Виды подъёмных механизмов. Основные параметры грузоподъёмных машин. Обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъёмных машин.

Конструкции ГПМ чрезвычайно разнообразны. Для их изучения удобно использовать классификацию. Классифицировать ГПМ можно:

по конструктивным признакам;

по назначению;

по характеру выполняемой работы.

По конструктивным признакам ГПМ можно разделить на такие группы:

краны мостового типа;

стреловые краны;

подъемники (вышки);

лифты;

погрузчики

тележки;

вспомогательное оборудование.

Грузоподъемностью машины называют массу номинального (максималь-ного) рабочего груза, на подъем которого рассчитана машина. Обычно этот па-раметр обозначают Q (кг, т). В значение грузоподъемности включают массу по-стоянно установленных или сменных грузозахватных органов и приспособле-ний (крюк, траверса, бадья, грейфер и т.д.). Величина грузоподъемности для грузоподъемных кранов назначается в соответствии со стандартом [8], устанав-ливающим ряд номинальных значений (т) :

1,0 1,25 1,6 2,0 2,5 3,2 4,0 5,0 6,3 8,0 10 12,5 16,0

20 25 32 40 50 63 80 100 125 … 500 630 800 1000.

У кранов с переменной величиной вылета стрелы в качестве такого пара-метра как грузоподъемность рассматривается грузовая характеристика

Грузовой момент характеризует устойчивость самоходных и башенных кранов против опрокидывания. Он определяется как произведение веса груза на вылет стрелы М=QgL (кНм).

Нагрузка на колесо P (кН) это величина наибольшей вертикальной нагруз-ки, передаваемой одним ходовым колесом на крановый путь или на ось.

Вылетом стрелы L (м) называется расстояние по горизонтали от оси вра-щения поворотной части крана до оси грузозахватного органа

Вылет консоли l (м) это наибольшее расстояние по горизонтали от оси ближайшей к консоли опоры крана до оси расположенного на консоли грузоза-хватного органа.

Высота кранового пути HО (м) это расстояние по вертикали от уровня пола (земли) до уровня головок рельсов кранового пути.

Высота подъема H (м) это расстояние по вертикали от уровня стоянки кра-на до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении или от уров-ня стоянки погрузчика до уровня вил в верхнем положении.

Скорости рабочих движений

Скоростью подъема V называют скорость вертикального перемещения ра-бочего груза при установившемся режиме движения.

Скоростью передвижения V называют скорость передвижения крана или его тележки при установившемся режиме движения или максимальная скорость погрузчика.

Частота вращения ω это угловая скорость вращения поворотной части кра-на при установившемся режиме движения. Определяется при наибольшем вы-лете с рабочим грузом.

Параметры, связанные с крановыми путями.

Колеей K (мм) называют расстояние по горизонтали для кранов между осями рельсов или колес ходовой части кранов, а для тележек расстояния меж-ду осями рельсов для передвижения тележки. Для сравнения, в железнодорож-ном транспорте колея – это расстояние между внутренними обращенными друг к другу сторонами головок двух рельсов железнодорожного пути.

База B (мм) это расстояние между осями опор (тележек) крана, измеренное вдоль пути.

Эксплуатация ГПМ при невыполнении требований обеспечения безопас-ной эксплуатации может привести к возникновению аварий и травматизму ра-ботающего с этими машинами персонала и случайных людей. Следует пом-нить, что согласно определению эксплуатацией называется стадия жизненного цикла машины (оборудования) до ее списания, при которой реализуются, под-держиваются и восстанавливаются ее качества и которая включает использова-ние машины по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслу-живание, монтаж (демонтаж) и ремонт. Находящийся на рельсовых путях и не-работающий в данный момент башенный кран также находится в процессе экс-плуатации. При невыполнении определенных требований такой кран может начать двигаться из-за воздействия ветра большой силы и в результате упасть.

