Тема: Методика регламентного управления
(Методика Государственной Академии Управления)
Регламентное управление - описание порядка управленческих решений: кто, когда, в каких условиях решает конкретные задачи и кто несет ответственность за их успешную реализацию.
Система регламентного управления представляет собой ряд документов, составленных на разных стадиях процесса управления:
- разработка и утверждение информационных таблиц
- разработка и утверждение нормалей управления
- разработка аналитических таблиц
Пример информационной таблицы
Наименование задачи | ||||||
Содержание информации | ||||||
Источники информации | ||||||
Результирующий документ | ||||||
Исполнители | ||||||
Срок исполнения | ||||||
Потребители документа |
! Визы руководства и исполнителей
Нормаль управления
Примечание:
- основной исполнитель
● - исполнитель, потребитель
- логические связи между задачами
! используются кодировки
Пример аналитической таблицы
№ | Классификатор | Решаемая задача | Нерешаемая задача | задача, требующая уточнения | Примечание |
Периодически нормали пересматриваются.
Анализ игры «Туз-двойка» (по Е.С. Вентцель)
Условия игры:
Вынутая карта | Объявленная карта | Реакция противника | Выигрыш/проигрыш игрока | Выигрыш/проигрыш противника | Общий выигрыш игрока |
Туз | «Туз» | «Верю» | +1 | +1 | |
Туз | «Туз» | «Не верю» | +1 | -1 | +2 |
Двойка | «Туз» | «Верю» | +1 | +1 | |
Двойка | «Туз» | «Не верю» | -1 | +1 | -2 |
Двойка | «Двойка» | «Верю» | -1 | -1 |
Матрица игры (матрица выигрышей игрока А)
Стратегия игрока А | Стратегия противника В | |
«Верю» | «Не верю» | |
Обман | №1 1 | №2 0 |
Честная игра | №3 0 | №4 0,5 |
№1 0,5х1(Туз)+0,5х1(Двойка)=1
№2 0,5х2(Туз)+0,5х(-2)(Двойка)=0
№3 0,5х1(Туз)+0,5х(-1)(Двойка)=0
№4 0,5х2(Туз)+0,5х(-1)(Двойка)=0,5
Графическая интерпретация
Стратегии А1 А2
А1 – обмана 1 1
А2 – честная
В1 – «верю» В1
В2 – «не верю»
1/2
А1+В1=1 1/3 В2
А2+В1=0 1/4
А1+В2=0
А2+В2=1/2 0 2/3 1
(А1+А2)+В1=1/2
(А1+А2)+В2=1/4
(А1+А2)+В?=1/4 ¸ 1/2
maxmin - оптимальная стратегия
А1 – 33,3%
А2 – 66,6%
Гарантированный выигрыш – 1/3
линия min выигрыша
! Но, если играть бессистемно, то выигрыш игрока А составит:
1/4х1+1/4х0+1/4х0+1/4х0,5=3/8>1/3 Парадокс?
Для самостоятельного анализа:
1. Объяснение вышеприведенного парадокса.
2. Построение сценария игры.
3. Анализ возможностей и ограничений методов теории игр.
Пример: «человек-среда»
Матрица выигрышей
Стр-ии I | Состояние среды | min | max | åfкi n | min+max | |||
В1 | В2 | В3 | В4 | |||||
А1 | 5,75 | |||||||
А2 | 4,75 | |||||||
А3 | ||||||||
А4 |
1). Критерий Лапласа («ориентируйся на среднее»)
А4 = max åfki = 6
i n
“Все вероятности равны 50%. Либо случится, либо нет!”
(логическое положение Кольварда, “Мерфология”)
2). Критерий Вальда (“рассчитывай на худшее”)
А2 = max min fki = 2
i к
3). Критерий Гурвица («компромисс»)
А = max { L min fki + (1-L) max fki}
i к к
пусть “показатель пессимизма” L=1/2, тогда
А3 = max { L min fki + (1-L) max fki} = 6,5
i к к
4). Критерий Сэвиджа (“рассчитывай на лучшее”)
преобразуем матрицу выигрышей в матрицу рисков по формуле:
fki = max fki - fki
i
В1 | В2 | В3 | В4 | max | |
А1 | |||||
А2 | |||||
А3 | |||||
А4 |
А = min max fki = 7 , у нас три альтернативы А1, А2, А3, но
i к
выбираем А3 – Почему? (см. Для самостоятельного анализа)
5). Критерий крайнего оптимизма (“ва-банк”)
А3 = max max fki = 12
i к
6). Критерий мат. ожидания.
Если известны вероятности rк, или они определяются экспертами, то
А = max { å fki rк }
Методика Бенджамена Франклина (из письма).
«В деле столь для Вас важном, в коем Вы испрашиваете моего совета, я не в силах, за отсутствием достаточного знания обстоятельств, рекомендовать Вам, какое решение принять. Однако, если угодно, я укажу Вам, как его принять. Подобные обременительные ситуации являют собой трудность потому, что при размышлении о них в сознании нашем не присутствуют вдруг все резоны «за» и «против», но порой предстают одни, а порой – иные, и тогда первые исчезают из виду. Посему ум наш попеременно захватывают разные намерения и устремления, а также порождающая замешательство неопределенность.
Дабы покончить с этим, я имею обыкновение, разделив пол-листа бумаги чертой на две колонки, заносить в одну резоны «за», а в другую – резоны «против». Затем, после трех или четырех дней размышления, я коротко записываю под нужными заголовками разные мысли «за» и «против», которые пришли ко мне в разное время. Собрав их таким образом воедино перед глазами, я отваживаюсь начать судить о присущей им весомости. Когда попадаются мне два резона (по одному с каждой стороны), кои представляются равными, я вычеркиваю их оба. Если попадается один резон «за», равнозначный двум резонам «против», я вычеркиваю все три. Если, по моему разумению, два резона «против» уравновешиваются тремя резонами «за», я вычеркиваю все пять и, двигаясь так, отыскиваю, что может иметь решающее значение. И если по прошествии одного или двух дней дальнейших размышлений ничего нового не появляется, значительность имеющего ни к одной стороне не присовокупляется, я прихожу к соответсвенному решению. И хотя весомость резона не может быть измерена с точностью, присущей алгебраическим величинам, все же, когда размышляешь о каждом отдельно и сравниваешь его со всеми прочими, лежащими перед глазами, я полагаю, что могу вынести более разумное суждение и менее склонен предпринять неверный шаг. Я обнаружил огромные достоинства в составлении таких уравнений, в занятии, кое назвать позволительно будет поучительной алгеброй благоразумия».
Тема: Метод организованных стратегий *.