Лекция про малые предприятия в списках не значится, поэтому её тут нет.
РЫНОК
Рынок – это самая известная категория в экономической теории и важнейшее понятие хозяйственной практики. Бухарин определял рынок как «обратную сторону товарного производства», без товарного производства нет рынка. В нашей экон. литературе под рынком понимается обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. Рынок – совокупность экономических отношений, с помощью которых идёт обращение общественного продукта в товарно-денежной форме. Кроме того, рынок – это экономическая категория, которая представляет собой совокупность конкретных экономических отношений и связей между продавцами и покупателями.
Сущность рынка состоит в его функциях:
1. рынок соединяет сферы производства и потребления.
2. рынок является главным контролёром результатов производства, так как именно на рынке видно, соответствует ли объём и качество произведённой продукции потребностям покупателя.
3. рынок проводит экономическое стимулирование производства. Он заставляет производителей создавать необходимые потребителям товары с меньшими затратами.
4. обеспечивает пропорциональность в развитии регионов в условиях усиления разделения труда.
5. обеспечивает экоомические потребности – заставляет сокращать издержки обращения в сфере потребления и устанавливает пропорции между спросом населения и его зарплатой.
Понятия функций и роли рынка очень близки. Функции выражают сущность явлений и определяет роль категории рынка.
Роль рынка – это то, чему он способствует, а именно:
- даёт сигнал производству – в каком объёме, структуре и что следует производить;
- уравновешивает спрос и предложение;
- дифференцирует товаропроизводителей по эффективности работы;
- выполняет санитарную роль – санация – обеспечивает уход неконкурентоспособных предприятий.
Рынок – сложное явление, он не ограничивается экономической сферой.
Система и структура рынка.
Структура рынка – это его внутренний строй, порядок отдельных элементов и их удельный вес в общем объёме рынка. Существует классификация рынков по различным критериям.
Основная классификация – по объектам:
- рынок товаров и услуг (потребительский – продовольственные товары, бытовые, коммунальные, транспортные услуги)
- рынок рабочей силы (объект не свободной купли-продажи, а планового распределения. Сегодня каждый волен распоряжаться своей рабочей силой).
- рынок ценных бумаг (акции, облигации, ассигнации, векселя)
- рынок средств производства
- рынок жилья (изменился в связи с приватизацией гос. жилплощади).
По субъектам:
- рынок покупателей (предложение должно превышать спрос для возможности сравнения и выбора лучшего продукта/услуги. Высокая конкуренция, богатый ассортимент)
- рынок продавцов (предложение ограничено, минимальное значение качества продукции, ассортимент беден, конкуренция отсутствует)
- рынок промежуточных продавцов-посредников (совокупность экономических отношений лиц и организаций, которые перекупают продукцию для перепродажи, в связи с чем стоимость товара увеличивается.)
- рынок гос. учреждений (включает сумму актов купли-продажи гос.организаций, федерального правительства и местных органов власти).
По географическому положению:
- мировой
- национальный
- региональный
- местный (локальный).
По уровню насыщения:
- равновесный,
- дефицитный,
- избыточный.
По степени зрелости:
- неразвитый
- развитый
- формирующийся
По степени ограниченности конкуренции:
- свободный
- монополистический
- смешанный
- олигополистический.
По степени соответствия законодательству – легальный и нелегальный.
Условия возникновения рынка:
1. общественное разделение труда
2. специализация.
Разделение труда – обособление отличных друг от друга видов трудовой деятельности в процессе развития труда внутри общества. Дополнительное условие – 3. экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства, только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и как продавать продукцию. Для возникновения рынка какого-либо государства очень важно знать величину так называемых транзакционных издержек – возможность получения разрешения от муниципалитета, санэпидемстанции, сколько платить рэкету.
Если все эти издержки оказываются выше, чем предполагаемый доход, то рынок данного товара так и не будет создан.
Важное условие возникновения рынка – свободный обмен ресурсами, так как именно он даёт возможность сформировать свободные цены, а они в свою очередь, хозяйственным субъектам наиболее эффективные направления деятельности.
Важной характеристикой рынка является обмен товарами между производителями и потребителями. Товар – материальное изделие, предлагаемое рынку с целью его приобретения и дальнейшего использования. Важная характеристика товара – потребительская стоимость и меновая стоимость. Способность товара удовлетворять потребности человека – потребительнкая стоимость. Её имеют многие вещи. Не созданные трудом человека (дикорастущие ягоды, грибы). Но не всякая вещь, имеющая потребительную стоимость, является отваром – напр. натуральный продукт в натуральном хозяйстве. Для того, чтобы стать товаром, вещь должна быть предназначена для обмена.
В качестве товара выступают и услуги. Потребительная форма услуги не имеет вещной формы. Потребительная стоимость услуги - полезный эффект живого труда. Так как услуга не имеет вещной формы, её нельзя непосредственно накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства.
Меновая стоимость – способность товара к обмену в определённых количественных пропорциях. Необходимое условие обмена – различие потребительных стоимостей обмена товаров.
В экономической теории существуют разные теории стоимости.
1. трудовая теория стоимости – впервые её открыли Петти и Буагильбер. (Хотя везде написано Смит и Риккардо – прим.авт.) Труд есть актуальный принцип богатства – разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость, поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определённой пропорции.
2. Стоимость товара создаётся общественным трудом производителя. Общественный изготовитель рыночного продукта создаёт его для других людей. Стоимость – воплощённый в товаре общественный труд. Равенство продуктов по стоимости обозначает, что в них заложен одинаковое количество труда.
