Третье направление – повышение эффективности государственной поддержки семьи.
Семья как объект государственной социальной поддержки на перспективу определяется как приоритет социальной политики. Качество системы социальной защиты должно выйти на уровень, обеспечивающий уровень жизни, достаточный для социальной самореализации и адаптации семей с детьми. Достижение системности, комплексности и широкого партнерства в реализации мер государственной поддержки семьи и вмешательство в семейное неблагополучие на ранних стадиях обеспечит условия для наилучшего выполнения семьей репродуктивных и экономических функций, функций адаптации и защиты, социализации и психологической поддержки, снизит уровень семейного неблагополучия и социальных рисков.
Организационное и нормативное оформление системы социального сопровождения семьи и обеспечение результативности мер ее поддержки предполагается обеспечить решением следующих задач:
формирование организационных и правовых механизмов сетевого взаимодействия федеральных, областных и местных социальных структур, институтов гражданского общества в сфере поддержки семьи;
развитие профилактического и интервенционного потенциала социальных служб;
переход к индивидуальному социальному сопровождению ребенка и семей через совершенствование института сопровождения трудных жизненных ситуаций;
отработка и реализация технологии кейс-менеджмента в социальном обслуживании семей;
полное завершение процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей;
разработка мер и механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и развитие системы предоставления мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.
Четвертое направление – создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных категорий населения.
К 2025 году будет полностью завершен процесс модернизации и развития областной системы социальной интеграции инвалидов и созданы базовые условия безбарьерной среды.
В предстоящий период предполагается решение следующих задач:
создание доступной инфраструктуры, в первую очередь обеспечение доступности социально значимых объектов, посредством применения универсального дизайна не только на стадии проектирования объектов, но и на стадии проектирования инфраструктуры, окружающей эти объекты;
организационное и нормативное оформление областной системы комплексной реабилитации и интеграции инвалидов и ее практическая апробация;
обеспечение инвалидов, в том числе детей-инвалидов, средствами реабилитации и реабилитационными мероприятиями в соответствии с индивидуальной жизненной ситуацией и интеграционным потенциалом;
формирование областной информационно-консультационной системы по реабилитации;
формирование системы общественного контроля за нарушением прав и отстаиванием интересов инвалидов;
развитие сети реабилитационных учреждений для инвалидов трудоспособного возраста;
проведение широкомасштабной кампании по формированию общественного мнения о проблемах и потребностях инвалидов с привлечением средств массовой информации.
Образование
Стратегия в сфере образования направлена на обеспечение инновационного развития экономики и соответствуют задачам, поставленным перед системой образования Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года, национальной образовательной инициативой
«Наша новая школа», Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы.
Стратегической целью государственной политики в области образованияявляетсяобеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.
Обеспечение инновационного характера базового образования за счет:
создания мобильной структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе моделей школ полного дня, школ различных ступеней обучения, школ с инклюзивным обучением детей-инвалидов, моделей базовых школ, ресурсных центров, инновационных учреждений с профильным обучением иностранных языков и информационно-коммуникационных технологий;
перехода на новые образовательные стандарты, внедрения образовательных программ, ориентированных на индивидуализацию, практические навыки и фундаментальные умения;
обновления механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.
Модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе путем создания:
системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
инновационных воспитательных моделей, обеспечивающих формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества;
модели развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности;
модели формирования культуры здорового образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;
системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
системы мониторинга здоровья обучающихся;
образовательной и физической среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
образовательной и организационно-правовой модели, обеспечивающей успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров за счет:
формирования областной системы прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах, предусматривающей разработку среднесрочных и долгосрочных прогнозов кадровых потребностей экономики области на основе современных методик и формирование ежегодного областного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров всех уровней профессионального образования;
формирования на основе вузов области отраслевых кластеров учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, взаимодействующих с ведущими отраслевыми предприятиями в реализации инновационных научно-образовательных проектов и подготовке кадров всех уровней профессионального образования;
создания во взаимодействии с работодателями системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;
создания механизмов кооперирования учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двухсторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий.
Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей путем создания:
прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;
прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;
механизмов компетентностного подхода в оценке образовательных достижений обучающихся через обеспечение взаимосвязи академических знаний и практических умений;
независимой областной системы оценки качества профессионального образования с участием работодателей, включая сертификацию квалификаций выпускников учреждений профессионального образования на базе отраслевых сертификационных центров с учетом интеграции требований федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов.
К 2025 году необходимо обеспечить следующие целевые значения важнейших индикаторов, характеризующих состояние системы образования области:
увеличение доли детей дошкольного возраста, имеющих возможность получать услуги дошкольного образования, от общего количества детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет с 80 процентов в 2009 году, с 81 процента –
в 2010 году до 100 процентов – в 2015, 2020 и в 2025 годах;
увеличение доли учреждений, реализующих развивающие общеобразовательные программы дошкольного образования, с 25 процентов
в 2009 году, с 30 процентов – в 2010 году до 100 процентов – в 2015, 2020 и 2025 годах;
увеличение доли общеобразовательных учреждений, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов,
с 10 процентов в 2009 и 2010 году до 30 процентов в 2015 году,
70 процентов – в 2020 году и 100 процентов – в 2025 году;
увеличение доли учащихся образовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, с 0 процентов в 2009 году, 2,5 процента –
в 2010 году до 43 процентов – в 2015 году и 100 процентов – в 2020 и
в 2025 году (в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» новые стандарты будут введены до 2020 года.
