс моделирования будущего, включая определение целей и формулировку концепции долговременного развития. Его можно также рассматривать как элемент управленческого процесса, направленного на создание и поддержание стратегического равновесия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и вероятными перспективами развития.
Основная задача планирования состоит в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, найти оптимальное решение задач, стоящих перед организацией. Менеджер планирует потому, что должен предвидеть и действовать, опережая время. Это позволит избежать многих ошибок и лучше использовать имеющиеся возможности.
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.
Вопрос 51.Цели, задачи и основные этапы бизнес-планирования.
Бизнес-планирование – это комплекс мер, направленных на исследование прошлого, текущего и будущего состояния компании.
Основной целью бизнес-планирования является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-планирование помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
· определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
· сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
· выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
· выявит соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
· определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
· оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
· предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнениюбизнес-плана.
Основная задача бизнес-планирования заключается в том, чтобы дать картину перспектив развития фирмы т.е. ответить на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств.
Бизнес-планирование определяет цели и задачи, которые необходимо решить предприятию, как в ближайшем будущем, так и на перспективу.
Весь процесс бизнес-планирования является сложным и состоит из нескольких этапов:
1. Подготовительный. Здесь производится подготовка к оформлению документов, собирается необходимаяинформация (общая, финансовая, техническая, организационная) в объемах, необходимых для составления плана.
2. Определение целей (внешних и внутренних). При бизнес-планировании важно понимать, какие преследуются цели, какие проблемы решаются путем оформления документа. При этом план должен содержать качественное и хорошо продуманное предложение, как для инвесторов, так и для рынка услуг (выпускаемой продукции).
3. Выявление необходимых инвесторов, к которым можно отнести:
- финансовые институты (государственного или негосударственного характера);
- кредитные организации (банки и прочие);
- инвестиционные институты международного уровня – ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), МФК ВБ (международную финансовую корпорацию Всемирного банка), Всемирный банк, МБРР (Международный банк реконструкции и развития) и прочие;
- финансовые структуры международного уровня, которые берут на себя задачу финансирования;
- покупатели акций или будущие партнеры компании. К таковым можно отнести бизнесменов или компании, которые работают в регионе или области. При этом стоит помнить, что предприятие имеет внутренние источники – доход, амортизационный фонд, накопления персонала и так далее.
4. Принятие решения по поводу будущей структуры бизнес-плана, который может состоять из следующих разделов – введения, описания компании и ее продукции (услуг, товаров), анализа и оценки рынка сбыта, анализа конкуренции в выбранной сфере деятельности, плана маркетинга и производства. Кроме этого, в плане рассматриваются вопросы организационного и финансового планирования, проводится оценка риска и расчеты.
5. Собирается информация, которая необходима для написания каждого из разделов плана. На данном этапе к работе подключаются все специалисты компании, эксперты, консультанты.
6. Проводится непосредственно разработка бизнес-плана. При этом написание и расчеты проходят при контроле руководителя компании или ответственного лица, назначенного для этих целей.
7. Экспертиза бизнес-плана и его передача кредиторам (инвесторам) для рассмотрения и принятия решений.
Вопрос 52. Принципы бюджетного планирования.
Бюджетное планирование — важнейшая составная часть финансового планирования, которая подчинена требованиям финансовой политики государства.
Принципы бюджетного планирования:
1. научная обоснованность;
2. оптимальная сбалансированность между уровнем налогообложения субъектов – плательщиков налогов и уровнем социальных выплат;
3. центральное место бюджетного планирования в системе финансового планирования;
4. органичная взаимосвязь между прогнозируемыми и текущими бюджетными планами;
5. директивный характер бюджетных выплат;
6. единство общегосударственного и местных бюджетов;
7. наличие соответствующих бюджетных резервов;
8. демократичность.
Вопрос 53.Этапы и методы бюджетного планирования.
Методы бюджетного планирования:
- Метод коэффициентов. Базируется на применении соответствующих коэффициентов. За основу берутся показатели, которые были достигнуты в предыдущий период, и корректируются с учетом соответствующих коэффициентов, которые отражают изменения, которые предусматриваются в планируемый период.
- Нормативный метод. За основу берутся нормативы, которые регламентируют виды поступлений и расходов. При этом учитываются экономическое состояние предприятий, учреждений, отраслей народного хозяйства, физических лиц. Этот метод дает возможность полностью выявить бюджетные резервы и способствует их экономии.
- Балансовый метод. С помощь этого метода удается достичь соответствия между источниками поступлений и источниками расходов по видам и регионам, установить взаимосвязь с общим количеством финансовых ресурсов в государстве по министерствам, регионам, ведомствам и соответствующими потребностями, которые могут быть обеспечены.
- Предметно-целевой метод. Используется при финансировании отдельных государственных программ экономического и социального развития, дает возможность выявить источники покрытия и определить эффективность этих программ.
В целом бюджетный процесс можно разделить на три этапа:
1. Бюджетное планирование;
2. Утверждение бюджета;
3. Анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года.
Вопрос 54. Задачи и основные компоненты резюме бизнес-плана
Резюме является одним из самых важных разделов бизнес-плана – с него непосредственно и начинается бизнес-план.
Основная задача резюме – заинтересовать предполагаемого адресата бизнес-плана, например, банк или инвестора, в дальнейшем его изучении. Зачастую, это наиболее часто читаемый раздел бизнес-плана, а, в ряде случаев, единственно изучаемый его раздел.
Резюме бизнес-плана содержит основную информацию и выводы по проекту. В конце резюме обязательно должен быть представлен свод финансовых показателей по проекту.
Несмотря на то, что резюме открывает бизнес-план, составляется оно в самом конце работы над бизнес-планом, когда уже готовы все остальные разделы.
По объему резюме состоит из 1-2 страниц (иногда 3-4, резюме большего объема делать не рекомендуется), предельная простота, лаконичность, минимум специальных терминов – вот основные требования к резюме.
Начиная предпринимательскую деятельность, каждый предприниматель должен иметь четкое представление о потребностях его предприятия в различных ресурсах: материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых. Также важно знать, из каких источников будут формироваться эти ресурсы, и насколько эффективно они будут использоваться в работе предприятия. В этом поможет грамотно составленный бизнес-план проекта. Но чтобы правильно составить план развития бизнеса, необходимо знать основные компоненты бизнес-плана.
В теории бизнес-планирования выделяют следующие компоненты бизнес-плана:
1. Титульный лист;
2. Резюме;
3. Описание компании и производимых ею товаров и оказываемых услуг;
4. Анализ рынков сбыта и конкуренция на этих рынках;
5. План маркетинга;
6. Производственный план;
7. Организационный план;
8. Правовые аспекты деятельности предприятия;
9. Оценка рисков и гарантий;
10. Финансовый план;
11. Приложения.
Вопрос 55. Организация процесса презентации и реализации бизнес-плана.
Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.
Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.
Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются:
1) экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции и т. д.);
2) учетная информация (информация бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложения к балансу) и управленческого учета);
3) сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация;
4) политическая информация и т. д.
Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.
В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана.
В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования.
Презентация бизнес-плана – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Компания и ее продукция, рынок – клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия и сроки реализации инвестиции – это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта.
Для повышения эффективности презентации копию бизнес-плана потенциальным инвесторам и партнерам высылают заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимо использовать наглядный материал (образцы продукции, фотографии, графики, схемы и т. д.). Презентация должна проходить в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия с привлечением специалистов.
Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана.