Структура концепции развития региона
Сравнительно-географический метод
Это метод сопоставления стран, регионов, городов, результатов хоз-ной деятельности, демографических особенностей.
Он заменяет эксперимент.
Позволяет определить причины, оценить влияние условий и факторов на развитие изучаемых объектов.
Сравнение м\б в пространстве или во времени.
Метод явл. основой для прогнозирования.
Его подразделяют на 3 части:
региональный метод - исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения общественного производства в региональном развитии;
отраслевой метод - исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение развития и размещения общественного производства в отраслевом разрезе;
местный метод - исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам.
Статистический метод
В 70—90-е годы было опубликовано значительное число работ, посвященных методам обработки статистических данных. Одним из распространенных методов анализа многомерной информации является факторный анализ, или кластер-анализ. Он состоит в переходе к малому числу латентных (скрытых) переменных (факторов) и в классификации объектов по этим факторам.
Одним из первых видов статистических моделей, используемых в региональных исследованиях, была модель так называемой экономической базы. Она была сформулирована ученым Г. Хойтом (США) в 30-е годы и была использована за 40 лет в более чем 100 отдельных региональных исследованиях США.
Модели экономической базы достаточно просты как по теоретическому обоснованию, так и по разработке. Для их построения необходимы только показатели экономической активности (в основном показатели занятости) за два периода времени. Анализ экономической базы является ускоренным методом прогнозирования регионального экономического роста, при этом используется упрощенная теория роста, а потребности в информации минимальны. Полученные результаты сводятся лишь к прогнозированию развития базисного и обслуживающего секторов.
Представляет собой обобщение и анализ стат инфы о явлениях,присущих изучаемой территории.
Сущность закл в том, что по опр кол-ым и кач-ым признакам выделяются группы\части. Примен-ся для изучения структуры соц-эк явлений, происходящих в регионе, а так же изм-ий, характерных для него в опр период времени.
Циклический метод
К ряду локальных воспроизводственных циклов необходимо отнести:
• использование природных ресурсов;
• использование трудовых ресурсов;
• топливно-энергетический цикл;
• химико-лесной цикл;
• инвестиционно-строительный цикл;
¨ агропромышленный цикл;
• денежно-финансовый цикл;
• цикл производственной инфраструктуры;
• цикл институционально-информационной инфраструктуры;
• цикл производства непродовольственных товаров для населения.
Все названные циклы могут рассматриваться как самостоятельные структуры со своими целями и задачами, но при этом они естественным образом взаимодействуют на одной территории, связывая интересы хозяйствующих субъектов региона с задачами его развития. Способствуя решению ряда общерегиональных проблем, они одновременно расширяют реальные возможности отдельных предприятий и организаций, предоставляя им инфраструктурные услуги и обеспечивая повышение уровня жизни населения.
Результатами управления воспроизводственными циклами с высоким уровнем локализации и в целом региональным воспроизводственным циклом являются комплексное экономическое и социальное развитие региона, формирование пропорций, отвечающих задачам структурной перестройки экономики, охраны окружающей среды, социальной защиты населения.
7. Метод "затраты-выпуск" или метод разработки межотраслевого баланса
Метод "затраты-выпуск" в региональном варианте позволяет объяснить пространственное распределение производства и потребления различных товаров и услуг. Он может использоваться для расчета количества товаров и услуг, которые должны быть произведены и потреблены каждой отраслью при условии сбалансированности суммарного спроса на каждый продукт и суммарного объема его выпуска. Динамическая модель матрицы может служить для прогнозирования объема и структуры производства в зависимости от изменения конечного спроса.
Использование в региональном экономическом анализе матрицы "затраты-выпуск" позволяет решить проблему построения сводных показателей регионального воспроизводства на качественно новом уровне.
Межрегиональные связи
Пространство национальной экономики России включает в себя определенные территориальные образования – регионы, районы, поселения, которые отличаются уровнем социально-экономического развития, доминирующей отраслевой специализацией, конкретным природным и климатическим потенциалом. Несмотря на значительные особенности структурных единиц национальной экономики, они тесно между собой взаимосвязаны.
В процессе длительного совместного функционирования регионов между ними образовались определенные устойчивые социально-экономические связи и характерные процессы взаимодействия, например территориальное разделение труда, специализация в составе хозяйственного комплекса национальной экономики.
Функциональное состояние пространства экономики региона состоит из социально-экономического взаимодействия между различными регионами. Для него характерны два типа взаимодействий – внутрирегиональное и межрегиональное.
Межрегиональный тип взаимодействия включает совокупность связей региона с хозяйственными единицами, не входящими в его состав. Степень его развитости и масштабы определяют открытость региона для взаимодействия. Внутрирегиональный тип взаимодействий связан с взаимодействием хозяйственных единиц, входящих в состав одного региона. Он частично входит в межрегиональный тип и в некоторой степени составляет его основу. Присутствие всех эти типов взаимодействия определяет экономику региона как социально-экономически целостную.
Экономика региона представляет собой открытую экономическую систему. Увеличение степени ее открытости связано с активизацией процессов глобализации, интеграции и коммуникации. Наблюдается увеличение зависимости экономики региона от межрегиональных связей. Межрегиональные связи оказывают большое воздействие на характер протекающих экономических процессов, а их совокупный объем по некоторым параметрам сопоставим с масштабами производства и потребления.
В результате проводимых экономических реформ сформировались следующие негативные тенденции межрегиональных хозяйственных связей:
ослабление межрегиональных связей, обусловленное спадом объемов производства регионов;
уменьшение количества межрегиональных связей по причине увеличения степени ориентации многих регионов на экспорт сырья за границу.
Большое значение в ослаблении межрегиональных связей имеет глобальный рост тарифов на транспортные перевозки и общее сокращение объемов производства.
В целях определения количественной зависимости региона от динамики внешних связей применяется специализированная экономико-математическая модель расчета. Это оптимизационная статистическая отраслевая модель межотраслевого баланса региональной экономики. Она позволяет вполне достоверно определить зависимость динамики уровня внешних связей от объемов внутреннего конечного продукта. Внешние связи региона включают как межрегиональные, так и международные связи.
По степени зависимости регионов выделяют следующие их группы:
независимые. В эту группу входит Уральский регион, так как конечный объем производственной продукции минимально зависим от изменений национальной экономики;
устойчивые. Эта группа достаточно обширна, и в нее входят Северный, Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Северо-Западный регионы. Для них изменения национальной экономики не приведут к существенным трансформациям экономики региона, но одновременно с этим экономическая конъюнктура, как и для всех хозяйственных субъектов, имеет для них большое значение;
зависимые. В эту группу входит Центрально-Черноземный район, для которого изменение объема внешних связей вызывает уменьшение конечного внутреннего продукта.
Современное состояние национальной экономики ставит регионы перед необходимостью выбора одной из стратегий своего поведения по отношению к межрегиональным связям. Подобного рода выбор обусловлен существующими функциональными различиями регионов между собой.
По отношению к межрегиональным социально-экономическим связям регионом может быть принята одна из следующих стратегий:
закрытая, т. е. формирование экономики региона в качестве замкнутой хозяйственной системы. В этом случае искусственно устанавливается режим функционирования экономики региона, при котором существует разрыв в объемах производства продукции экономикой региона и внешних экономических связей. Объем вывоза из региона и ввоза сводится к минимальным показателям;
открытая, т. е. увеличение степени открытости хозяйственной системы региона к внешним связям как с другими регионами, так и с мировыми рынками. Она предполагает определение структуры и объемов производства на основании ориентации на межрегиональные связи.
Реализация закрытой стратегии имеет для экономики региона негативные последствия, а именно приведет к экономическому спаду. Открытая стратегия одновременно с ослаблением связей между регионами является наиболее оптимальной для большинства регионов. При ее использовании будет происходить постепенное увеличение валового регионального продукта за счет активизации вывоза сырья в другие регионы. Вместе с тем не все регионы могут осуществить переход к этой стратегии, так как это связано с низкой конкурентоспособностью производимой ими продукции.
Одновременное практическое использование этих стратегий в условиях ослабления межрегиональных хозяйственных связей приведет к нарушению целостности единого экономического пространства.
Основными межрегиональными социально-экономическими процессами являются:
глобализация и интеграция. В результате активизации этого процесса все более усиливается унификация хозяйственных систем регионов, которая наибольшее развитие получила в рамках ЕЭС. Примером этому может послужить создание ассоциаций сотрудничества некоторых регионов с Финляндией, Казахстаном, Белоруссией и Украиной на основании взаимных экономических интересов. Основу экономической интеграции составляет взаимная заинтересованность регионов в равноправных и эффективных хозяйственных связях. Высокая степень интеграции повышает степень эффективности функционирования экономики региона. Так как основными субъектами межрегиональной интеграции становятся хозяйственные единицы, то задача государственной экономической политики сводится к формированию условий для активизации этого процесса. Действенные шаги в этом направлении связаны с созданием межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, которые интегрируют на более глобальном уровне экономические интересы нескольких регионов;
региональное разделение труда, что находит свое проявление в закреплении определенной производственной деятельности за определенными регионами. Специфика межрегионального разделения общественного труда связана с конкретной промышленной специализацией регионов и определяется уровнем развития общественного производства. В его формировании большое значение имеет и географический фактор;
специализация регионов, прежде всего связанная с возможностями региональной хозяйственной системы производить определенный вид благ более эффективно. Большое значение в этом имеет и возможность значительного снижения себестоимости продукции за счет имеющегося у региона природного, ресурсного и экономического потенциала. Специализация региона связана с преобладающей концентрацией на его территории определенных типов производств, продукция которых позволяет удовлетворить не только потребности внутренних рынков, но и направить ее на экспорт;
формирование интегрированных хозяйственных единиц, основными формами которых являются финансово-промышленные группы, процесс развития которых происходит достаточно динамично. Они являются более эффективной формой воспроизводства и обращения финансового, промышленного и торгового капитала, его накопления, концентрации и инвестирования в приоритетные отрасли российской экономики. Значительна их роль и в повышении конкурентоспособности экономики регионов не только в рамках национальной экономики, но и на международном уровне;
выделение свободных экономических зон в целях создания благоприятных условий для иностранных инвестиций, увеличения и диверсификации экспорта. Необходимость их создания связана с наличием конкурентных преимуществ у некоторых регионов на международном рынке.
Характер протекания и состав межрегиональных социально-экономических процессов разнообразен, но именно они формируют основу национальной экономики.
Региональный рынок труда
Объективной основой организации экономики по территории служит общественное разделение труда, которое способствует удовлетворению материальных потребностей общества и ведет к повышению производительности общественного труда. Территориальное, как и отраслевое разделение труда характеризуется экономической системой, производящей и обменивающей продукцию. В первом случае составными звеньями такой системы служат отраслевые единицы, во втором Ц территориальные. Материальными элементами разделения труда между районами и странами являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, индустриальные центры, узлы и районы, сельскохозяйственные зоны, населенные пункты, транспортная сеть, территориально производственные комплексы, экономические районы и зоны.
Общественное территориальное разделение труда, закрепляющее определенные производства за определенными странами и районами, проявляется как в размещении отдельных отраслей хозяйства, формировании их производственных и сбытовых зон, так и специализации стран, экономических районов и других территориальных единиц, особом сочетании их отраслей, а также в межгосударственных, межрайонных и внутрирайонных хозяйственных связях. Тем самым разделение труда выступает в двух неразрывно связанных между собой формах Цразмещенческо-отраслевой и районно-комплексной.
