Фонды экономического стимулирования. Фондообразующие показатели
Фонды экономического стимулирования — средства хозрасчетных социалистических объединений (предприятий), образуемые в основном за счет отчислений от прибыли и предназначенные для материального поощрения высоких показателей работы. Существует три фонда: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства. Фондообразующие показатели и нормативы отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования для производственных объединений (предприятий) устанавливаются вышестоящими организациями.
Чтобы расширить хозяйственную инициативу трудовых коллективов, усилить их заинтересованность в конечных результатах производственной деятельности, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР о совершенствовании хозяйственного механизма предусматривается в одиннадцатой пятилетке образовывать фонды экономического стимулирования по стабильным нормативам, утверждаемым в дифференцированных размерах по годам пятилетки. Нормативы устанавливаются на основе качественных показателей работы объединений (предприятий). Для производственных объединений (предприятий), значительно увеличивающих выпуск новой высокоэффективной продукции производственно-технического назначения и новых товаров народного потребления, устанавливаются повышенные нормативы образования фондов экономического стимулирования. Конкретные направления расходования средств фондов определяются администрацией производственного объединения (предприятия) совместно с комитетом профсоюзов.
В обсуждении и решении вопросов, использования средств на развитие производства, а также на социально-культурные мероприятия, жилищное строительство и материальное поощрение активное участие принимают трудовые коллективы. Средства фондов используются строго по целевому назначению. Неиспользованные остатки фондов переходят на следующий год и изъятию не подлежат. При принятии и выполнении производственными объединениями (предприятиями)встречных планов, превышающих задания пятилетнего плана на очередной год, отчисления в фонды производятся по повышенным нормативам, при невыполнении же заданий пятилетнего плана по фондообразующим показателям— по пониженным нормативам. Фонд материального поощрения (ФМП) образуется за счет прибыли в зависимости от роста производительности труда, производства продукции высшей категории качества (пли другого показателя качества продукции, установленного для данной отрасли) и выполнения плана поставок продукции потребителям в соответствии с заключенными договорами (заказами).
В отдельных отраслях этот фонд образуется в зависимости и от других качественных показателей: экономии материальных ресурсов, повышения фондоотдачи и коэффициента сменности, уровнярентабельности, снижения себестоимости продукции, а в добывающих отраслях—в зависимости от роста производства продукции в натуральном выражении. Отчисления производятся по нормативам, устанавливаемым в процентах к прибыли (расчетной прибыли), а в отдельных отраслях — к фонду заработной платы базисного года пятилетки. Абсолютная сумма отчислений в ФМП увеличивается (уменьшается) в зависимости от выполнения плана поставок по номенклатуре (ассортименту) и срокам в соответствии с хозяйственными договорами (заказами). ФМП используется для премирования работников за достигнутые показатели, вознаграждения их за годовые итоги работы, а также для оказания единовременной помощи. За счет средств ФМП премируются рабочие, руководящие, инженерно-технические работники и служащие по установленным премиальным системам, а также выдается единовременное вознаграждение за выполнение особо важных заданий по совершенствованию производства, внедрению новой техники и т. д.
ФМП используется также для премирования работников по итогам внутризаводского соревнования. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства образуется в размере 30—50 % ФМП. На эти цели может быть использована также часть средств ФМП. Средства фонда социально-культурных мероприятий расходуются на удовлетворение социальных нужд коллективов: строительство, расширение и капитальный ремонт жилых домов, детских дошкольных учреждений, профилакториев, столовых и т. д., а также на долевое участие в строительстве домов и объектов культурно-бытового назначения. Руководителям объединений, предприятий и организаций предоставлено право по согласованию с комитетом профсоюзов и с учетом рекомендаций трудовых коллективов направлять средства поощрительных фондов на оказание безвозмездной материальной помощи и частичное погашение банковского кредита на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство работникам, проработавшим в объединениях, на предприятиях и в организациях не менее пяти лет, а молодоженам — не менее двух лет.
