Вводный Курс. Концептуально-теоретические и методологические основы БЖД.

Вводный Курс. Концептуально-теоретические и методологические основы БЖД.

Характеристика современных опасностей мира угрожающих человеку.

По мере развития Земной цивилизации общество всё более остро воспринимает возможные опасности, порождаемые как естественной, так и искусственной средами обитания. На протяжении длительного времени человек, общество воспринимали опасности субъективно как ситуации, при которых могут реализоваться нежелательные события в виде поражающих факторов природных явлений, техногенных катастроф, вооружённых конфликтов и др. Подобные восприятия облекались в понятие «риск», т.е. понятие риск отождествлялось с понятием опасности.

Чрезвычайные события техногенного характера представляют собой транспортные аварии, пожары и взрывы, аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, аварии с выбросом радиоактивных веществ, аварии с выбросом биологически опасных веществ, внезапное обрушение зданий, аварии на электроэнергетических системах, аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на очистных сооружениях, и т.п. ЧС спровоцированные хозяйственной деятельностью человека.

Образовательная концепция бжд

Однако, как показывает практика, в процессе деятельности невозможно обеспечить нулевой риск, т. е. любая деятельность потенциально опасна. Эта аксиома лежит в основе образовательной концепции БЖД.

. С 1 сентября 1991 года в общеобразовательных учебных заведениях был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Фрагментарное включение вопросов безопасности в данный курс не имело системного характера и не позволяло в необходимой мере использовать гуманистический потенциал учебного процесса. В целом курс предназначен для воспитания так называемой личности безопасного типа — личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. Курс утвердился в составе обязательного минимума содержания среднего общего образования.

3. Цель и содержание БЖД

БЖД решает задачи идентификации (распознавания) опасностей (вид, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.); профилактики (на основе сопоставления затрат и выгод); действия в условиях чрезвычайных ситуаций (в связи с остаточным риском часть опасностей может реализоваться с определенной вероятностью).

Кратко о задачах:

1)распознавание опасности

2) упреждение

3) ликвидация последствий

Дисциплина включает 5 разделов :

1. теоретические основы БЖД

2. методы и средства обеспечения производственной безопасности

3. пожарная безопасность

4. обеспечение устойчивости, функционирования объектов в условиях ЧС и ликвидация их последствий

5. организационно правовые основы обеспечения БЖД.

Достижения отечественной науки в области бжд

Роль науки в обеспечении национальной безопасности достаточно очевидна. Без научного обоснования невозможны разработка и реализация политики в области национальной безопасности и управления государством в целом. На основе достижений фундаментальных и прикладных исследований создаются все основные технологии, материалы, приборы и системы, используемые в интересах решения задач безопасности. Наиболее ярко связь науки и проблем безопасности раскрывается при рассмотрении оборонной безопасности. Весьма характерны в этом отношении период Великой отечественной войны 1941–1945 гг. и послевоенные годы.

Под безопасностью науки предлагается понимать состояние ее защищенности от внешних и внутренних угроз, представляющих опасность ее сохранению и дальнейшему развитию. Наиболее серьезную угрозу для науки представляют: ее идеологизация, вмешательство партийно-правительственных органов в управление научным сообществом, недофинансирование, кадровые проблемы, невостребованность результатов научных исследований, снижение общественного авторитета науки, развитие лженауки и т. д. В статье кратко обсуждаются результаты воздействия этих угроз на развитие отечественной науки.

Среда обитания и человек

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек - среда обитания».

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловлен-ная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач:

- обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;

- создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

В системе «человек - среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходит в соответствии с законом сохранения жизни Ю.Н. Куражковского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

Потоки веществ, энергии и информации имеют естественную и антропогенную природу, они во многом зависят от масштабов преоб-разующей деятельности человека и от состояния среды обитания.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уров-ней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или окружающую среду.

