Семинар 17Теория общественного выбора (1 час)
Запоминаем
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Абсолютная монархия, «бочонок с салом»,бюрократия,группы давления,зацикливание голосования, лоббизм,логроллинг,медианный избиратель, методологический индивидуализм,общественный выбор,парадокс голосования,партия, правило единогласия,представительная демократия.
Обсуждаем
1. Предпосылки теории общественного выбора. Особенности выбора в условиях прямой демократии.
2. Особенности общественного выбора в условиях представительной демократии. Теорема Эрроу о невозможности.
3. Модель конкуренции групп давления за политическое влияние. Лоббизм. Логроллинг.
аналитическая лаборатория: считаем, размышляем, обсуждаем…
Размышляем
Выберите верный ответ.
1. Модель медианного избирателя (median voter model) – это:
1) модель, характеризующая существующую в рамках представительной демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осуществляется с интересами руководителей государства;
2) модель, действующая в рамках прямой демократии;
3) модель, характеризующая существующую в рамках прямой демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осуществляется с интересами избирателя – центриста (человек, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества).
Лоббизм – это
1) влияние групп избирателей с особыми интересами на представителей власти (законодательной или исполнительной) с целью принятия выгодного для данных групп решения;
2) влияние групп избирателей с особыми интересами на представителей власти (законодательной или исполнительной) с целью принятия выгодного для всего общества решения;
3) практика взаимной поддержки законодательных инициатив депутатов путем обмена голосами.
Логроллинг – это
1) Влияние групп избирателей с особыми интересами на представителей власти (законодательной или исполнительной) с целью принятия выгодного для данных групп решения;
2) Практика взаимной поддержки законодательных инициатив депутатов путем обмена голосами;
3) Практика взаимной поддержки избирателей путем обмена голосами.
Методологический индивидуализм – это
1) мировоззренческая позиция, принцип поведения, утверждающие индивида в качестве абсолютной ценности; характеризуется преобладанием индивидуальных интересов над коллективными;
2) теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах;
3) рассматривания общества как совокупность индивидов, изучение поведения которых лежит в основе исследования социальных и политических процессов.
Зацикливание» голосов – это
1) Такое положение, когда голосование продолжается бесконечно долго, не давая однозначного результата;
2) Это такое голосование, на котором решается только один вопрос;
3) Такое положение, когда голосование, основанное на принципе большинства, не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества.
Бочонок с салом» - это
1) закон, сопровождаемый пакетом различных предложений;
2) приложение к закону всё новых и новых предложений, удовлетворяющих отдельные группы депутатов;
3) верны оба варианта.
творческая лаборатория: господа «попробуйте свои перья!»
Дорогие читатели, поскольку современная система экономического образования нацелена на обучение молодых специалистов приемам самостоятельной работы, авторы включили в учебник современную методику оценки знаний –эссе. Эта методика позволяет научить студентов самостоятельно работать со специальной литературой и аргументированно отстаивать свою точку зрения на проблему. Ниже приведены «Методические рекомендации по написанию экономического эссе».
Методические рекомендации по написанию эссе
Введение
Эссе от французского «essai» – попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи [2].Автор эссе имеет возможность углубить свои знания по изучаемой дисциплине и повысить уровень своей методологической культуры.
Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме [2].
Выполнение эссе отражает:
1) уровень владения автором учебным материалом по дисциплине;
2) демонстрацию умения применять полученные знания в качестве методологических оснований в решении учебных, профессиональных и других задач;
3) степень развития навыков самостоятельной научной работы по сбору, изучению, анализу и обобщению, а также по обоснованию и изложению материала, необходимого для раскрытия выбранной темы;
4) реализацию возможности самоутверждения в качестве исследователя, использующего профессиональные научные знания в осмыслении и решении рассматриваемых проблем [1, с. 5] .
При самостоятельном выборе темы эссе студентом необходимо иметь в виду, что тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель – побуждать к размышлению. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление[2].
Правила оформления эссе
Работа выполняется с применением печатающих устройств ЭВМ на белой бумаге формата А4 (210 × 297 мм): текстовый редактор MicrosoftWord; шрифт –TimesNewRoman, 14 пунктов; выравнивание текста – по ширине; межстрочный интервал – полуторный; отступ для первой строки абзаца – 10 мм; левое поле – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Это составляет 1 800 знаков на странице, включая пробелы, знаки препинания, т. е. 60-64 знака в строке, 28-30 строк на странице [1, с. 19]. Объем эссе – 3-5 страниц.
Расстояние между заголовком и текстом должно составлять два-три межстрочных интервала [1, с. 19].
Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой страницей эссе является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы не ставят, на последующих листах его проставляют в центре нижней части листа без точки в конце [1, с. 19-20].
Структура и содержание эссе
1. Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);
Введение – суть и обоснование выбора данной темы. Введение состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?»[2].
Число определений необходимо свести к минимуму (три или четыре) с кратким их изложением в пределах одного предложения. Собственные суждения следует привести только в основной части работы [1, с. 17].
3. Основная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы[2].
В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: Причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость[2].
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией, необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли[2].
Предлагаемую аргументацию и анализ необходимо логически обосновывать, используя достаточно строгие рассуждения [1, с. 18].
В рамках эссе фактические данные являются иллюстративным материалом, т. е. они приводятся для подтверждения высказываемых аргументов и рассуждений и свидетельствуют о том, что автор эссе умеет использовать эти данные должным образом [1, с. 18].
Следует помнить, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. Не требуется давать определенный или окончательный ответ на поставленный вопрос или проблему – важно понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом, и продемонстрировать в своем эссе личностное видение вариантов решения [1, с. 18].
4. Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. В заключении подводится итог эссе или еще раз вносятся пояснения, подкрепляется смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения, – повторение, иллюстрация, цитата, утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий элемент, как указание на применение исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами[2].
Подготовка и написание эссе
Успешное написание эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:
1. исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные идеи и накопленный опыт по данной проблеме);
2. качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
3. аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами)[2].
Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.
Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности[2].
Мысль – это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.
Внятность – это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания.
Корректность – это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается[2].
Составляя текст работы, студент должен самостоятельно излагать мнение. Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного положения автора, но не носить характер сплошного текста. При использовании цитат необходимо давать ссылку на используемый источник. Использование научного цитирования с применением правильно оформленных ссылок делает зримым ход работы автора над литературой, выработки его собственного мнения по основным вопросам темы [3, с. 12].
Дословное изложение прочитанной литературы недопустимо, так как противоречит самому смыслу эссе, не создает условий для выработки личного мнения [3, с. 13].
В случае если студент сталкивается с положением, когда у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу, необходимо привести высказывания нескольких авторов, стоящих на разных позициях и представить свое отношение к ним, дать аргументированное изложение собственного понимания вопроса [3, с. 13].
Собранный фактический и цифровой материал необходимо систематизировать, то есть свести его в таблицы, диаграммы, графики, схемы. Их можно представить в качестве приложения. Весь приводимый в работе цифровой и фактический материал должен быть оформлен сносками [3, с. 13].
Тщательно отредактированный после написания (печати) текст работы необходимо правильно оформить [3, с. 13].