Вот как это учтено в статьях закона.
Статья 2. Основные понятия
риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;
Статья 7. Содержание и применение технических регламентов
1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений;
биологическую безопасность; взрывобезопасность;
механическую безопасность; пожарную безопасность;
промышленную безопасность;
термическую безопасность;
химическую безопасность;
электрическую безопасность;
ядерную и радиационную безопасность;
электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
единство измерений.
3. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
5. В технических регламентах с учетом степени риска причинения вредамогут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
Одно лишь существование проблемы не обязательно означает однозначное вмешательство органов власти и, прежде всего, правительства. Поэтому перед принятием такого решения должны бытьрассмотрены различные варианты решения проблемы (как регламентирующие, так и нерегламентирующие). Эти варианты рассмотрены в следующем разделе.
Ключевые вопросы при идентификации проблемы:
· Какие цели преследует правительство?
· В чем суть проблемы?
· Каковы истоки проблемы?
· Насколько значима проблема?
· Кого она затрагивает?
· Почему рынок сам не может решить эту проблему?
· Почему требуется вмешательство правительства?
Варианты решения проблемы
Признав, что допустимо в какой-то форме вмешательство оврганов власти, важно точно обозначить цели такой политики. Эти цели или задачи должны быть сфокусированы в большей степени на результатах, а не на средствах для их достижения, для чего необходимо проанализировать все альтернативные варианты. Знание истоков рассматриваемой проблемы поможет оценить, какая альтернатива наилучшим образом приблизит к решению поставленных задач.
Чтобы быть уверенным, что какое-либо вмешательство органов власти принесет максимально возможный положительный результат, необходимо удостовериться, что все возможные варианты проанализированы и оценены.
Помимо введения технических регламентов существует ряд других доступных инструментов, которые также должны быть рассмотрены.
Такие альтернативные решения могут включать:
· состояние статус-кво;
· использование общего законодательства;
· образовательные программы;
· добровольные стандарты;
· экономические инструменты (налоги, продажа прав собственности);
· законы о страховании и ответственности;
· кодексы поведения и установившейся практики;
· промышленное саморегулирование и совместное регулирование.
Перед принятием решения о введении технических регламентов необходимо рассмотреть различные альтернативные механизмы, способные преодолеть существующую проблему. При оценке альтернативных механизмов необходимо четко идентифицировать возможные ограничения (законодательные или фискальные). Каждый из вариантов следует затем четко взвесить с точки зрения затрат и выгод. Выбранный вариант должен обеспечивать либо максимум выгод, либо минимум затрат для общества.
В рассматриваемый набор вариантов очень важно включить состояниестатус-кво (оставить все как есть), чтобы быть уверенным, что никакой из выбранных вариантов не окажется в действительности хуже для страны, чем статус-кво.
Анализ проблемы и предварительный анализ вариантов должны прояснить какие варианты в принципе являются приемлемыми. Это избавит от необходимости проводить детальный анализ каждого варианта.
Когда все приемлемые варианты будут рассмотрены, нужно выбрать тот вариант, который по сравнению с другими вариантами обеспечит для страны либо минимум затрат, либо максимум выгод. Это и будет наиболее предпочтительный вариант.
Ключевые вопросы по вариантам решения проблемы:
· Какие существуют альтернативы техническим регламентам для решения проблемы?
· Существуют ли какие-либо ограничения, которые делают некоторые альтернативы нежелательными или невозможными?
· Обеспечивает ли введение технических регламентов минимум затрат либо максимум выгод для общества по сравнению с другими вариантами?