Межрайонное и межгосударственное разделение общественного труда, отражаемое в производственной специализации районов и стран, их хозяйственных отношениях, не является простым результатом взаимодействия общества и природы. В действительности оно находится в непосредственной связи с разделением труда вообще, имеет исторически определенный характер. Территориальное разделение труда является формой развития общественного производства в целом, а поэтому, как способ производства, должно рассматриваться в единстве двух его сторон Ц производительных сил и производственных отношений .
Естественной основой территориального разделения труда являются пространственный фактор и различия в природных условиях. Особое значение разделение труда имеет для России с ее огромной территорией, богатейшим и разнообразным природно-ресурсным потенциалом.
Территориальное разделение труда сопровождается возникновением целостных, взаимосвязанных территориально-производственных общностей и имеет в своей основе ряд объективных закономерностей.
Процесс постоянного усложнения общественного разделения труда приводит к тому, что отраслям и производствам, по которым специализируется определенная территория, прибавляются отрасли, непосредственно связанные с ними (вспомогательные производства) и их размещение в территориальной отдаленности нецелесообразно. Кроме того, ряд вспомогательных производств отпочковывается от существующих на данной территории отраслей специализации.
Имеется определенная тенденция выравнивания структур потребления, особенно личного потребления, по различным территориальным ячейкам. Это приводит к тому, что в целях обеспечения потребностей населения возникают производства, которые также нецелесообразно разделять территориально.
С социальной точки зрения наблюдается устойчивая закономерность в том, что основная производительная сила Ц люди Ц стремятся жить не изолированно, а в форме определенных мощностей, причем наблюдается также устойчивая тенденция к концентрации населения.
Объективные процессы концентрации и диверсификации производства проявляются, в частности, в том, что постоянно усиливается территориальная концентрация и комплексность производства в рамках территориальных ячеек
Региональный рынок земли
Среди всей совокупности природных ресурсов, которыми могут располагать регионы, земля является одним из важнейших. Этот природный ресурс – достояние каждой территории. Кроме того, состояние земельных отношений является важнейшим показателем степени децентрализации государственного управления и действенности региональной политики. Система современных земельных отношений не сводится только к операциям купли-продажи земли. Земельный рынок – это часть системы земельных отношений, регуляторами которой являются: право собственности (владения, пользования, распоряжения); возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и т. д.); конкуренция (свободный выбор участника); денежная оценка и свободно складывающиеся цены на землю; законодательное закрепление данных регуляторов. При этом земля – специфический предмет рыночных отношений. Через систему купли-продажи в каждый конкретный период времени проходит лишь малая часть земельного фонда, а некоторая его часть (например, особо охраняемые территории) вообще из этой системы исключена. Этим земельные ресурсы коренным образом отличаются от прочих. Характерной теоретической особенностью предложения земли является нулевая эластичность кривой предложения. Дело в том, что землевладелец, владеющий определенным количеством земли и заинтересованный в максимизации своего дохода, будет предоставлять землю желающим ее купить практически за любую плату. Даже если плата мала, землевладелец заинтересован в предоставлении всей имеющейся у него земли, так как в противном случае с непредоставленных участков он вообще не будет получать дохода. В общем случае можно выделить два элемента региональной земельной политики: а) административное и законодательное регулирование в интересах территории путем формирования обязательных условий, на которых могут состояться аренда, продажа, залог земли и т. д.; б) экономическое регулирование, прежде всего земельные налоги. Земельные налоги имеют двойное назначение – пополнять бюджеты различных уровней и экономически воздействовать на поведение землевладельцев и землепользователей. Удельный вес земельных платежей вфедеральный и местный бюджеты пока ничтожен. Отчисления от НДС и налогов на прибыль предприятий в 10-20 раз превышают эти виды поступлений. В этой связи местные власти стремятся всячески повышать платежи за земельные участки. Однако такие меры провоцируют прежде всего рост инфляции издержек, поскольку в соответствии с принятым механизмом налогообложения платежи за землю включаются в издержки производства. Поэтому возникает проблема результативности регулятивных воздействий земельного налогообложения на тех, кто получил и использует или не использует землю, а через это и на параметры развития территории. В большинстве стран мира отдается предпочтие смешанным (административным и экономическим) вариантам. Элементы административно-правового регулирования: штрафы за незастроенную землю; требования к обязательной реорганизации земель; лицензирование видов деятельности на земле; национализация, муниципализация, экспроприация и право преимущественного приобретения земли и т. д. Элементы экономического регулирования: налоги на собственность; регулирование цен на землю; рентные оценки в ценообразовании с учетом качества земель, местоположения, экологической составляющей.
