Экономическая теория как наука
Монетаризм
Маржинализм:
На смену классической школы пришел маржинализм. В переводе «маржинал» означает предел. Маржинализм это течение, которое занималось исследованием предельных величин.
В развитии маржинализм проходит 2 этапа:
1) Ранний (субъективистский)
2) Поздний (неоклассическое направление экономической мысли)
Ранние маржиналисты давали субъективистскую трактовку стоимости. Стоимость – это суждение, которое имеют хозяйствующие субъекты о находящихся в их расположении благах.
Неоклассики объединили в одно сферу производства и сферу обращения и признали значение обеих сфер одинаковым. Эти сферы теснейшим образом связаны с созданием материальных основ благосостояния.
Альфред Маршал являлся наиболее известным представителем второго этапа развития маржинализма и принадлежал к Кембриджской школе. Наиболее известный труд Маршала имеет название «Принципы экономикс». Он считал, что политическая экономия или экономическая наука (экономикс) занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества, то есть она изучает сферу человеческого и общественного действия.
Монетаризм:
На смену неоклассикам приходит монетаризм. Его возникновение относится к 80-90-м годам 19 века. Монетаризм является теорией стабилизации экономики, в которой главную роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой к контролю со стороны государства за денежной массой, то есть количеством денег, находящихся в обращении.
К монетаристам можно отнести американского ученого Милтона Фридмана. Свои экономические взгляды и рекомендации предложил использовать в политике развитых стран. В частности, его экономические идеи использовались в политике развитых стран. Они использовались в США администрацией Рейгана и в Чили во время правления Пиночета.
По мнению Фридана, все крупные экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики. Государство должно как можно меньше вмешиваться в рыночные отношения.
Неолиберализм:
Теория, согласно которой необходимо сводить к минимуму вмешательство государства в экономику (принципы классической политэкономии), так как государство не способно вывести самостоятельно экономику из кризиса, это может сделать только частное предпринимательство. Предполагалась максимальная свобода СМИ и торговли.
Главные представители: Людвиг Фон Мизес (амер.), его ученики Фридрих фон Хайек. По мнению Мизеса, социализм и централизованно управляемая экономика, когда правительство регулирует рынок, долго существовать не могут. Так как цены не отражают спроса и предложения, а следовательно не указывают в каком направлении развивать производство.
Он указывает, что регулируемая экономика социализма – это царство произвола составителей плана. Экономика страны превращается в планируемый хаос. Мизес делает вывод, что либерализм является единственной разумной экономической политикой, которая основана на частной собственности, разделении труда, свободном обмене.
Фридрих Фон Хайек (книга «Дорога к рабству» 1973 год) в своей книге:
1. указывает на то, что всякий отказ от рыночного ценообразования приводит к диктатуре и экономическому рабству;
2. Утверждает превосходство чисто рыночной системы над смешанной экономикой;
3. Объявляет капитал вечной категорией;
4. Отрицает наличие эксплуатации при капитализме
Опираясь на основные идеи неолиберализма немецкий теоретик Людвиг Эрхард (бывший канцлер ФРГ) в книге «Благосостояние для всех» выдвинул собственную теорию социально ориентированного рыночного хозяйства. Он считал, что социальное рыночное хозяйство – это хозяйство, в котором любой успех в экономике, любое повышение производительности труда направлено на процветание всего населения. А это возможно только при:
1. свободной конкуренции;
2. равновесии спроса и предложения;
3. свободных ценах;
Задача государство в рыночном хозяйстве обеспечить все эти условия. В этом случае будет достигнута социальная направленность экономики. То есть речь идет о корпоративной модели экономики, в которой будет значительная доля государственного сектора.
В 20-е годы 20 века американский институционализм. Он имел несколько направлений, одним из которых было правовое. Вторым направлением было институционально-социологическое. Видным его представителем был Джон Гэлбрейт. В своих работах «Новое индустриальное общество», «Общество изобилия» он утверждал, что предметом экономических ученый должна быть и социальная сфера.