3. труд измеряется с помощью рабочего времени.
4. на изделие одного вида и качества устанавливается рыночная стоимость, которая соответствует нормальным условиям производства и средним трудовым усилиям.
Нетрудовая теория стоимости построена на теории предельной полезности – австрийская школа маржинализма. Менгер даёт субъективную трактовку ценности – это суждение, которое имеют хозяйствующие люди о находящихся в их распоряжении благах.
1. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами блага. Сам покупатель дает свою субъективную оценку роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.
2. Полезные блага подразделяются на два вида:
· имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.). Эти вещи люди не считают полезными для себя, поскольку они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей;
· являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность.
На практике, пожалуй, важно, что сравнительная редкость благ должна приниматься в расчет при установлении цен. Именно так это происходит, например, при ценообразовании на продукцию земледелия, где имеется сравнительно мало хороших по качеству земельных участков. Еще в большей мере уникальность некоторых благ оказывает воздействие на цены, когда на аукционах продаются раритеты.
3. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение. Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съедает первый ломоть хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба до тех пор, пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.
4. Ценность благ определяет предельная полезность, то есть субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.
Предельная полезность, а следовательно, и ценность блага, зависит от «запаса» (наличного количества) данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается «запас», то предельная полезность вещи снижается. Когда «запас» уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной цены продукта, которая прямо зависит от его предельной полезности. Похоже, что рыночная практика подтверждает данную зависимость. Так, в условиях относительной недостаточности какого-то продукта (уменьшения его «запаса») цена устанавливается на более высоком уровне, что, по существу, оправдывает покупку «предельного продукта».
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА
В 40 годы ХХ века на западе под инфраструктурой понимали совокупность отраслей, обслуживающих нормативную работу отраслей материального производства.
Применительно к рынку – это совокупность организационно-правовых форм, помогающих движению товаров и услуг, а так же это акты купли-продажи. Другими словами, это совокупность институтов, служб, систем и предприятий, обслуживающих рынок. Они выполняют определённые функции с целью доведения товара до потребителя.
Основные элементы инфраструктуры современного рынка:
1. валютные, фондовые биржи, их организационное оформление и посредничество.
2. аукционы, ярмарки, другие формы небиржевой торговли
3. кредитная система и коммерческие банки,
4. эмиссионная система и эмиссионные банки
5. система обеспечения занятости населения и центры содержания занятости, государственные и частные.
6. информационные технологии и средства коммуникации.
7. система страхования коммерческого и хозяйственного риска
8. налоговая система и налоговая инспекция
9. специальные рекламные агентства, информцентры
10. торговые палаты и другие добровольные и государственные ассоциации
11. таможенная система
12. профсоюзы
13. коммерческо-выставочные комплексы
14. система высшего и среднего образования
15. консалтинговые и аудиторские компании
16. специализированные зоны свободного предпринимательства.
ФУНКЦИИ инфраструктуры рынка:
ü облегчить участникам рыночных отношений реализацию их товаров
ü повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов и системы.
ü Организационное оформление сделок облегчение форм контроля над деятельностью субъектов рынка (юридического и экономического).
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1. БИРЖА. Возникает в 16 веке, Антверпен, дальше – Лондон, Нью-Йорк (18 век).
В России – Петр !, 1703, СПб. Однако объективные условия в России возникли только после отмены крепостного права. Во времена НЭПа- около 100 бирж, все закрыты в 1930.
Биржа – организованная форма торговли массовыми стандартизированными товарами, или систематичные операции по купле-продаже валюты, рабочей силы и ценных бумаг. В настоящее время биржа – государственная или акционерная организация, которая выполняет функции:
- выступает местом для торговли;
- организация биржевого торга
- установление правил торговли, в т.ч. стандартов на продукцию, реализуемую на бирже
- разработка пакетов документов – типовых контрактов – по сделкам купли-продажи
- арбитраж споров
- предоставление гарантий при сделках с ценными бумагами и товарами, получение за счёт этого компенсации.
- информационная деятельность
Сделка – соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара сопровождается переходом финансовых документов от одноголица к другому.
2. Консалтинговые компании работают специализированно в области теории и практики рынка и бизнеса. По запросам предприятий консультируют по экономическим и юридическим услугам. Кроме того, оказывают услуги по исследованию и прогнозу динамики рынка.
3. Аудиторские компании – комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы на рынке, позволяет оценивать возможности фирмы. Независимая проверка, проводится по инициативе власти/руководителей бизнеса. Выделяют «аудит по закону» - юридически обоснованная норма, проводится при получении кредита.
Функции аудита расширены – операционный аудит схож с консультацией компании по вопросам управления; - аудит соответствия деятельности компании правилам и законам.
4. Свободные экономические зоны – имеют большое значение для развития рынка и формирования рыночной экономики. Основная задача – дать толчок к развитию данной территории и привлечь иностранный капитал, инвестиции, поэтому даются льготы по аренде, налогам и т.д.. В нашей экономической литературе 1. зоны свободного предпринимательства; 2. зоны свободной торговли; 3. экспортно-производственные зоны; 4. свободные порты и т.д.
В ЦЕЛОМ, к инфраструктуре рынка относятся:
· Товарные биржи, предприятия оптовой торговли, ярмарки, аукционы, посреднические фирмы. – РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ;
· Банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи – ДЕНЕЖНЫЙ, ФОНДОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЫНОК
· Биржи труда – РЫНОК ТРУДА
· Информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, аудит, консалтинг.
Предпринимательская деятельность – тезисно