Региональный рынок капитала
Основными субъектами регионального рынка капиталов являются сфера бизнеса и сфера хаус - холда. Спрос на капитал на рынке факторов – это спрос фирм на физический капитал, позволяющий фирмам реализовывать свои инвестиционные проекты, а по форме предъявления – это спрос на инвестиционные фонды, обеспечивающие вложения необходимых финансовых средств в инвестиционные проекты фирмы. Спрос на капитал только выражается в виде спроса на финансовые средства для приобретения необходимых производственных фондов. На рынке факторов производства домашние хозяйства, владеющие капиталом в форме вложенных денежных средств, предоставляют капитал в пользование бизнесу в форме материальных средств и получают доход в виде процента на вложенные средства. В связи с тем, что физический капитал может приобретаться в собственность фирм или предоставляться им во временное пользование, следует различать плату за поток услуг капитала (цена использования) и цену капитальных активов (цена купли-продажи). Стоимость использования услуг капитала представляет собой рентную (прокатную) оценку капитала. Она может выступать в качестве рыночной котировки или суммы, уплачиваемой фирмой владельцу капитала за аренду части этого капитала. Цена актива представляет собой цену, по которой единица капитала может быть продана или куплена в любой момент. Второй вариант – под капиталом на рынке финансов понимается денежный капитал. Поэтому региональный рынок капиталов выступает одной из составляющих частей рынка ссудных капиталов.
Рынок ссудных капиталов представляет собой совокупность взаимоотношений, где объектом сделки выступает денежный капитал и формируется спрос и предложение на него. Рынок ссудных капиталов подразделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Денежный рынок связан с краткосрочными банковскими операциями сроком до одного года. Рынок капиталов обслуживает среднесрочные и долгосрочные операции банков. Он в свою очередь делится на ипотечный рынок (операции с закладными листами) и финансовый рынок (операции с ценными бумагами). Субъектами финансового рынка являются не только банки и их клиенты (как на ипотечном рынке), но и фондовая биржа, а объектом операций выступают не только ценные бумаги частных предпринимателей, но и государственных институтов. Денежный рынок и рынок капиталов являются вторичными рынками ссудных капиталов. Каждый из них имеет собственный инструментарий, т.е. конкретные обращающиеся финансовые ценности, которые различаются по:
статусу (акция или облигация);
типу собственности (частная или государственная);
сроку действия;
степени ликвидности;
характеру риска (банкротный или рыночный) и степени риска (рисковые, слаборисковые, безрисковые).
Например инструментарий рынка капиталов в США включает:
казначейские облигации, предназначенные для финансирования долгосрочной политики федерального правительства США;
ценные бумаги государственных учреждений, которые эмитируются на основе специального разрешения правительства для финансирования различных типов социальных программ через финансовую систему;
муниципальные облигации, выпускаемые местными органами власти;
акции и облигации корпораций, эмитируемые частными фирмами.