Главой институционализма является Уэсли Митчелл. Он представлял собой школу конъюнктуроведения. Она делила общество на отдельные институты. Эти институты сложились давно и они требуют изменения, осовременивания. Джон Гэлбрейт стремился объединить политическую экономию, экономическую политику и социологию.
Кейнсианство:
В 30-е годы 20 века возникло новое течение экономической мысли - кейнсианство. В 1936 года Джон Мейнард Кейнс написал работу, которая называлась «Общая теория занятости, процента и денег». Государство должно участвовать в экономических процессах путем государственного регулирования экономики. Государство должно воздействовать через спрос на производство товаров на изменение наличной и безналичной массы, а через них и на инфляцию и занятость. Тем самым государство способно подавлять экономические кризисы, то есть оно способно влиять на экономические циклы.
В отличие от микроэкономического подхода своих предшественников, Кейнс сформулировал макроэкономический подход. Он анализировал уже не просто спрос населения, а совокупный спрос и совокупное предложение и национальный доход, а также инвестиции, потребление и сбережение.
Совокупный спрос – это представление на рынки потребностей со стороны населения, предприятий и государства в денежной форме.
Совокупное предложение – это предложение товаров и услуг предприятиями населению, государству и друг другу.
Кейнс установил, что основой успешной работы экономики является формирование эффективного спроса и составляющего его потребительского спроса, а также ключевого спроса:
CNP=C (потребности) +I (инвестиции) +G (государственные расходы) +NX (чистый экспорт).
Впервые о вмешательстве государства в экономику говорили еще институционалисты.
Предмет экономической теории:
Предметом исследования экономической теории в марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом является производственные отношения, а их основу составляют отношения собственности.
Это имело большое значение, так как из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, классовые конфликты и, как результат, необходимость диктатуры пролетариата, а, следовательно, господство административно-командной системы.
Производственные отношения – отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.
Георгий Валентинович Плеханов считал, что экономическая теория – это наука о развитии производственных отношений, и, в то же время, он различал собственно производственные отношений (отношения социально-экономические, имущественные, отношения собственности) и отношения производственно-организационные.
Для представителей меркантилизма предметом политической экономии являлось богатство, а источником его была торговля, а само богатство они отождествляли с деньгами и сокровищами различного рода.
Школа физиократов перенесла предмет политической экономии из сферы обращения в сферу производства. Это национальное богатство. Это было великим достижением того времени. Но они считали, что богатство создается только в сельском хозяйстве, а не во всей сфере производства.
Классическая школа расширила предмет политической экономии. Они исследовали условия производства и накопления (А. Смит), условия распределения (Рекардо) национального богатства, которое создается во всех отраслях материального производства.
Маршалл предметом политической экономии (экономической теории) считал исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества и частично человека (точнее стимулов и мотивов человека к труду).
Большинство современных экономистов признают экономическую теорию как универсальную науку о проблемах выбора ресурсов и экономического поведения человека.
По определению Добрынина, общая экономическая теория – общественная наука, изучающая поведение людей и групп людей в производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ при ограниченности ресурсов, вызывающем конкуренцию за их обладание.
Экономическая теория структурно включает в себя:
· Микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) – 80-начало 90-х годов 19 века.
· Макроэкономику или работу всех национальной экономической системы в целом – НХС (Национальная хозяйственная система) – 30-е годы 20 века.
· Мезоэкономику – поведение отдельных подсистем или отраслей национальной экономики.
· Метаэкономику – поведение всей экономической системы мира в целом.
Выделяют:
· сферу исследования: экономическая жизнь (среда), в которой происходит хозяйственная деятельность;
· объект – отдельные экономические явления, их исследование;
· субъект – человек или группа людей или само государство;
· предмет – жизнедеятельность отдельного «экономического человека» (Адам Смит), группы людей и государства и их экономического поведения.
