Расчет сетевой модели методами линейного программирования.
Для задач 1–40:
1) построить упорядоченный сетевой график комплекса работ в терминах событий;
2) вычислить ранние и поздние сроки свершения событий, найти критический путь и критическое время;
3) решить симплекс-методом;
4) вычислить моменты раннего и позднего начала и окончания работ, полный и свободный резервы времени работ;
5) построить линейную карту сети по ранним и поздним срокам свершения событий;
6) составить математическую модель задачи нахождения критического пути в виде задачи линейного программирования, найти её решение с помощью MathCAD, определить критический путь и критическое время;
7) составить математическую модель задачи нахождения моментов свершения событий как двойственную задачу и, используя критерий оптимальности, определить ранние и поздние сроки свершения событий.
Формулировка задачи. Построить сетевую модель и произвести расчёт её временных параметров. Исходные данные для расчёта содержатся в структурной таблице комплекса работ, включающей перечень (номера) всех работ, последовательность их выполнения, продолжительность каждой работы. Первый столбец таблицы (№i) – номера работ.
№i | Номера работ, на которые опирается i-я работа (левый столбец каждой задачи), продолжительность i-й работы (правый столбец). | ||||||||||||||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||
- | - | - | - | - | |||||||||||||||||
- | - | - | |||||||||||||||||||
2,3 | 3,4 | 2,5 | |||||||||||||||||||
3,4,5 | 3,4 | 2,5 | 3,5 | 3,5 | 3,4 | ||||||||||||||||
2,3 | 4,5 | 3,4,5 | 4,6 | 2,5 | 3,5 | 3,5 | 3,4 | ||||||||||||||
7,8 | 4,5 | 4,6 | 4,6 | 4,7 | 4,6 | 5,7 | |||||||||||||||
7,8 | 6,8 | 5,8 | 4,7 | 7,9 | 5,6,8 | 5,7 | |||||||||||||||
5,6 | 6,8 | 5,8 | 6,8 | 7,9 | 5,6,8 | 6,8,9 | |||||||||||||||
9,11 | 7,8,10 | 8,10 | 7,10 | 7,9,10 | 8,9,10 | 6,8 | 8,10 | 7,10 | |||||||||||||
7,8,10 | 8,10 | 7,10 | 7,9,10 | 8,9,10 | 9,11 | 8,10 | 7,10 | ||||||||||||||
9,12 | 9,12 | 9,11 | 11,12 | 11,12 | 9,12 | 11,12 | |||||||||||||||
12,14 | 9,12 | 9,12 | 9,11 | 11,12 | 9,12 | ||||||||||||||||
№i | ||||||||||||||||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||
- | - | - | - | - | ||||||||||||||||||
- | ||||||||||||||||||||||
2,4 | ||||||||||||||||||||||
3,5 | 3,5 | 3,5 | ||||||||||||||||||||
3,5 | 4,6 | 3,5 | 4,6 | 3,5 | 2,5 | |||||||||||||||||
4,7 | 4,6 | 5,7 | 5,7 | 4,6 | 4,6 | 3,5 | 2,5 | |||||||||||||||
6,8 | 5,8 | 6,8 | 5,7 | 4,6 | 5,7 | 3,5,7 | 6,7 | 4,5,7 | 4,6,8 | |||||||||||||
6,8 | 5,8 | 6,8,9 | 7,9 | 5,7 | 6,8,10 | 6,7 | 6,8 | 7,10 | ||||||||||||||
9,10 | 7,9,10 | 6,8,9 | 7,9 | 6,8,10 | 6,7 | 6,8 | ||||||||||||||||
9,10 | 7,9,10 | 6,8,9 | 8,10, | 9,10 | 9,11 | 8,10 | 9,11 | |||||||||||||||
11,12 | 11,12 | 10,11 | 10,11 | 9,10 | 12,13 | 9,11 | 10,12 | 11,12 | ||||||||||||||
11,12 | 12,14 | 13,14 | 11,12,13 | 12,13 | 12,14 | 13,14 | ||||||||||||||||
№i | ||||||||||||||||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||||
- | - | - | - | |||||||||||||||||||
2,3 | 3,4 | |||||||||||||||||||||
2,3 | 3,4 | 2,3 | 4,5 | |||||||||||||||||||
3,5 | 5,6 | 2,5 | 3,5 | 2,3 | 2,5 | |||||||||||||||||
3,5 | 3,4,5 | 2,3 | 2,5 | 3,5 | 4,5 | 3,4 | 4,5 | |||||||||||||||