Рынок капитала часто называют рынком инвестиционных фондов. Под инвестициями (капиталовложениями) понимают затраты на производство и накопление средств производству и увеличение материальных запасов, увеличение запасов капитала в экономике. Поставщиками капитала выступают домохозяйства, а потребителями – фирмы бизнеса. Взаимодействие поставщиков и потребителей осуществляется через разветвленную сеть финансовых посредников: коммерческие банки, инвестиционные фонды, брокерские конторы и т.д. Их функцией является аккумуляция небольших сбережений домашних хозяйств в огромные суммы финансовых средств и размещение их среди потребителей капитала. Форма предоставления капитала может быть разная – либо непосредственная, в виде распространения акций новых выпусков среди подписчиков, либо заемная, в виде покупки облигаций корпораций и предоставления прямых займов фирмам. Важнейшую роль в этом процессе играет выплачиваемый по предоставленным средствам процент. В отличие от ростовщического капитала, когда основным источником выступали собственные денежные средства кредитора, ссудный капитал формируемся за счет финансовых ресурсов, кредитными организациями у юридических и физических лиц, а также у государства. Причем на первом этапе развития кредитных отношений единственным источником формирования ссудного капитала выступали временно свободные денежные средства, на добровольной основе передаваемые кредитным организациям для последующей капитализации. Этот источник не потерял своей актуальности и сегодня, когда временно свободные денежные средства населения составляют существенную часть ресурсных источников кредитных организаций. На втором этапе развития кредитных отношений, по мере развития безналичной формы расчетов с прямым участием банков, новым источником формирования ссудного капитала стали средства, временно высвобождаемые в процессе кругооборота промышленного и торгового капиталов. К ним относятся:
амортизационный фонд предприятий для обновления, расширения и восстановления основных фондов;
часть оборотного капитала в денежной форме, высвобождаемая в процессе реализации продукции и осуществления материальных затрат:
денежные средства, образовавшиеся в результате разрыва между получением денег от реализации товаров и выплатой заработной платы;
прибыль, идущая на обновление и расширения, производства.
Данные средства аккумулируются на расчетных счетах юридических лиц в обслуживающих их кредитных организациях. Особая привлекательность данного источника ссудного капитала для банка определяется отсутствием необходимости:
получения согласия владельца расчетного счета на использование банком находящихся на счете средств;
выплаты дохода по расчетным счетам, т.е. фактическая бесплатность для банка этих ресурсов.
Таким образом, для большинства современных банков рассмотренные источники выступают в качестве основного ресурса и побуждают банки к постоянному увеличению круга обслуживаемых клиентов. Экономическая роль рынка ссудных капиталов заключается в его способности объединить мелкие, разрозненные денежные средства в интересах всего капиталистического накопления, что позволяет рынку активно воздействовать на концентрацию производства и капитала. Рынок ссудных капиталов как один из финансовых рынков можно определить как особую сферу финансовых отношений, связанных с процессом обеспечения кругооборота ссудного капитала. Основными участниками этого рынка являются:
первичные инвесторы, т.е. владельцы свободных финансовых ресурсов, на различных условиях мобилизуемых байками и превращаемых в ссудный капитал;
специализированные посредники в лице кредитно-банковских институтов, осуществляющие непосредственное привлечение денежных средств и превращение их в ссудный капитал;
заемщики – в лице юридических и физических лиц, а также государства, испытывающие временный недостаток в финансовых ресурсах. Исходя из вышеизложенного, современная структура рынка ссудных капиталов характеризуется двумя основными признаками:
- временным;
- институциональным.
По временному признаку различают денежный рынок, на котором предоставляются краткосрочные кредиты (до одного года), и рынок капитала, где выдаются среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные кредиты (от 5 лет и более). По институциональному признаку современный рынок ссудного капитала предполагает наличие рынка (собственно капитала или рынка ценных бумаг) и рынка заемного капитала (кредитно-банковской системы). Кроме того, рынок ценных бумаг подразделяется на первичный рынок, где продаются и покупаются эмиссии ценных бумаг и вторичный (биржевой) рынок, где продаются и покупаются ранее выпущенные ценные бумаги. Существует также внебиржевой (уличный) рынок ценных бумаг, где реализуются ценные бумаги, которые по тем или иным причинам не могут быть проданы на бирже. Оба признака рынка ссудных капиталов характерны для всех развитых стран, однако, без) словно, о состоянии национального рынка судят по второму (институциональному) признаку, в особенности по наличию и степени развитости его двух основных ярусов:
кредитно-банковской системы;
рынка ценных бумаг.