Основные задачи экономической теории:
1) Описание экономической системы и явлений
2) Выявление их взаимосвязей, то есть изучение системы экономических явлений, процессов, законов.
Экономическая теория:
Экономическая теория является фундаментом многих наук – это отраслевые экономики (функциональные науки), финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, национальная экономика, прогнозирование.
Экономическая теория связана с отраслевыми науками, со статистикой, демографией, экономической географией.
Экономическая теория учитывает знания конкретных экономических наук, а также социологии, психологии. Без учета этих знаний полученные экономические выводы могут оказаться ошибочными и ложными.
Практическая значимость экономической теории в том, что они приводит к предвидению изменения экономических процессов, а, следовательно, приводит к действию. Например, так или иная школа привела к той или иной экономической политике государства.
Экономическая теория тесно связана с экономической политикой, то есть она должна лежать в ее основе.
Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ.
Экономическая политика должна отражать интересы общества и всех его социальных групп. Должна быть направлена на укрепление и развитие национальной экономики.
Методы экономический исследований:
Все методы можно разделить на 3 крупных группы:
1.Всеобщие методы (философские):
· Диалектический;
· Метафизический.
Лекция 3, 18 сентября 2008г.
2. Общенаучные методы:
- Исторический — изучение процессов и явлений в историческом плане. Такой подход позволяет увидеть конкретные особенности каждой системы, причем на каждом этапе ее развития. Экономические законы и принципы по-разному действуют, в зависимости от фактора времени (краткосрочные или долгосрочные).
- Логический — позволяет применять законы и формы правильного мышления, т.к. С их помощью достигают истинности суждений и умозаключений. Этот метод позволяет глубже понять причинно-следственные связи в экономике. Кроме того, экономическая наука использует различные формы познания( анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия).
а) Анализ — это такой метод познания, который предполагает разделение общего целого на отдельные составные части, а затем изучения каждой из этих частей. (К примеру, изучение законов, цен, потребностей и предпочтений — анализ спроса).
б) Синтез — этот метод основан на соединение отдельных частей в единое целое.
в) Индукция — этот метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. (Например, мы определяем для каждого потребителя ценность каждого последующего элемента товара, т.е. Готовы ли будут потребители и дальше потреблять этот товар в случае снижения цен)
г) Дедукция — метод, основанный на умозаключениях от общего к частному.
д) Аналогия — это такой метод, который предполагает перенос свойств с известного процесса или явления на неизвестное. При этом могут использоваться достижения в разных областях знаний.
е) Метод научной абстракции — состоит в выделении главного в объекте исследования и отделении второстепенного.
/с третьим проблемы…/
Специализация.
Состоит в выделении из определенной отрасли несколько других отраслей, т.к. разделение труда приводит к его дифференциации, что требует создания новых производств, выделившихся из определенного вида производства.
Она проводится в промышленности в 5 формах:
1. предметная – сосредоточение производства определенного вида продукции конечного потребления. Предметом такой специализации могут быть автомобильный завод.
2. подетальная – сосредоточение производства определенных деталей, агрегатов, заготовок.
3. технологическая(стадийная) – превращение отдельных фаз производства или операций в самостоятельные производства.
4. специализация вспомогательных и 5. межотраслевых производств, - например, ремонтные заводы или фирмы, или предприятия, выпускающие металлические детали.
Типы предприятий
Предприятия можно сгруппировать по различным критериям и признакам:
- по идам производимой продукции
- по приоритетным направлениям их работы
- по эффективности
- по степени специализации
- по региональной расположенности
- организационно правовым различиям
Рассмотрим более подробно классификацию по последнему признаку – институциональному:
Организационно правовые формы:
1) Хозяйственные товарищества и общества:
-полное товарищество
- товарищество на вере
- ООО
- Общество с дополнительной ответственностью
- Акционерное общество ( ЗАО и ОАО)
- Дочернее зависимое хозяйственное общество
2) Производственные кооперативы
3) Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
- унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления
4) Некоммерческие организации
Хозяйственные товарищества и общества
- это коммерческие организации с разделенными на доли вкладами участников (учредителями) установленным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет этого капитала и произведенная или приобретенная, в процессе хозяйственной деятельности, продукция, принадлежит этому обществу или товариществу на праве собственности.
