Преимущества и недостатки монополии. Проблема демонополизации экономики.

Различные монополистические образования в конце 19 века стали реальной угрозой для функционирования конкуренции, являющейся необходимым атрибутом рынка. Являясь фактически антиподом конкуренции, монополия имеет двоякий смысл:

- во-первых, монополией называется предприятие, занимающее ведущее положение в какой-либо отрасли (например «Кока-кола», «Дженерал моторс» и т.д.);

- во-вторых, под монополией понимается занимаемое фирмой на рынке положение, благодаря которому фирма может контролировать рынок.

Хотя суть понятия монополии противоположна конкуренции, но именно монополия является следствием конкуренции, в результате которой мелкие и малоэффективные предприятия вытесняются из рынка, а производство концентрируется на крупных предприятиях.

При этом в качестве монополиста может выступать и небольшое предприятие, в случае, если им поставляется основная масса продукции определенного вида. В то же время крупное предприятие может вовсе и не быть монополистом, если его доля в совокупном объеме предложения небольшая.

Не стоит также забывать, что хотя чаще всего в роли монополиста выступает продавец, но существуют и случаи, когда им становится покупатель или группа покупателей.

Преимущества и недостатки:

Отрицательные стороны монополий:

- возможность перекладывать издержки компании-производителя на конечного покупателя, не имеющего возможности оказывать влияние на производителя. Это достигается увеличением цен, что снижает жизненный уровень населения;

- блокирование научно-технического прогресса из-за отсутствия конкуренции;

- экономия монополистом собственных средств за счет снижения качества производимой продукции и услуг;

- замена экономического механизма формой административной диктатуры.

Но у монополии есть и свои положительные стороны:

- укрупнение масштабов производства приводит к снижению издержек и экономии ресурсов;

- в случае экономического кризиса монополистические объединения держатся дольше других компаний и раньше них начинают выходить из кризиса. За счет этого сдерживается спад производства и безработица;

- часто продукция монополистических фирм отличается высоким качеством, за счет чего они и завоевывают господствующее положение на рынке;

- благодаря монополизации может повышаться эффективность производства. Ведь только крупное предприятие имеет достаточно средств для проведения различных исследований и разработок.

Монополизация – сложное и неоднозначное явление. Объединение компаний может породить не только монополию, часто оно приносит и выгоды. К примеру, крупные объединения заинтересованы в стимулировании потенциальных покупателей больше, чем мелкие индивидуальные производители, которые чаще всего не рассчитывают на эффект, покрывающий затраченные средства и еще приносящий выгоду.

Политика государства должна заключаться в использовании антимонопольного законодательства для предотвращения возможности получения монополиями избыточной рыночной власти.

Демонополизация это проводимая государством и его органами политика, направленная на сдерживание монополизма и развитиеконкуренции. Основным инструментом такой политики является принятие антимонопольных законов, способствование созданию и существованию конкурирующих предприятий, фирм, компаний.

Демонополизация — категория рыночной экономики, где осуществляется либерализация рынков, поощряется деятельность конкурентоспособных субъектов хозяйствования. Во всех странах мира в целях защиты малого и среднего бизнеса приняты антитрестовские, антимонопольные законы. Они направлены не против крупных корпораций как таковых, поскольку размер сам по себе не дает оснований трактовать её (корпорацию) как монополию, а против злоупотреблений своим положением на рынке, что может подорвать совершенную конкуренцию и тем самым ослабить национальную экономику.

55. Особенности ресурсных рынков. Субъекты ресурсных рынков. Функции факторных рынков. Спрос и предложение факторов производства. Ценообразование на факторы производства.

Рынки ресурсов играют важную роль в экономическом кругообороте. Через взаимодействие спроса и предложения они регулируют распределение имеющихся у общества ограниченных ресурсов между отдельными потребителями.
Рынки ресурсов производства - это рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и ренты.
Рынок факторов производства отличается от обычного традиционного рынка, где реализуются товары для удовлетворения обычных потребностей человека, тем, что на этом рынке покупателями являются производители самых различных товаров личного и производственного назначения.

Особенности функционирования ресурсных рынков

Рынок экономических ресурсов(далее РЭР) – многочисленные рынки факторов производства, где спрос на факторы производства определяется со стороны фирм производителей и взаимодействует с предложением факторов производства со стороны домашних хозяйств.

Особенности РЭР:

1. Фирма является покупателями, а домашнее хозяйство продавцом

2. Спрос на экономические ресурсы зависит от спроса на потребительские товары и услуги, поэтому его принято называть производным спросом.

3. Цены на экономические ресурсы определяют уровень доходов потребителей

4. Особенности ценообразования на РЭР зависит от типа рыночных структур готовой продукции.

Чем руководствуется фирма, определяя спрос на ресурсы:

РГП-MR=MC

РЭР-MRC=MRP

MRC - дополнительные издержки фирмы, связанные с привлечением доп. единицы ресурса

MRP – предельная доходность ресурса

Фирма рассчитывает затраты на приобретение дополнительной единицы ресурса. Фирма сопоставляет издержки с доходностью данного ресурса.