Функции регионального рынка капиталов определяются его сущностью и той ролью, которую он выполняет в системе общественного хозяйствования. Выделяют пять основных функций рынка ссудных капиталов:
первая – обслуживание товарного обращения через кредит;
вторая – аккумуляция денежных сбережений юридических, физических лиц и государства, а также иностранных клиентов;
третья – трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений для обслуживания процесса производства;
четвертая – обслуживание государства и населения как источников капитала для покрытия государственных и потребительских расходов;
пятая – ускорение концентрации и централизации капитала для образования мощных финансово-промышленных групп.
Необходимо отметить также, что:
во-первых, первые три функции стали активно использоваться в промышленно развитых странах лишь в послевоенный период;
во-вторых, в первых четырех функциях рынок выступает в качестве своеобразного посредника в движении капитала;
в-третьих, все функции направлены на обеспечение эффективного функционирования системы государственно регулируемой экономики.
Классификация регионов
Обилие подходов к определению региона, породило и чрезвычайное разнообразие классификаций. Среди них можно выделить 4 основные группы.
1 группа классификаций - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:
• объем валового регионального продукта;
• темпы экономического роста;
• тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);
• коэффициент плотности населения;
• характер хозяйственной специализации региона.
2 группа классификаций - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:
• депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;
• стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития;
• пионерные регионы - регионы нового освоения;
• программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.
4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются "планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и "плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, прибалтийский, приволжский).
Деление территории на регионы называется районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Для одной территории может быть проведено множество видов районирования. Рассмотрим некоторые виды районирования в России.
Структура концепции развития региона
Основным направлением функционирования экономики региона является ее устойчивое развитие – достижение более высокого по сравнению с предыдущим функционального состояния.
Для оценки уровня развития региональной экономики применяются следующие показатели:
совокупный региональный общественный продукт – совокупность благ, произведенных в региональной экономике;
совокупная вновь созданная стоимость в региональной экономике;
валовой региональный продукт (ВРП).
Развитие региональной экономики непосредственно зависит от функционального состояния рынков, составляющих ее структуру.
Существуют следующие направления развития региональных рынков:
-рынок товаров потребления (направление установления соответствия доходных и расходных статей бюджетов семей);
-рынок ресурсов производства (направление увеличения соответствия остаточной прибыли производственных предприятий с общим объемом выпуска средств производства в регионе);
-рынок капитала (направление установления соответствия процента по депозитам и дивидендов на акции, а также превышения совокупных долгосрочных инвестиций в экономику региона над краткосрочными);
-рынок человеческих ресурсов (направление установления оптимального количества и качества человеческих ресурсов в соответствии с потребностями экономического роста).
Основой устойчивого развития экономики региона является пропорциональная целостность его производственного потенциала – такой вид интеграции производственного комплекса, который позволяет активно развиваться производительному потенциалу, сбалансированному бескризисно.
Об экономическом росте региона свидетельствует соответствие производимой и потребляемой в регионе продукции.
Управление экономическим развитием входит в прямую задачу Министерства регионального развития Российской Федерации. Этим органом государственной власти была принята концепция «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», которая является единственным нормативно-правовым документом, официально регулирующим вопросы экономического развития регионов.
В концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» обозначено основное направление федеральной региональной политики – создание условий и содействие социальному и экономическому развитию регионов, а именно повышение качества жизни и благосостояния населения, вывод экономического роста на позиции устойчивости и высокого качества, создание условий конкурентного развития регионов.
Разработчиками этой концепции считается, что только активизация региональной экономики и повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении ресурсов позволит России выйти из затяжного экономического кризиса и существенным образом увеличить ВВП.
Целями федеральной региональной политики в соответствии с концепцией являются:
создание условий развития конкурентной способности регионов. В связи с этим предполагается создание условий эффективной интеграции внутри РФ в мировую экономику. Распределение производственного потенциала таким образом, что