Участниками товариществ на вере или полных товариществ могут быть ИП или коммерческие организации.
Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками товариществ на вере могут быть граждане и юридические лица.
Их основные права:
- Участвуют в управлении
- Могут получать информацию о работе товарищества или общества и знакомиться с его бух.книгами и другой документацией
- Могут принимать участие в распределении прибыли
- Могут получать, в случае ликвидации товарищества, часть имущества, оставшееся после расчетов с кредиторами.
Их обязанности:
- Вносить вклады в порядке, указанном в учредительных документах
- Не разглашать конфиденциальную информацию о работе товарищества или общества
- Выполнять другие обязанности, предусмотренные учредительными документами
Полное товарищество
Его участниками, в соответствии с заключенным между ними договором, занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность принадлежащим им имуществам. В учредительном договоре полного товарищества отражаются:
- Общие сведения и наименование юридического лица, место его нахождения и порядок управления
- Условия и размеры складочного капитала товарищества
- Порядок изменения долей и др
Управление полным товариществом проводится по общему согласию всех участников, если иное не отражено в учредительном договоре.
Прибыль полного товарищества участники разделяют между собой пропорционально их долям в складочном капитале.
Ликвидация полного товарищества проводится либо:
- По решению учредителей
- По решению суда
- В том случае, если в полном товариществе остаётся один участник, который вправе в течение 6-ти месяцев преобразовать полное товарищество в хозяйственное товарищество
Товарищество на вере (коммандитное товарищество)
Это товарищество, в котором наряду с участниками, от имени товарищества проводящее предпринимательскую деятельность и отвечают по обязательствам товарищества своим имуществом, имеются один или несколько участников – вкладчиков ( коммандиты ) , которые несут риск убытка соответственно суммам, внесенным ими в товарищество на вере, они не принимают участия в предпринимательской деятельности.
Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере.
ООО (общество с ограниченной ответственностью)
Образуются одним или несколькими лицами, при этом установочный капитал разделяет на доли, которые подтверждены учредительными документами
Участники ООО не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанных с работой ООО в пределе стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью
Учреждается одним или несколькими лицами, уставной капитал так же разделяется на доли, установленные учредительными документами, а участники такого общества несут субсидиарную ответственность своим имуществом, но в одинаковом для всех размере к стоимости их вкладов.
Акционерное общество
Уставной капитал разделен на определенное число акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанных с работой такого общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО бывают закрытыми и открытыми.
Дочернее хозяйственное общество
Общество, в котором другое общество или товарищество (основное) преобладает в уставном капитале или это преобладание может быть закреплено в основном договоре, это основное общество может отменять решения дочернего общества.
Производственный кооператив (артель)
Это добровольное объединение граждан на основе членства для проведения совместной производственной или иной деятельности. Как правило, это производство и переработка.
Его работа основана на личном участии граждан, входящих в производственный кооператив. Учредительный документ – устав. Участники кооператива определяют производственный пай.
Лекция 6.
РЫНОК
Рынок – это самая известная категория в экономической теории и важнейшее понятие хозяйственной практики. Бухарин определял рынок как «обратную сторону товарного производства», без товарного производства нет рынка. В нашей экон. литературе под рынком понимается обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. Рынок – совокупность экономических отношений, с помощью которых идёт обращение общественного продукта в товарно-денежной форме. Кроме того, рынок – это экономическая категория, которая представляет собой совокупность конкретных экономических отношений и связей между продавцами и покупателями.
Сущность рынка состоит в его функциях:
1. рынок соединяет сферы производства и потребления.
2. рынок является главным контролёром результатов производства, так как именно на рынке видно, соответствует ли объём и качество произведённой продукции потребностям покупателя.