4,6 | 3,4,5 | 7,8 | 6,7 | 4,7 | 4,5 | 4,6,7 | 2,5 | 4,6 | ||||||||||||||
4,6 | 5,6 | 6,7 | 4,7 | 7,8 | 4,6,7 | 6,7 | 4,5 | 4,6 | ||||||||||||||
7,8 | 7,8 | 6,8,9 | 5,9 | 7,10 | 4,6 | |||||||||||||||||
8,9,11 | 5,9 | 8,9 | 8,11 | 8,11 | ||||||||||||||||||
8,9,11 | 10,11 | 8,11 | 6,8,9 | 9,10 | 8,11 | 5,7,9 | ||||||||||||||||
10,12 | 10,11,12 | 10,12 | 10,12 | 9,10 | 8,10, | 7,10 | 10,12 | |||||||||||||||
13,14 | 13,14 | 12,14 | 12,13,14 | 9,12 | 13,14 | |||||||||||||||||
№i | ||||||||||||||||||||||
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||
- | - | - | - | - | - | |||||||||||||||||
- | - | |||||||||||||||||||||
1,3 | ||||||||||||||||||||||
2,4 | ||||||||||||||||||||||
3,4 | ||||||||||||||||||||||
5,6 | 3,4 | 4,6 | ||||||||||||||||||||
3,5,7 | 5,6 | 3,4 | 5,7 | |||||||||||||||||||
3,5,7 | 5,6 | 5,7 | 6,8 | 5,8 | 2,4 | 5,7 | 4,5 | |||||||||||||||
4,6 | 5,7 | 5,7,9 | 5,8 | 3,5 | 5,7 | 4,6 | ||||||||||||||||
4,6 | 6,8 | 9,10 | 6,9 | 5,7 | 8,10 | |||||||||||||||||
9,11 | 10,11 | 6,10, | 6,9 | 8,9,10 | 4,9,11 | |||||||||||||||||
8,10, | 7,10, | 8,9,11 | 10,11 | 7,9 | 8,9,10 | 8,11 | 9,10 | 8,9,10 | 8,10 | |||||||||||||
7,10, | 8,9,11 | 8,11 | 11,12 | 12,13 | ||||||||||||||||||
12,14 | 10,12,13 | 13,14 | 12,13 | 10,12,13 | 12,13,14 | 13,14 | 8,10 | |||||||||||||||
Целочисленное программирование.
1. Решить задачу графически МЕТОДом ВЕТВЕЙ И ГРАНИЦ (все переменные неотрицательны).
1) z=x1+2x2→max 2) z=3x1+4x2→min 3) z=x1+7x2→max 4) z=x1-3x2→max 5) z=2x1-6x2→max
x1+x2≥1 3x1+2x2≥7 -x1+x2≤4 x1+2x2≥3 x1+x2≥4
-2x1+x2≤2 -3x1+2x2≤7 x1+x2≥2 x1-2x2≤2 2x1-6x2≤13
x1+x2≤4, x1≤3 2x1-4x2≤8, x1≥1 x1+2x2≤10, x1≥1 x1+2x2≤6, x1≥1 x1≥2
6) z=2x1+x2→min 7) z=2x1+4x→max2 8) z=2x1+x2→min 9) z=3x1+2x2→max 10) z=x1-2x2→max
x1+3x2≥8 -x1+3x2≥0 x1+4x2≥9 3x1+4x2≤12 x1+x2≥2
x1+x2≤8 3x1+6x2≤12 2x1+4x2≤16 2x1+x2≥2 x1-x2≤1
-2x1+x2≤2 -4x1+2x2≤8 x1-x2≤2 x1-2x2≤0
11) z=x1+3x2→max 12) z=2x1+3x→max2 13) z=x1+x2→max 14) z=3x1-2x2→max 15) z=5x1-3x2→min
x1-x2≥0 x1+x2≥1 x1+2x2≥2 3x1+4x2≥20 3x1+2x2≥6
x1-x2≤1 3x1+2x2≤6 x1+2x2≤10 2x1+x2≤11 -2x1+3x2≤6
2x1+x2≤2 -x1+x2≤2 2x1+x2≤10 -3x1+2x2≤10 x1-x2≤4
16) z=x1+2x2→min 17) z=7x1-2x2→max 18) z=2x1+x→max2 19) z=2x1+2x2→max 20)z=2x1+4x2→min
3x1+4x2≥27 x1+x2≥1 5x1+2x2≥10 x1+x2≥3 2x1+7x2≥9
2x1+x2≤14 5x1-2x2≤3 4x1-3x2≤12 -3x1+2x2≤6 8x1-5x2≤16
-3x1+2x2≤9 2x1+x2≤4 7x1+4x2≤28 x1≤3
21) z=x1+2x2→min 22) z=3x1+3x2→max 23) z=2x1-x2→min 24)z=7x1+x2→max 25) z=x1+x2→min
x1+x2≥4 x1+2x2≥2 x1+x2≥4 5x1+3x2≥21 3x1+x2≥8
5x1-2x2≤4 3x1+2x2≤6 -x1+x2≤3 x1+x2≤14 x1+2x2≤6
-x1+2x2≤4 -x1+x2≤1 6x1+7x2≤42 3x1-5x2≤15 x1-x2≤3
26) z=-3x1+6x2→min 27) z=-2x1+x2→min 28) z=-2x1+x2→min 29) z=x1-2x2→min 30) z=2x1-4x2→min
x1+x2≥4 x1+3x2≥6 -3x1+2x2≥3 x1+2x2≥2 x1+3x2≥2
5x1-2x2≤4 2x1+x2≤8 2x1+x2≤8 -x1+x2≤3 8x1-5x2≤16
-x1+2x2≤4 -2x1+x2≤4 x1+x2≤6 6x1+7x2≤42 2x1+7x2≤9
2. Дана задача линейного программирования
z=c1x1+c2x2®max (min),
а11x1+а12x2≤b1,
а21x1+а22x2≤b2,
а31x1+а42x2≥b3,
xj³0, j=1÷2
Графически найти максимальное и минимальное целочисленные решения задач (методом ветвей и границ). Решить задачу методом отсечений Гомори (для максимального или минимального значения целевой функции − по своему смотрению). Коэффициенты ограничений и целевой функции приведены в таблице.
