Тема 4 Фирма в условиях чистой монополии
1.Монополия: понятие, факторы монополизации, виды монополий
2.Спрос на продукт и предельный доход монополиста
3.Определение объема производства и цены в краткосрочном периоде
4.Равновесие монополии в долгосрочном периоде
5.Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия
6.Ценовая дискриминация
Монополия: понятие, факторы монополизации, виды монополий
Термин «монополия»(от греч. «mono» и «ро1ео» — один продаю) в экономике применяется для обозначения особой отраслевой структуры или конкурентных позиций отдельных экономических субъектов. Он часто используется в широком смысле, отождествляющем монополизм с любой рыночной властью. Например, когда говорят об антимонопольной политике, имеют в виду государственное регулирование не только «стопроцентных» монополистов, но и других форм доминирования на рынке, влияния на рыночные цены. Микроэкономисты предпочитают использовать его в буквальном понимании, поэтому, чтобы отличать широкое значение от узкого, для первого применяют термин «несовершенная конкуренция», для второго — «чистая монополия». Предметом исследования в данной главе будет чистый монополизм (рис.4.1.).
Чистая монополия —редкое явление в экономике, более характерное для местных рынков или уникальных условий предложения благ и услуг. По ряду признаков она и совершенная конкуренция являются двумя противоположными, крайними ситуациями в отрасли (табл. 4.1.).
Прежде чем подробно рассматривать эту отраслевую структуру, необходимо установить:
а) на какие источники (факторы) опирается монопольная власть;
б) какие виды монополизма порождаются разными факторами монополизации.
Источниками монопольной власти (факторами монополизации), создающимивысокие входные барьеры для потенциальных конкурентов и позволяющими предприятию в течение определенного времени оставаться единственным в отрасли, могут быть:
• эффект экономии на масштабе, используя который единственная фирма способна удовлетворить отраслевой спрос;
• авторские права, патенты на изобретения, лицензии на право их использования;
• инновации (нововведения);
• исключительные права на ведение какого-либо вида деятельности, полученные от государства;
• высокие импортные пошлины;
• частная собственность на землю, способствующая контролю над сырьевыми источниками, уникальными природными ресурсами и др. [1, с. 88 – 90].
Виды монополий
Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, разрешения института авторских прав и т. п.) - Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на производство медицинских препаратов, продажу оружия и т. д.
Открытая или случайная монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо экономического блага, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией.
Естественная монополия -отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает полностью весь рынок. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточный для покрытия издержек производства. В таком случае разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
Простая монополия- монополия, которая продает в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям [2, с. 82] .
Рынку известны четыре разновидности ситуации с единственными субъектами хозяйствования. Фирма может выступать в роли монополии (единственного продавца) или монопсонии (единственного покупателя). Например, во многих небольших белорусских городах районные отделения Белтелекома являются монополистами в предоставлении некоторых услуг связи, а городские молочные заводы — монопсонистами для поставщиков молока. В редких случаях предприятие одновременно выступает как монопсонист и монополист. Например, в Республике Беларусь Белтрансгаз и Минский метрополитен являются не только единственными продавцами ряда товаров и услуг, но и единственными нанимателями некоторых категорий работников. И наконец, на рынке может сложиться ситуация двусторонней монополии, когда единственному покупателю противостоит единственный продавец. Примером являются взаимоотношения российского Газпрома и белорусского Белтрансгаза. Во всех перечисленных ситуациях монополист стремится к максимальному завышению цены продажи, а монопсонист — к максимальному занижению цены покупки[1, с. 91].
Организационная (рукотворная) монополия представляет собой крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа совместно полученной прибыли. Такие объединения создаются намеренно путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственно-управленческой деятельности. При этом для получения сверхприбылей и усиления рыночной власти сильные компании либо подавляют своих конкурентов (с помощью демпинга или бойкота); либо осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно); либо добровольно объединяются друг с другом (чаще путем взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы не конкурировать, а упорядочено и выгодно совместно владеть рынком; либо создают так называемые аффилированные компании, свои филиалы.
Исторически сложились три главные формы монополистических союзов (монополия как соглашение): картели, синдикаты и тресты.
Основные различия между ними заключаются в широте соглашений между участниками и «плотности» их объединения (табл. 4.2).
Таблица 4.2