3. рынок проводит экономическое стимулирование производства. Он заставляет производителей создавать необходимые потребителям товары с меньшими затратами.
4. обеспечивает пропорциональность в развитии регионов в условиях усиления разделения труда.
5. обеспечивает экоомические потребности – заставляет сокращать издержки обращения в сфере потребления и устанавливает пропорции между спросом населения и его зарплатой.
Понятия функций и роли рынка очень близки. Функции выражают сущность явлений и определяет роль категории рынка.
Роль рынка – это то, чему он способствует, а именно:
- даёт сигнал производству – в каком объёме, структуре и что следует производить;
- уравновешивает спрос и предложение;
- дифференцирует товаропроизводителей по эффективности работы;
- выполняет санитарную роль – санация – обеспечивает уход неконкурентоспособных предприятий.
Рынок – сложное явление, он не ограничивается экономической сферой.
Система и структура рынка.
Структура рынка – это его внутренний строй, порядок отдельных элементов и их удельный вес в общем объёме рынка. Существует классификация рынков по различным критериям.
Основная классификация – по объектам:
- рынок товаров и услуг (потребительский – продовольственные товары, бытовые, коммунальные, транспортные услуги)
- рынок рабочей силы (объект не свободной купли-продажи, а планового распределения. Сегодня каждый волен распоряжаться своей рабочей силой).
- рынок ценных бумаг (акции, облигации, ассигнации, векселя)
- рынок средств производства
- рынок жилья (изменился в связи с приватизацией гос. жилплощади).
По субъектам:
- рынок покупателей (предложение должно превышать спрос для возможности сравнения и выбора лучшего продукта/услуги. Высокая конкуренция, богатый ассортимент)
- рынок продавцов (предложение ограничено, минимальное значение качества продукции, ассортимент беден, конкуренция отсутствует)
- рынок промежуточных продавцов-посредников (совокупность экономических отношений лиц и организаций, которые перекупают продукцию для перепродажи, в связи с чем стоимость товара увеличивается.)
- рынок гос. учреждений (включает сумму актов купли-продажи гос.организаций, федерального правительства и местных органов власти).
По географическому положению:
- мировой
- национальный
- региональный
- местный (локальный).
По уровню насыщения:
- равновесный,
- дефицитный,
- избыточный.
По степени зрелости:
- неразвитый
- развитый
- формирующийся
По степени ограниченности конкуренции:
- свободный
- монополистический
- смешанный
- олигополистический.
По степени соответствия законодательству – легальный и нелегальный.
Условия возникновения рынка:
1. общественное разделение труда
2. специализация.
Разделение труда – обособление отличных друг от друга видов трудовой деятельности в процессе развития труда внутри общества. Дополнительное условие – 3. экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства, только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и как продавать продукцию. Для возникновения рынка какого-либо государства очень важно знать величину так называемых транзакционных издержек – возможность получения разрешения от муниципалитета, санэпидемстанции, сколько платить рэкету.
Если все эти издержки оказываются выше, чем предполагаемый доход, то рынок данного товара так и не будет создан.
Важное условие возникновения рынка – свободный обмен ресурсами, так как именно он даёт возможность сформировать свободные цены, а они в свою очередь, хозяйственным субъектам наиболее эффективные направления деятельности.
Важной характеристикой рынка является обмен товарами между производителями и потребителями. Товар – материальное изделие, предлагаемое рынку с целью его приобретения и дальнейшего использования. Важная характеристика товара – потребительская стоимость и меновая стоимость. Способность товара удовлетворять потребности человека – потребительнкая стоимость. Её имеют многие вещи. Не созданные трудом человека (дикорастущие ягоды, грибы). Но не всякая вещь, имеющая потребительную стоимость, является отваром – напр. натуральный продукт в натуральном хозяйстве. Для того, чтобы стать товаром, вещь должна быть предназначена для обмена.
В качестве товара выступают и услуги. Потребительная форма услуги не имеет вещной формы. Потребительная стоимость услуги - полезный эффект живого труда. Так как услуга не имеет вещной формы, её нельзя непосредственно накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства.