Факторы, определяющие спрос фирмы на экономические ресурсы:

1.Производительность ресурса, которая зависит от технологии производства, уровня квалификации рабочего, производительности труда в целом

2. Рыночная цена на готовую продукцию

3.Изменение цен на другие ресурсы

Следовательно, рынок факторов производства — это рынок услуг этих факторов.
Выделяют, как правило, четыре фактора производства — труд, землю, капитал и предпринимательскую способность.
В этой связи различают и четыре основных типа доходов — за­работную плату, ренту, процент и прибыль.
В условиях рынка цены на факторы производства формируются под влиянием спроса и предложения.
Важнейшую роль на рынке факторов производства играет цена. Она соединяет продавцов и покупателей, является денежной оцен­кой, с одной стороны, факторов производства, с другой — факторных доходов, определяет в стоимостном выражении долю каждого фак­тора в произведенном продукте.
Механизм рыночной системы балансирует спрос и предложение на факторы производства. При этом возникают требования к их ка­честву, что обусловливает необходимость взаимодействия качества и цены.
В процессе рыночного взаимодействия покупатели предъявляют спрос на качественные, но вместе с тем дешевые факторы произ­водства, а продавцы (собственники факторов производства) хотят получить доход, достаточный для их нормального воспроизводства. Поэтому очень важно знать механизм формирования рыночной цены на факторы производства.
Однако, в отличие от спроса на обычные потребительские товары, спрос на факторы производства имеет свои особенности.
Во-первых, спрос на факторы производства является произво­дным, так как он непосредственно зависит от потребительного спроса на конечные товары или услуги.
Во-вторых, все факторы производства являются взаимодопол­няемыми и взаимозависимыми, то есть один фактор предполагает использование других. Поэтому размер спроса на каждый фактор зависит не только от уровня цен на него, но и от уровня цен на другие ресурсы.
В-третьих, все основные факторы производства являются взаи­мозаменяемыми, то есть вместо одного фактора в определенной пропорции можно использовать другой. Например, если происходит рост цен определенного фактора, то спрос на него падает, а на другой фактор растет. Так, более высокая цена на труд будет вести к заме­щению его техникой.
Таким образом, спрос на факторы производства зависит от спроса на потребительские товары, ибо прибыль фирма получает только в том случае, если ей удается реализовать произведенный продукт на рынке благ.
Спрос предприятий на факторы производства можно считать производным спросом, порождаемым, в свою очередь, спросом на конечные товары и услуги.
Взаимозаменяемость факторов производства позволяет сочетать их в таком соотношении, которое обеспечивает максимальный вы­пуск продукции при минимальных затратах на производство.
Экономико-математическая модель зависимости результата про­изводства от затрат производственных факторов носит название производственной функции:

Преимущества и недостатки монополии. Проблема демонополизации экономики. - student2.ru

где Y — выпуск продукции; Преимущества и недостатки монополии. Проблема демонополизации экономики. - student2.ru — различные факторы про­изводства.

Подробнее можно прочитать здесь - http://kpfu.ru/docs/F1241829507/tema.7.pdf

56. Труд как фактор производства. Рабочая сила (услуги труда) как объект рыночной сделки. Стоимость, полезность, цена рабочей силы.

Рынок труда (market of labour) – совокупность экономических отношений по поводу купли- продажи услуг труда.

Особенностями рынка труда является:

1) Длительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров (исключение составляют изделия, продающиеся в кредит, и товары, имеющие гарантийное обслуживание) контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда.

2) Сильное влияние оказывают и неценовые факторы: сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе и др.

3) Значительное воздействие различных институциональных структур: профессиональных союзов, трудового законодательства, государственной политики занятости, союзов предпринимателей и др.

Это связано, прежде всего, с тем, что продавцы услуг труда – наемные работники – составляют подавляющую часть населения, а работа по найму является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социальной стабильности в обществе.

Определяя спрос на рабочую силу, мы обращаемся к известному правилу, что вовлечение дополнительных ресурсов (в нашем случае, трудовых ресурсов) эффективно до тех пор, пока предельный продукт производимый данным ресурсом (трудом) не окажется равным цене ресурса (заработной плате). Кривая спроса на труд совпадает с кривой предельного продукта. Отметим, что спрос на рынке труда, предъявляемый фирмами, зависит не только от предельной производительности труда, но и от предложения других факторов производства. Объем спроса на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте ставки заработной платы, при прочих равных условиях, фирма будет стремиться сократить применение труда, а при ее снижении увеличить.

Преимущества и недостатки монополии. Проблема демонополизации экономики. - student2.ru

Услуги труда предлагают отдельные индивиды или коллективы, например, профсоюзные организации. Индивидуальное предложение труда зависит от того, насколько ставка заработной платы влияет на выбор работника между трудом и отдыхом. Для анализа мотивов принятия этого решения используются модели потребительского равновесия, эффекта дохода и эффекта замещения.

Условие равновесия на рынке труда в значительной степени определяется вмешательством государства. Наличие пособий по безработице влияет на условия предложения труда. К тому же существует установленная государством минимальная ставка заработной платы, которая создает ограничения для действия автоматического приспособления рынка к сдвигам спроса и предложения.

Функционирование рынка труда связано также с профсоюзами и с союзами предпринимателей. Профсоюзы пытаются воздействовать на уровень заработной платы путем ограниченного предложения труда, установления стандартных ставок заработной платы при заключении коллективного договора. Однако часто профсоюзам противостоят крупные производственные фирмы. Последние будут стремиться к установлению заработной платы ниже конкурентной равновесной ставки, а профсоюз будет настаивать на какой-то сверхравновесной конкурентной ставке

Наши рекомендации