Деятельность государства по регулированию асимметричности информации
Тот факт, что при наличии асимметричности информации рынки являются неэффективными по Парето, предполагает существование поля деятельности для государства. Проблема информационной асимметрии до некоторой степени решается на основе репутации, гарантий. Однако в наиболее сложных ситуациях и при жизненно важных обстоятельствах необходимо вмешательство государства в следующих формах:
• ценовая политика;
• прямое участие в производстве;
• контроль за производством и сбытом.
Регулирование цен со стороны государства должно воспрепятствовать производителям низкокачественной продукции воспользоваться преимуществами в издержках. Ограничение государством ценовой конкуренции на рынке в сочетании с обязательным сертифицированием товара может повысить конкурентоспособность высококачественных товаров: при относительно небольшой разнице цен они становятся предпочтительнее для покупателя. Примером регулирования цен в Республике Беларусь является установление минимальных предельных цен на алкогольную продукцию. Следует, однако, отметить, что эффективность данной меры не безусловна, поскольку низкокачественные товары продаются в «сером» секторе экономики, недоступном для государственного контроля.
Возможно также прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. Так, в Республике Беларусь государство организует общественную систему здравоохранения, образования, реализует программы обязательного государственного страхования, устраняя тем самым проблему отрицательного отбора и морального риска.
Примером государственного регулирования, направленного на защиту рынка подержанных автомобилей от асимметричной информации, является Указ Президента Республики Беларусь от 25.11.2005 г. № 545, предусматривающий создание свободных складов для размещения иностранных автотранспортных средств, прицепов, кузовов и двигателей к ним. Такие склады предназначены для хранения и продажи этих товаров, а также для предпродажной подготовки — проверки и оценки их технического состояния. Потребитель может заранее на основе заключения независимых экспертов составить представление о качестве товара. При этом он получает все документы и сопутствующие товары, предоставляемые изготовителем при продаже новых автомобилей, а также документы, подтверждающие оплату товара и переход к покупателю права собственности на товар.
В ряде случаев действенными инструментами, позволяющими блокировать последствия асимметричной информации, являются различные виды государственного контроля за производством и сбытом товаров и услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. С этой целью государство может использовать следующие инструменты:
• лицензирование как обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности. Для получения лицензии субъекту обычно требуется документальное подтверждение его профессиональных навыков;
• стандартизацию и сертификацию. Для ряда товаров (продуктов питания, лекарственных препаратов) сертификация государственными органами предусматривается в обязательном порядке. В 1995 г. принят Закон Республики Беларусь «О сертификации продукции, работ и услуг», создана Национальная система сертификации Республики Беларусь;
• контроль рекламной активности продавцов, препятствующий размещению ложной или вводящей в заблуждение рекламы. В Республике Беларусь действует Закон «О рекламе», одной из целей которого является ограждение потребителей от недостоверной информации, усугубляющей проблему вытеснения добросовестных продавцов заведомо недобросовестными.
Однако рекламное законодательство не в состоянии предусмотреть все возможные способы недобросовестного информирования покупателей. Даже действуя максимально эффективно на агитационном поле, оно не может предотвратить производство и продажу низкокачественного товара.
В ответ на недостаток потребительской информации на рынке государство вправе предпринять некоторые шаги по совершенствованию информационного потока и приблизить рынок к равновесию при полной информации. Данная форма государственного вмешательства находит свое выражение в информационной политике, которая направлена против фирм, предлагающих некачественную продукцию, и одновременно поддерживает фирмы, поставляющие качественные товары.
На рынках некоторых товаров, где отсутствуют общепризнанные критерии качества, фирмы испытывают затруднения в информировании потребителей, даже если хотят сообщить правдивые сведения о своих товарах. В подобных случаях помощь государства состоит в разработке системы стандартизированных критериев. Его роль не ограничивается контролем над информацией, которую фирмы готовы предоставить. Не менее важно добиться, чтобы они в обязательном порядке сообщали сведения, невыгодные для себя, но необходимые потребителю. Например, бытовые электроприборы должны реализовываться с указанием количества потребляемой энергии. Требования к раскрытию определенных сведений существуют также на финансовом рынке и рынке недвижимости. Кроме этого, асимметричность информации может быть нейтрализована законами о защите прав потребителей, охране труда, санитарии и гигиене в производстве продуктов питания, а также о мошенничестве, о страховании банковских депозитов и т.д.
Для постоянного «подталкивания» рынка в сторону равновесия, устанавливающегося при полной информации, рассмотренных инструментов информационной политики государства, возможно, недостаточно. Как при государственном вмешательстве, так и без него процесс сбора и распространения информации требует значительных издержек [1, с. 346 – 347].
Вопросы для самопроверки
1. С какими причинами связана неполнота информации на рынке?
2. В чем разница между риском и неопределенностью?
3. Охарактеризуйте поведение человека: а) склонного к риску; б) не расположенного к риску; в) нейтрального к риску.
4. Что такое «асимметрия информации»? В каких основных формах она может проявляться?
5. Почему асимметричная информация между покупателями и продавцами может привести к несостоятельности рынка?
6. Как продавцы могут убедить покупателей, что их продукция высокого качества? Почему проблема асимметричной информации не может быть решена предоставлением прямой информации о качестве?
7. Охарактеризуйте достоинства и слабые стороны разных типов сигналов о высоком качестве товара. Какие факторы определяют эффективность сигналов?
8. Объясните разницу между отрицательным отбором и моральным риском на рынке страхования. Может ли один существовать без другого?
9. В чем сущность проблемы «принципал—агент»? Приведите примеры существования такого рода проблемы и возможных подходов к ее решению.
10. Может ли государственная политика способствовать решению проблемы асимметричной информации?
Литература
1. Бондарь, А. В. Микроэкономика : учеб.пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, H. Н. Сухарева [и др.]; под ред. А. В. Бондаря, В. А. Воробьева. — 2-е изд. — Минск : БГЭУ, 2009. – 415с.
2. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики : учебник / Р. М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма: Инфра – М, 2010. – 576 с.