Меновая стоимость – способность товара к обмену в определённых количественных пропорциях. Необходимое условие обмена – различие потребительных стоимостей обмена товаров.
В экономической теории существуют разные теории стоимости.
1. трудовая теория стоимости – впервые её открыли Петти и Буагильбер. (Хотя везде написано Смит и Риккардо – прим.авт.) Труд есть актуальный принцип богатства – разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость, поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определённой пропорции.
2. Стоимость товара создаётся общественным трудом производителя. Общественный изготовитель рыночного продукта создаёт его для других людей. Стоимость – воплощённый в товаре общественный труд. Равенство продуктов по стоимости обозначает, что в них заложен одинаковое количество труда.
3. труд измеряется с помощью рабочего времени.
4. на изделие одного вида и качества устанавливается рыночная стоимость, которая соответствует нормальным условиям производства и средним трудовым усилиям.
Нетрудовая теория стоимости построена на теории предельной полезности – австрийская школа маржинализма. Менгер даёт субъективную трактовку ценности – это суждение, которое имеют хозяйствующие люди о находящихся в их распоряжении благах.
1. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами блага. Сам покупатель дает свою субъективную оценку роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.
2. Полезные блага подразделяются на два вида:
· имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.). Эти вещи люди не считают полезными для себя, поскольку они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей;
· являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность.
На практике, пожалуй, важно, что сравнительная редкость благ должна приниматься в расчет при установлении цен. Именно так это происходит, например, при ценообразовании на продукцию земледелия, где имеется сравнительно мало хороших по качеству земельных участков. Еще в большей мере уникальность некоторых благ оказывает воздействие на цены, когда на аукционах продаются раритеты.
3. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение. Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съедает первый ломоть хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба до тех пор, пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.
4. Ценность благ определяет предельная полезность, то есть субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.
Предельная полезность, а следовательно, и ценность блага, зависит от «запаса» (наличного количества) данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается «запас», то предельная полезность вещи снижается. Когда «запас» уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной цены продукта, которая прямо зависит от его предельной полезности. Похоже, что рыночная практика подтверждает данную зависимость. Так, в условиях относительной недостаточности какого-то продукта (уменьшения его «запаса») цена устанавливается на более высоком уровне, что, по существу, оправдывает покупку «предельного продукта».
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА
В 40 годы ХХ века на западе под инфраструктурой понимали совокупность отраслей, обслуживающих нормативную работу отраслей материального производства.
Применительно к рынку – это совокупность организационно-правовых форм, помогающих движению товаров и услуг, а так же это акты купли-продажи. Другими словами, это совокупность институтов, служб, систем и предприятий, обслуживающих рынок. Они выполняют определённые функции с целью доведения товара до потребителя.
Основные элементы инфраструктуры современного рынка:
1. валютные, фондовые биржи, их организационное оформление и посредничество.
2. аукционы, ярмарки, другие формы небиржевой торговли
3. кредитная система и коммерческие банки,
4. эмиссионная система и эмиссионные банки
5. система обеспечения занятости населения и центры содержания занятости, государственные и частные.
6. информационные технологии и средства коммуникации.
7. система страхования коммерческого и хозяйственного риска
8. налоговая система и налоговая инспекция
9. специальные рекламные агентства, информцентры
10. торговые палаты и другие добровольные и государственные ассоциации
11. таможенная система
12. профсоюзы
13. коммерческо-выставочные комплексы
14. система высшего и среднего образования
15. консалтинговые и аудиторские компании
16. специализированные зоны свободного предпринимательства.
ФУНКЦИИ инфраструктуры рынка:
ü облегчить участникам рыночных отношений реализацию их товаров
ü повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов и системы.
ü Организационное оформление сделок облегчение форм контроля над деятельностью субъектов рынка (юридического и экономического).