Изменяя величину любого потока от минимального до максималь-но возможного значения, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек - среда обитания»:

- комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют опти-мальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

Комфортные условия

Одним из необходимых условий здорового и высокопроизводительного труда является обеспечение чистоты воздуха и нормальных метеорологических условий в рабочей зоне помещений, т. е. пространстве высотой до 2 метров над уровнем пола или площадки, где находятся рабочие места. Комфортными условиями считаются: Температура воздуха на рабочем месте, С : В помещении в теплый период 18-22 В помещении в холодный период 20-22 На открытом воздухе в теплый период 18-22 На открытом воздухе в холодный период 7-10 Относительная влажность воздуха, % 40-54 Скорость движения воздуха, м/с: менее 0,2 Токсичные вещества (кратность превышения ПДК) менее 0,8 Промышленная пыль (кратность превышения ПКД) менее 0,8 Требуемое состояние воздуха рабочей зоны может быть обеспечено выполнением определенных мероприятий, к основным из которых относятся: Механизация и автоматизация производственных процессов, дистанционное управление ими. Применение технологических процессов и оборудования, исключающих образование вредных веществ или попадания их в рабочую зону. Защита от источниковтепловых излучений.

Перспективы развития БЖД

Здоровье человека и информационная стратегия. Для достоверной оценки показателей негативности техносферы необходимо ясно представлять истинное состояние здоровья работающих на промышленном предприятии и различных групп населения города и региона. Оценка состояния здоровья, базирующая на данных обращаемости населения в медицинские учреждения, недостоверна и существенно отличается в лучшую сторону от реальной, получаемой при активной выявляемости заболеваний.

Мониторинг - слежение за состоянием среды обитания и предупреждение о создающихся негативных ситуациях.

Информационная стратегия государства по укреплению здоровья и профилактике болезней населения должна включать:

- регулярную информацию об опасностях среды обитания;

- регулярную информацию о токсикологических выбросах производства в окружающую среду;

- регулярную информацию работающих о негативных факторах производства и о их влиянии на здоровье;

- информацию о состоянии здоровья населения региона и профессиональных заболеваниях;

- информацию о методах и средствах защиты от опасностей;

- информацию об ответственности руководителей предприятий и служб безопасности за безопасное состояние среды обитания.

РАЗДЕЛ 1 Функциональные вопросы системы « человек- среда обитания».

Принципы Условий Труда

Условиями труда является совокупность различных факторов, влияющих на работоспособность и здоровье сотрудника организации, а так же на отношение данного сотрудника к труду и степень удовлетворенности им. Охрана и безопасность труда сотрудников является залогом стабильности компании, поэтому аттестация рабочих мест, представляющая собой комплексный анализ условий труда, должна проводиться периодически – каждые пять лет с момента проведения последних измерений. За проведение аттестации рабочих мест отвечает непосредственно руководитель организации, и за невыполнение ее он же несет административную ответственность, также административный штраф.

Вводный Курс. Концептуально-теоретические и методологические основы БЖД. - student2.ru Микроклимат

Вводный Курс. Концептуально-теоретические и методологические основы БЖД. - student2.ru Освещенность естественная

Вводный Курс. Концептуально-теоретические и методологические основы БЖД. - student2.ru Освещенность искусственная

Вводный Курс. Концептуально-теоретические и методологические основы БЖД. - student2.ru Яркость

Вводный Курс. Концептуально-теоретические и методологические основы БЖД. - student2.ru Коэффициент пульсации

Вводный Курс. Концептуально-теоретические и методологические основы БЖД. - student2.ru Шум (постоянный)

Вводный Курс. Концептуально-теоретические и методологические основы БЖД. - student2.ru Шум (непостоянный)

Вводный Курс. Концептуально-теоретические и методологические основы БЖД. - student2.ru Ультразвук воздушный

Вводный Курс. Концептуально-теоретические и методологические основы БЖД. - student2.ru Инфразвук

Вводный Курс. Концептуально-теоретические и методологические основы БЖД. - student2.ru Вибрация локальная

Вводный Курс. Концептуально-теоретические и методологические основы БЖД. - student2.ru Вибрация общая

Вводный Курс. Концептуально-теоретические и методологические основы БЖД. - student2.ru Электромагнитные поля:

Эргономические основы БЖД

Эргономика (от греческого ergon – работа и nomos – изучение, измерение, организация труда) – научная дисциплина, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах в целях создания для него оптимальных условий труда, т.е. таких условий, которые, делая труд высокопроизводительным, в то же время обеспечивают человеку комфорт и безопасность труда.

