Спрос, закон спроса, изменение спроса, детерминанты спроса, исключения из закона спроса.
Спрос– это экономическая категория, характеризующая объем товара, который потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время.
На спрос воздействует ряд рыночных факторов: цены на запрашиваемые товары, доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, число покупателей на рынке, цены товаров-заменителей и дополняемых товаров.
Кривая спроса – это кривая, которая показывает, какое кол-во товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент.
Закон спроса – это отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.
Детерминанты спроса – Это неценовые факторы спроса. К ним относятся:
Доходы потребителей
Цены на товары заменители и дополняющие товары
Вкусы и предпочтения потребителей
Ожидание изменений в доходах и ценах
Количество покупателей
Исключения из закона спроса:
1,Эффект «цена – показатель качества».
2, Эффект ожидаемой динамики цен.
Ажиотажный спрос – спрос сверх нормального уровня, вызванный ожиданием значительного изменения цен или исчезновением товара из продажи
3. Эффект престижного спроса (эффект Веблена).
Он связан с демонстративным, престижным потреблением.
4. Эффект Гиффена.
Это когда на подорожавший товар возрастает покупательский спрос
Вопрос № 25
Понятие предложения, закон предложения, детерминанты предложения
Предложение – это желание владельцев товаров и услуг предложить их для продажи на рынке.
Закон предложения – чем выше цена товара, тем большее его кол-во продавцы стремятся предоставить на рынок, и наоборот.
Закон предложения – модель поведения продавца;
Цена – сигнал;
Высокая цена – производи и продавай больше;
Низкая цена – сокращай производство.
Детерминанты предложения:
– снижение и увеличение стоимости сырья;
– изменение технологий, дающей экономию на издержках пр-ва;
– рост оплаты труда;
– ожидание продавцов и их кол-во;
– рост товарных налогов, пошлин.
Вопрос № 26
Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса. Эластичность в различных точках кривой спроса.
Эластичность – это мера реакции спроса и предложения в ответ на изменение цены.
Ценовая эластичность – реакция изменения спроса на изменение цены.
Возможны три варианта:
1. Если коэффициент ценовой эластичности больше 1, то спрос является эластичным. Крайней формой эластичного спроса является совершенно эластичный спрос. Значение коэффициента стремится к бесконечности.
2. Если коэффициент ценовой эластичности меньше 1, то спрос является неэластичным. Крайняя форма неэластичного спроса – совершенно неэластичный спрос (например, уникальные, жизненно необходимые лекарства).
3. Если коэффициент ценовой эластичности равен 1, то спрос имеет единичную эластичность.
Вопрос № 27