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1. БИРЖА. Возникает в 16 веке, Антверпен, дальше – Лондон, Нью-Йорк (18 век).
В России – Петр !, 1703, СПб. Однако объективные условия в России возникли только после отмены крепостного права. Во времена НЭПа- около 100 бирж, все закрыты в 1930.
Биржа – организованная форма торговли массовыми стандартизированными товарами, или систематичные операции по купле-продаже валюты, рабочей силы и ценных бумаг. В настоящее время биржа – государственная или акционерная организация, которая выполняет функции:
- выступает местом для торговли;
- организация биржевого торга
- установление правил торговли, в т.ч. стандартов на продукцию, реализуемую на бирже
- разработка пакетов документов – типовых контрактов – по сделкам купли-продажи
- арбитраж споров
- предоставление гарантий при сделках с ценными бумагами и товарами, получение за счёт этого компенсации.
- информационная деятельность
Сделка – соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара сопровождается переходом финансовых документов от одноголица к другому.
2. Консалтинговые компании работают специализированно в области теории и практики рынка и бизнеса. По запросам предприятий консультируют по экономическим и юридическим услугам. Кроме того, оказывают услуги по исследованию и прогнозу динамики рынка.
3. Аудиторские компании – комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы на рынке, позволяет оценивать возможности фирмы. Независимая проверка, проводится по инициативе власти/руководителей бизнеса. Выделяют «аудит по закону» - юридически обоснованная норма, проводится при получении кредита.
Функции аудита расширены – операционный аудит схож с консультацией компании по вопросам управления; - аудит соответствия деятельности компании правилам и законам.
4. Свободные экономические зоны – имеют большое значение для развития рынка и формирования рыночной экономики. Основная задача – дать толчок к развитию данной территории и привлечь иностранный капитал, инвестиции, поэтому даются льготы по аренде, налогам и т.д.. В нашей экономической литературе 1. зоны свободного предпринимательства; 2. зоны свободной торговли; 3. экспортно-производственные зоны; 4. свободные порты и т.д.
В ЦЕЛОМ, к инфраструктуре рынка относятся:
· Товарные биржи, предприятия оптовой торговли, ярмарки, аукционы, посреднические фирмы. – РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ;
· Банки, страховые компании, фонды, фондовые биржи – ДЕНЕЖНЫЙ, ФОНДОВЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЫНОК
· Биржи труда – РЫНОК ТРУДА
· Информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, аудит, консалтинг.
Предпринимательская деятельность – тезисно
Лекция № 10.
Конъюнктура рынка – это совокупность сложившихся условий на рынке в каждый данный момент, т.е условий при которых происходит процесс реализации товаров и услуг.
К.р. определяется экономическими показателями, которые характеризуют состояние рынка, а именно:
- соотношение спроса и предложения
- уровень цен
- ёмкость рынка
- платёжеспособность населения
- состояние товарных запасов
К.р. следует отличать от конъюнктуры народного хозяйства. Последняя представляет собой совокупность экономических условий и признаков, определяющих процесс общественного воспроизводства в целом.
Колебания в прибыли называют барометром рынка, т.к. именно прибыль даёт сигнал производству. В свою очередь, прибыль зависит от цен, роста объёма производства и скорости оборота капитала. В основе работы рыноч. Мех-ма лежат законы стоимости, ценности и полезности. Они же реализуются через различные типы цен:
- эквивалентного обмена
- равновесные
- дисквивалеционные и т.д..
Конкуренция – один из важнейших инструментов рыночного механизма.
Это соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, купли- продажи товаров. Она является силой, которая обеспечивает взаимодействие спроса и предложения, в результате чего складывается уравновешенная рыночная цена.
Существует конкуренция между продавцами и покупателями. Покупатели стремятся купить товары по меньшей цене, а продавцы хотят продать его подороже. Следовательно, главным в конкуренции является соперничество продавцов и покупателей, которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цен. В результате этого соперничества устанавливается общая цена на однородные товары. Чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение товара превышает спрос. Цены п