Выбор потребителя в ординалистской концепции. Кривые безразличия. Карта изоквант. Максимизация полезности и предельная норма замещения.

Ординалистская (порядковая) теорияполезности основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только сравниваться, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой.

Согласно ординалистской теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Возможности измерения поддаётся только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Подобная систематизация даёт представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не даёт представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. То есть с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор предпочтительнее другого.

Исходным инструментом анализа потребительских предпочтений становятся кривые безразличия.

Итак, кривая безразличия – это кривая, каждая точка которой представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова (см. рис.)

Выбор потребителя в ординалистской концепции. Кривые безразличия. Карта изоквант. Максимизация полезности и предельная норма замещения. - student2.ru

Таким образом, все наборы лежащие на кривой U1 имеют одинаковую полезность для потребителя. Совокупность множества кривых безразличия называется картой безразличия.

Если с точки зрения данного потребителя наборы А и В равноценны, то точки А и В лежат на одной кривой безразличия. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, показывает более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Так, набор С содержит такое же количество товара 7, что и набор А, но большее количество товара X. Из аксиомы о ненасыщенности следует, что набор С предпочтительнее набора А

Если предположить, что товар Х это булочки, а товар Y яблоки, то движение по кривой безразличия показывает нам, от какого количества яблок мы может отказаться в пользу булочек. Таким образом, возникает понятие предельной нормы замещения (MRS),которая показывает на какое количество должно быть сокращено потребление товара Y для увеличения потребления количества блага X на единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.

• Правило максимизации полезности

Денежный доход индивида ограничен. Поэтому потребитель будет соизмерять полезность покупаемой продукции и свой бюджет. Задача потребителя найти такую комбинацию продуктов, которая в рамках бюджета обеспечивала бы для него максимальную полезность. На выбор потребителя влияет не только величина предельной (добавочной) полезности, содержащейся в следующих единицах, например, продукта А, но и от скольких долларов (следовательно, от скольких единиц альтернативного товара В) ему придется отказаться ради приобретения этих дополнительных единиц товара А. Например, вы предпочитаете посещение кафе с предельной полезностью в 36 ютилей просмотру кинофильма, предельная полезность которого для вас составляет 24 ютили. Но если посещение кафе стоит 12 долл., а билет в кино 6 долл., то выбор будет сделан в пользу кино. Почему? Потому что предельная полезность в расчете на затраченный доллар составит 4 ютили в случае просмотра кино (4 = 24 : 6) и лишь 3 ютили в случае посещения кафе (3 = 36 : 12). Вывод: чтобы добавочные (предельные) полезности товаров, продаваемых по разным ценам, были сравнимы между собой, необходимо рассматривать предельные полезности в расчете на один затраченный доллар. Отношение MU/P показывает величину предельной полезности в расчете на 1 долл.

Карта изовкант. В экономико-математических моделях производства каждая технология графически может быть представлена точкой, координаты которой отражают минимально необходимые затраты ресурсов K и L для производства данного объема выпуска. Множество таких точек образуют линию равного выпуска, или изокванту. Таким образом, производственная функция графически представляется семейством изоквант. Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем производства она отражает. В отличие от кривой безразличия каждая изокванта характеризует количественно определенный объем выпуска. На рис. 6.1 представлено три изокванты, соответствующие объему производства в 200, 300 и 400 единиц продукции.

Выбор потребителя в ординалистской концепции. Кривые безразличия. Карта изоквант. Максимизация полезности и предельная норма замещения. - student2.ru

Рис. 6.1. Изокванты, соответствующие различному объему производства

Можно сказать, что для выпуска 300 единиц продукции необходимо K1 единиц капитала и L1 единиц труда

Бюджетное ограничение и уравнение бюджетной линии. Оптимум (равновесие) потребителя.

До сих пор мы рассматривали предпочтения потребителя при выборе различных наборов благ, но речь не нашла о его поведении. Как уже было сказано ранее, потребитель старается максимизировать полезность от потребления благ, но он ограничен бюджетом.