Согласно закону «О промышленной безопасности опасных производ-ственных объектов» аварией называется разрушение сооружений и (или) тех-нических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, не-контролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. ГПМ являются техни-ческими устройствами и при их эксплуатации авария имеет место лишь в слу-чае разрушения самой машины, ее элементов или конструкций на которых, она установлена. К таким разрушениям относятся, например:

разрушение основных частей металлоконструкций (моста, стрелы, башни, портала и т.д.);

разрушение грузозахватного органа (крюка, траверсы);

разрушение каната;

разрушение ходовых колес;

разрушение осей крепления стрел, блоков и т.д.).

Типовыми причинами аварий ГПМ и связанных с ними несчастных случа-ев можно считать следующие:

падение груза из-за неисправности или несоответствия весу и характеру груза грузозахватных приспособлений, нарушение схем строповки;

падение груза из-за неправильного складирования, нарушение схем скла-дирования грузов;

травмирование самопроизвольно сместившимся грузом при наклонном положении грузовых канатов или подъем защемленного груза;

падение машины из-за неправильной его установки;

падение машины в результате его перегруза, неисправности приборов безопасности;

падение крана из-за разрушения несущих конструкций кранового пути (подкрановых балок);

падение крана вследствие разрушения несущих конструкций здания или эстакады, на которых установлен крановый путь (колонн);

травмирование механизмами работающих кранов при выходе людей на крановые пути;

разрушение машин или их механизмов из-за некачественногоизготовле-ния их на предприятии-изготовителе;

разрушение машин или их механизмов вследствие использования по назначению в неисправном состоянии;

падение людей с кранов, подъемников, лестниц при подъеме на машину (в том числе при нахождении в состоянии алкогольного опьянения).

Анализ статистических данных показывает, что все причины можно разде-лить на две группы: причины технического характера и организационные при-чины.

В соответствии с требованиями НТД владельцы ГПМ (руководители орга-низаций и индивидуальные предприниматели), а также руководители организа-ций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие ГПМ, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия рабо-ты путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

В этих целях должны быть:

назначены приказами инженерно-технические работники (ИТР), ответ-ственные за определенный сектор работы по обеспечению безопасной эксплуа-тации;

установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание ГПМ в исправном состоянии;

установлен порядок подготовки, обучения и периодической проверки знаний у персонала, обслуживающего ГПМ, а также проверки знаний у ответ-ственных специалистов;

разработаны должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала, журналы, про-екты производства работ, технологические карты, технические условия на по-грузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламен-ты по безопасной эксплуатации ГПМ;

обеспечено выполнение ответственными специалистами требований пра-вил, должностных инструкций, а обслуживающим персоналом – производ-ственных инструкций.

Одной из основных форм контроля за исправным состоянием ГПМ и без-опасной их эксплуатацией является государственный и местный надзор.

Эта система включает четыре основные части, за каждую из которых персональную ответственность несут (ИТР) и рабочие:

лицо, ответственное за содержание ГПМ в исправном состоянии (как правило, механик);

лицо, ответственное за безопасное производство работ (руководители работ по использованию ГПМ, например, прорабы, начальники смен и т.п.);

лицо, ответственное за технический надзор (как правило, освобожденный работник):

лица, управляющие и обслуживающие ГПМ (машинисты, операторы, сле-саря, сварщики, стропальщики).

Ответственные лица назначаются приказом, рабочие закрепляются за определенными ГПМ также приказом. Ответственные лица, специалисты и ру-ководители предприятий проходят специальную подготовку по промышленной безопасности в соответствии с эксплуатируемыми видами ГПМ и аттестуются. Свидетельством наличия аттестации являются протоколы и удостоверения. Пе-риодичность аттестации ИТР – три года.

Рабочие проходят квалификационную подготовку в аккредитованных учебных организациях и там же первично аттестуются. ЧТО – не реже одного раза в 12 мес. К проведению работ, связанных с эксплуатацией ГПМ допуска-ются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, что устанавливается посредством соответствующего осмотра, и прошедшие ин-структаж по охране труда.

Наши рекомендации