При увольнении работников по собственному желанию без уважительных причин или за нарушение трудовой дисциплины средства, направленные на оказание безвозмездной помощи или погашение банковского кредита, подлежат возврату в срок до пяти лет. Фонд развития производства создается по нормативам за счет отчислений от прибыли и амортизационных отчислений, предназначенных на полное восстановление основных фондов, выручки от реализации выбывшего излишнего имущества (основных фондов). Этот фонд используется на мероприятия по механизации и автоматизации, замене и модернизации оборудования, улучшению организации производства и труда, а также другие мероприятия по техническому перевооружению производства. Затраты на указанные мероприятия включаются в полном объеме в план капитального строительства министерств и ведомств и обеспечиваются ими в первоочередном порядке необходимыми капитальными вложениями, материальными ресурсами и объемами подрядных работ.
Выполнение мероприятий, потребность в которых возникает в ходе выполнения годового плана, обеспечивается за счет неиспользованных средств фонда развития производства и сверхплановых отчислений в этот фонд. Аналогичный порядок предусмотрен и для мероприятий, осуществляемых за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.
Фондообразующие показатели
При перевыполнении (невыполнении) плана по фондообразующим показателям в фонд поступают дополнительные отчисления (снижаются отчисления) от прибыли по стабильным нормативам, установленным в процентах к сумме фонда материального поощрения.
При этом за каждый пункт перевыполнения планового товарооборота норматив увеличивается в размере 2% суммы фонда материального поощрения, а за каждый пункт перевыполнения плановой прибыли в пределах до 3 % — в размере 1 % суммы фонда. В случае перевыполнения плана прибыли свыше 3% применяются дифференцированные нормативы в зависимости от степени перевыполнения плана, а именно при перевыполнении плана прибыли от 3,1 до 15% норматив увеличивается на 0,7%, а при перевыполнении плана свыше 5 % — только на 0,25 %.
При невыполнении планов по фондообразующим показателям отчисления в фонд материального поощрения понижаются по нормативам, повышенным на 30 %.
23. Финансовое планирование.
Финансовое планирование - это один из элементов деятельности, связанной с управлением финансами, составная часть всего народнохозяйственного планирования Объектом финансового планирования выступают финансовые и ресурсы, образующиеся в процессе распределения и перераспределения валового национального продукта, важнейшими из них являются прибыль, амортизационные отчисления, налоги, сборы в целевые фон ди и др. Финансовый план - это план формирования, распределения и использования финансовых ресурсов Особенность финансовых планов - они состоят исключительно в денежной форме.
Принципы финансового планирования:
· - научная обоснованность, предусматривающая проведение расчетов финансовых показателей на основе определенных методик, с учетом лучшего опыта, использование средств вычислительной техники, экономико--математических методов, которые предусматривают много вариантность расчетов и выбор оптимального из них
· - единство финансовых планов заключается в единства финансовой политики, едином подходе к распределению валового национального дохода, единой методологии расчета финансовых показателей и др.;
· - непрерывность, которая означает взаимосвязь перспективных, текущих и оперативных финансовых планов;
· - стабильность, то есть неизменность показателей финансовых планов
Финансовые планы составляются отдельными предприятиями, организациями, учреждениями, их объединениями (балансы доходов и расходов, сметы, бизнес-планы, платежные календари), на уровне министерств, видомс ств, государственных комитетов, государственных целевых фондов; в разрезе отдельных территорий (местные бюджеты), а также на уровне страны в целом (Государственный бюджетк ны, сводный бюджет, сводный баланс финансовых ресурсов)
По длительности действия различают:
· - перспективные финансовые планы (на период свыше 1 года);
· - текущие (на 1 год);
· - оперативные (на квартал, месяц) Деятельность, связанная с составлением каждого финансового плана предусматривает выполнение определенных видов работ с использованием соответствующих методов (см. табл 2)
Таблица 2
Этапы и методы финансового планирования
№ п / п | Этапы | Методы |
Анализ показателей финансовых планов за предыдущий период | Экономический анализ | |
Расчеты доходов и расходов на плановый период | Коэффициенты, нормативный, экономико - математические методы | |
Сбалансированность доходов и расходов финансового плана | Балансовый |
Методы экономического анализа изучаются в соответствующем учебном курсе, а также экономико-математические методы Что же касается других методов, то суть их заключается в следующем
Метод коэффициентов, или экстраполяции предусматривает распространение установленных в прошлом тенденций на будущий период или распространение выборочных данных на другую часть совокупности исследуемых объек объектов, которые сами не были ис.