Бюджетное ограничение показывает, какое количество продукции может приобрести потребитель при данном уровне дохода.

Если весь фиксированный доход I потребитель тратит на покупку товаров X и Y по ценам рх и ру соответственно, то сумма его расходов на данные товары равна его доходу (бюджету):

Выбор потребителя в ординалистской концепции. Кривые безразличия. Карта изоквант. Максимизация полезности и предельная норма замещения. - student2.ru ,

где x – объем потребления продукта Х; у – объем потребления продукта Y.

Полученное равенство называют бюджетным ограничением потребителя.

Бюджетная линия – это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход I при данных ценах товаров рх и ру (рис. 3.6). Представим графически множество всех наборов товаров, удовлетворяющих бюджетному ограничению. Поскольку объемы потребления не могут быть отрицательными величинами, доступное множество наборов продуктов на рис. 3.6 представляет собой треугольник ОАВ, ограниченный бюджетной линией и осями координат. Здесь показаны доступные наборы (C и D) и недоступные (F и E).

Выбор потребителя в ординалистской концепции. Кривые безразличия. Карта изоквант. Максимизация полезности и предельная норма замещения. - student2.ru

Бюджетное ограничение потребителя и оптимум потребителя

Выбор потребителя в ординалистской концепции. Кривые безразличия. Карта изоквант. Максимизация полезности и предельная норма замещения. - student2.ru

Таким образом, изменения положения бюджетного ограничения Выбор потребителя в ординалистской концепции. Кривые безразличия. Карта изоквант. Максимизация полезности и предельная норма замещения. - student2.ru в положение Выбор потребителя в ординалистской концепции. Кривые безразличия. Карта изоквант. Максимизация полезности и предельная норма замещения. - student2.ru означает снижение реального дохода потребителя, а из положения Выбор потребителя в ординалистской концепции. Кривые безразличия. Карта изоквант. Максимизация полезности и предельная норма замещения. - student2.ru в положение Выбор потребителя в ординалистской концепции. Кривые безразличия. Карта изоквант. Максимизация полезности и предельная норма замещения. - student2.ru демонстрирует рост цен на товар Выбор потребителя в ординалистской концепции. Кривые безразличия. Карта изоквант. Максимизация полезности и предельная норма замещения. - student2.ru .

Потребитель, принимая решение о приобретении какого-либо товара или услуги, с одной стороны, имеет определенные вкусы и предпочтения, которые описываются картой кривых безразличия, а с другой – находится в условиях бюджетного ограничения. Следовательно, решение потребителя о покупке некоторого набора благ может быть принято лишь с учетом обеих составляющих. Таким образом, потребитель выберет набор продуктов на бюджетной линии, который обеспечивает ему максимальную полезность. Этот набор называется равновесным (оптимальным).

На рис. 3.7 точка Е является точкой оптимального потребительского выбора. В любой другой точке бюджетная линия АВ пересекается кривыми безразличия, лежащими ниже кривой I2, т. е. полезность соответствующих этим точкам комбинаций товаров меньше, чем полезность комбинации Е.

Выбор потребителя в ординалистской концепции. Кривые безразличия. Карта изоквант. Максимизация полезности и предельная норма замещения. - student2.ru

Рис. 3.7. Определение оптимума потребителя

Формально задача определения равновесия потребителя заключается в нахождении пары чисел (x; y), которая удовлетворяет бюджетному ограничению и максимизирует функцию полезности U. Эта задача в математике решается методом Лагранжа (поиск условного экстремума).

Так как в точке оптимума наклон бюджетной линии совпадает с касательной к соответствующей кривой безразличия, то условие равновесия может быть записано как Выбор потребителя в ординалистской концепции. Кривые безразличия. Карта изоквант. Максимизация полезности и предельная норма замещения. - student2.ru или Выбор потребителя в ординалистской концепции. Кривые безразличия. Карта изоквант. Максимизация полезности и предельная норма замещения. - student2.ru .

Наши рекомендации