№ вар. | а11 | а12 | b1 | а21 | а22 | b2 | а31 | а32 | b3 | c1 | c2 |
-1 | -1 | ||||||||||
-3 | -5 | ||||||||||
-5 | -2 | ||||||||||
-5 | |||||||||||
-5 | -3 | -2 | |||||||||
-3 | |||||||||||
-2 | -7 | -5 | |||||||||
-10 | -2 |
3. Для задач 1–30:
а) определить всевозможные варианты распила досок на заготовки нужной длины (т.е. составить карту раскроя);
б) составить математическую модель в виде задачи целочисленного программирования;
в) решить задачу методом отсечений Гомори или с помощью MathCAD;
г) найти все оптимальные решения задачи.
Формулировка задачи. Доски длиной L, имеющиеся в достаточном количестве, следует распилить на заготовки двух видов: длиной l1 и длиной l2, причём заготовок первого вида должно быть получено не менее n1 штук и заготовок второго вида – не менее n2 штук. Каждая доска может быть распилена на указанные заготовки несколькими способами. Требуется найти число досок, распиливаемых каждым способом, с тем, чтобы необходимое количество заготовок было получено из наименьшего количества досок. Все необходимые числовые данные указаны в таблице.
Номер задачи | L, м | l1, м | l2, м | n1 | n2 | Номер задачи | L, м | l1, м | l2, м | n1 | n2 | |
2,5 | 0,9 | 0,8 | 3,6 | 1,6 | 1,0 | |||||||
3,4 | 1,4 | 1,0 | 2,6 | 0,7 | 1,1 | |||||||
2,0 | 0,6 | 0,8 | 4,1 | 1,4 | 1,3 | |||||||
2,3 | 1,1 | 0,6 | 1,8 | 0,5 | 0,8 | |||||||
3,7 | 0,8 | 1,3 | 2,1 | 0,9 | 0,6 | |||||||
2,8 | 1,0 | 0,9 | 3,5 | 1,0 | 1,5 | |||||||
4,3 | 1,4 | 1,5 | 4,0 | 1,8 | 1,1 | |||||||
1,7 | 0,7 | 0,5 | 2,7 | 0,8 | 1,1 | |||||||
3,9 | 1,2 | 1,5 | 3,0 | 1,2 | 0,9 | |||||||
2,2 | 1,0 | 0,6 | 3,3 | 1,0 | 1,3 | |||||||
2,9 | 0,8 | 1,2 | 3,8 | 1,4 | 1,2 | |||||||
1,6 | 0,6 | 0,5 | 3,7 | 1,1 | 1,5 | |||||||
4,4 | 1,3 | 1,8 | 4,2 | 1,6 | 1,3 | |||||||
1,9 | 0,9 | 0,5 | 3,2 | 0,9 | 1,4 | |||||||
2,4 | 0,7 | 0,9 | 4,5 | 1,7 | 1,4 |
Задачи теории игр.
Решить графически игру, заданную платёжной матрицей (2´n).
№1 №2 №3 №4
№5 №6 №7 №8
№9 №10 №11 №12
№13 №14 №15 №16
№17 №18 №19 №20
№21 №22 №23 №24
№25 №26 №27 №28
№29 №30 №31 №32
№33 №34 №35 №36
№37 №38 №39 №40 №41
Решить графически игру, заданную платёжной матрицей (m´2).
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
№8 №9 №10 №11 №12 №13 №14
№15 №16 №17 №18 №19 №20 №21
№22 №23 №24 №25 №26 №27 №28
№29 №30 №31 №32 №33 №34 №35
№36 №37 №38 №39 №40 №41 №42
№43 №44 №45 №46 №47
Решить матричную игру т´п с помощью линейного
программирования………
№1 №2 №3 №4
№5 №6 №7 №8
№9 №10 №11 №12
№13 №14 №15 №16
№17 №18 №19 №20
№21 №22 №23 №24
№25 №26 №27 №28
№29 №30 №31 №32
№33 №34 №35 №36