До 2015 года планируется завершить переход на новые образовательные стандарты в начальной школе (43 процента обучающихся);
увеличение доли обучающихся, охваченных системным мониторингом здоровья и физического развития, с 2,2 процента в 2009 и 2010 году
до 30 процентов – в 2015 году и 100 процентов – в 2020 и в 2025 году (планируется приобретение диагностического оборудования для проведения мониторинговых исследований во всех общеобразовательных учреждениях);
увеличение доли муниципальных районов (городских округов), где созданы современные муниципальные модели организации школьного питания с 0 процентов в 2009 и 2010 годах до 26 процентов – в 2015 году, 50 процентов – в 2020 году и 100 процентов – в 2025 году;
увеличение количества многоуровневых комплексов довузовского профессионального образования в статусе ресурсных центров подготовки кадров для приоритетных секторов развития экономики области
с 1 в 2009 году до 5 – в 2015 году, 10 – в 2020 году и 13 – в 2025 году;
увеличение доли основных образовательных программ довузовского профессионального образования, прошедших экспертизу работодателей,
от общего количества программ, реализуемых в системе профессионального образования области, с 15 процентов в 2009 году, 50 процентов – в 2010 году до 100 процентов – в 2015, 2020 и 2025 годах;
создание трех отраслевых экспертно-методических центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций к 2015 году и увеличение их количества до 4 – к 2020 году и 5 – к 2025 году;
увеличение доли выпускников учреждений довузовского профессионального образования, успешно прошедших сертификацию профессиональных квалификаций в приоритетных секторах развития экономики, в общей численности выпускников с 2 процентов в 2009 году,
3 процента – в 2010 году, до 20 процентов – в 2015 году, до 50 процентов –
в 2020 году и 70 процентов – в 2025 году.
Молодежная политика
Стратегия в сфере молодежной политики направлена на активное включение молодежи в процесс развития страны, предусмотренное Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Стратегической целью государственной политики в области молодежной политикиявляетсясоздание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития области.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития.
создание условий для развития добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи;
выработка и развитие эффективных форм взаимодействия с детскими и молодёжными общественными объединениями по реализации областной молодёжной политики, активизация участия молодежи в деятельности таких организаций;
распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечения молодых людей в деятельность органов самоуправления;
укрепление материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширение их сети, модернизация системы повышения квалификации специалистов по работе с молодежью;
развитие эффективных форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов и других форм занятости молодежи, эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
поддержка и формирование стремления молодежи к здоровому и трезвому образу жизни.
Обеспечение поддержки научной, инновационной, творческой и предпринимательской активности молодежи.
обеспечение увеличения количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, научные олимпиады), расширение перечня конкурсов и совершенствование методик отбора;
создание и развитие системы «социальных лифтов» (поддержки и сопровождения) лауреатов премий и талантливой молодежи, адресная государственная поддержка учреждений, общественных объединений и наставников, их подготовивших, расширение практики предоставления грантов и субсидий;
расширение перечня мероприятий по развитию инновационной и предпринимательской активности молодежи, совершенствование форм организационного и материального стимулирования.
Развитие системы патриотического воспитания детей и молодежи Саратовской области, способствующей формированию социально активной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовой к их защите.
воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженным Силам Российской Федерации;
развитие системы массовых прикладных и военно-технических видов спорта, обеспечение доступности занятий авиационными, судо- и радиотехническими, военно-прикладными видами спорта;
поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества.
К 2025 году необходимо обеспечить следующие целевые значения важнейших индикаторов, характеризующих состояние системы молодежной политики области:
увеличение доли молодежи, принимающей участие в волонтерской деятельности, в общей численности молодежи области с 3 процентов
в 2009 и 2010 годах до 20 процентов в 2015 году, 22 процентов – в 2020 году, 25 процентов – в 2025 году;
увеличение доли муниципальных районов (городских округов) области, где созданы учреждения по работе с молодежью, с 43 процентов
в 2009 и 2010 годах до 90 процентов в 2015 году, 100 процентов в 2020 и 2025 годах.
Физическая культура и спорт
Стратегической целью развития физической культуры и спорта является создание доступной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, обеспечивающей весь спектр потребностей спортсменов и интересов населения области, формирование системы внешней и внутренней мотивации ведения здорового образа жизни, повышение конкурентоспособности саратовских спортсменов.
Достижение основной цели предполагает решение следующих задач:
эффективное использование имеющейся материально-технической базы физической культуры и спорта, разработка и внедрение новейших технологий в процессе физического воспитания и образования, а также развитие массового спорта среди подрастающего поколения;
расширение кадрового потенциала – преподавателей, тренеров, специалистов физической культуры и спорта, работающих в образовательных учреждениях;
формирование внутренних установок для ведения здорового образа жизни за счет осуществления комплексной работы по информационной, просветительской пропаганде через печатные средства массовой информации, Интернет, образовательные учреждения всех уровней;
совершенствование форм и организации управления развитием физической культуры и спорта в Саратове и в муниципальных районах;
создание условий и разработка стимулов для значительного увеличения числа лиц, самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;
развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности. Для достижения поставленных задач необходимо построить
35 спортивных комплексов с плавательными бассейнами и спортивными залами, 46 спортивных залов и 105 плоскостных спортивных сооружений.
Планируется строительство до 2020 года:
20 комплексов с плавательными бассейнами и спортивными залами
42 х 24 м;
30 спортивных залов размерами 30 х 15 м;
90 плоскостных спортивных сооружений размерами 30 х 60 м.
С 2021 по 2025 годы планируется построить аналогичные спортивные сооружения: 15 комплексов с плавательными бассейнами и спортивными залами; 16 спортивных залов; 15 плоскостных спортивных сооружений.
В ходе реализации поставленных задач в области будет создана целостная система развития физической культуры и спорта, которая позволит сохранить и укрепить здоровье населения области и достичь следующих результатов (табл. 3.1).
Таблица 3.1