Из этого определения видно, что решение проблемы "человек – машина – среда", "человек – трудовой процесс – среда”, т.е. приспособление условий труда к человеку, связано с совместной работой инженеров, конструкторов, технологов, специалистов в области охраны труда(ОТ), физиологов, психологов, гигиенистов, антропологов, экономистов и представителей многих других научных дисциплин. Главными из этих дисциплин являются психология, гигиена и физиология труда.

Психологические основы БЖД

В организационном отношении психологию безопасности труда следует рассматривать как неотъемлемую часть управления трудовым процессом.

Под психологией безопасности труда понимается применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека. Психологией безопасности труда рассматриваются психологические процессы, психологические свойства, анализируются различные формы психологических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. Структуру психологии безопасности труда составляют следующие направления. Психология обучения профессии и безопасности труда, психология воспитания в процессе обучения профессиональной осторожности. Знание психологии позволяет разработать оптимальные режимы труда специалистов в течение дня, недели, по характеру деятельности и т.п. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния. Психические процессы составляют основу психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психологические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психологические свойства (качества личности) – это ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Свойства устойчивы и постоянны.

Биологические основы БЖД

Биологические основы БЖД

Защитные сооружения

ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ,фортификационные сооружения для защиты личного состава войск, военной техники, материальных запасов и населения от средств поражения (щели, блиндажи, убежища и укрытия). Для защиты населения могут использоваться подвалы, туннели, метро, шахты и др.

19. Система подготовки населения в области защиты.

Защита населения – главная задача Гражданской Обороны. Поэтому подготовка населения к ЧС является также важной задачей. Обучение по гражданской обороне является обязательным для всех граждан России. Ведь каждый человек должен уметь защитить себя и членов семьи от последствий нападения противника, а также в различных чрезвычайных ситуациях, оказать самопомощь и помощь пораженным. А для этого ему необходимо еще в мирное время изучить и практически овладеть основными способами и средствами защиты от оружия массового поражения и обычных средств.

Защита населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника является главной задачей гражданской обороны.

Поэтому защита населения при возникновении чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени осуществляется путем заблаговременного выполнения ряда мероприятий, к которым прежде всего относятся:

1) Укрытие населения в коллективных средствах защиты - защитных сооружениях и простейших укрытиях, а также умелое использование защитных свойств местности и местных предметов;

2) Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и изготовление простейших средств защиты самим населением, соответственно, своевременное и умелое применение средств индивидуальной защиты;

3) Эвакуация в загородную зону населения крупных городов и прилегающим к ним населенных пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

4) Организация оповещения населения об угрозе нападения противника, о радио - активном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе катастрофического затопления и стихийных бедствиях;

5) Обучение всего населения защите от оружия массового поражения и других средств противника, а также основам оказания первой медицинской помощи пораженным.

ССБТ.

Система стандартов по безопасности труда ССБТ введена в 1972 в качестве одной из систем государственной системы стандартизации (ГСС). ССБТ представляет собой многоотраслевую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда. Эта система позволила стандартизовать требования безопасности путём введения соответствующих разделов “Требования безопасности” во все виды проектной документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускаемую продукцию, а также в рабочую, конструкторскую, технологическую документацию на её изготовлениеСистема ССБТ (по ГОСТу 12.0.001) состоит из следующих групп:

0 - Организационно-методические стандарты;

1 - Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов;

2 - Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию;

3 - Стандарты требований безопасности к производственным процессам;

4 - Стандарты требований к средствам защиты работающих.

Вводный Курс. Концептуально-теоретические и методологические основы БЖД.

Наши рекомендации