Этот метод используется при индексации стоимости основных фондов, дооценке товарно-материальных ценностей в связи с инфляцией, при планировании прибыли, величины собственных оборотных средств и др.
Преимущество метода коэффициентов заключается в его простоте, одновременно этому методу присущ существенный недостаток Дело в том, что вместе с коэффициентами, которые используются при планировании финансовых показной ников, механически на следующий период переносятся все недостатки, которые имели место в предыдущий период; внутренние резервы, как правило, не выстраиваются Нормативный метод в финансовом планировании лишен указанного недостатка, он предусматривает расчет финансовых показателей на основе установленных норм и нормативов Это - нормативы образования фондов денежных средств, нормы амортизационных отчислений, норматив и распределения прибыли, нормы расходования средств в бюджетных учреждениях и и ін.
Нормативный метод является более эффективным при условии, что нормы и нормативы соответствуют следующим требованиям:
- они должны быть научно обоснованной;
- прогрессивными (тв ориентированными на лучший опыт);
- длительного действия;
- стабильными Нормативы бывают двух видов:
1) нормативы, основанные на материальных нормах, представляют денежное выражение натуральных норм (при определении расходов бюджетных учреждений);
2) нормативы как самостоятельные расчетные величины, которые отражают процессы формирования и распределения доходов, отчислений и др. (налоги, взносы в целевые фонды, нормативы распределения прибыли)
Балансовый метод в финансовом планировании предполагает соответствие расходов источникам их покрытия, увязку всех разделов финансового плана, финансовых и производственных показателей, в результате чего достигается сбалансированность плана.
24. Методология финансового планирования, роль и место финансов в процессе управления организацией
В рыночной экономике хозяйствующий субъект, обладая полной самостоятельностью, сам определяет направление и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Целью составления финансового плана становится определение возможных объёмов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К последним относятся, прежде всего, собственные оборотные средства, амортизация основных средств, устойчивая кредиторская задолженность, прибыль, налоги, уплачиваемые с прибыли и т. п.
Развитие и формирование, в процессе практической деятельности методов планирования происходит на основе принципов. Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или плана предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность, после еще добавили принцип системности, целенаправленности, комплексности, оптимальности, эффективности, научности и т.д.
Принцип необходимость планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условии свободной рыночной отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятий.
Принцип единства планов предусматривает разработку общего или свободного плана социально- экономического развития предприятия. Единство плана предполагает общность экономической целей и взаимодействие различных подразделений предприятия.
Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процесс планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществлять постоянно и без остатков (перерывов), т.е. на смену одному плану производства приходит без перерыва другой. Кроме того, непрерывность планирования означает постепенный переход от стратегических планов у тактическим, а от них- к оперативным, а также необходимое взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами.
Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово- экономической деятельности предприятии.
Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешними ее окружением и т.д.
При планирование финансовых показателей могут применяться различные методы. У каждого из этих методов имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату. Например, научный метод базируется на широком использовании глубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный - на анализе и обобщении опытных данных (эксплуатации современных самолетов приводит к сокращении на их обслуживание), нормативный - на применении исходных нормативов и т.д.
В практике финансового планирования применяются следующие методы:
· экономического анализа;
· нормативный;
· балансовых расчетов;
· денежных потоков;
· метод многовариантности;
· экономико-математическое моделирование.
Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия.
Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:
· федеральные нормативы;
· республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;
· местные нормативы;
· отраслевые нормативы;
· нормативы хозяйствующего субъекта.
Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.
Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.). Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.
Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.
Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд социального развития и др. Балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:
Он+П = Р+Ок , где
Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;
П – поступление средств в фонд, руб.;
Р – расходование средств фонда, руб.;
Ок – остаток средств фонда на конец планового периода, руб.
Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетирования всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.
Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала.
Сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.
Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:
Y = f(x),
где Y – показатель;
х – факторы.
В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами.
Разработанные на основе этих финансовые планы служат ориентиром организации для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.
Существует три вида финансового планирования:
· перспективное (стратегическое) планирование,
· текущее планирование (бюджетирование),
· оперативное планирование.
Все три виды финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Первоначальным этапом финансового планирования является перспективный план, который определяет задачи текущего планирования. В свою очередь, текущее планирование финансовой деятельности создает основу для эффективного оперативного планирования.