I различия между маленькой и большой семьей.
Слово "экономия", или "ойкономия" происходит от "ойкос", "дом" и от "номос", "закон" и по своему первоначальному смыслу означает лишь благоразумное и законное управление домом для общего блага всей семьи. Значение этого термина впоследствии распространилось и на управление большой семьею, что есть Государство. Для того, чтобы различать сии два значения, в этом последнем случае экономию называют общей, или политической экономией, а в другом - домашней, или частной экономией. В этой статье речь идет только о первой.
Различие между общественной экономией и частной экономией было сделано с полным основанием. Поскольку Гражданская община и семья не имеют ничего общего между собой (кроме обязательства их правителей сделать и первую и вторую счастливыми) их права не могут возникать из одного и того же источника, одни и те же правила поведения не могут подходить для них обеих.
Как эту идею аргументирует Руссо:
1. Маленькая семья и большая семья (государство) не одно и то же, ибо первое – большое общество, где правитель все видит лишь чужими глазами. В то время как семья – маленькое общество, и отец видит все сам.
2. Власть отца над детьми установлена для их же собственной пользы.
Обязанности отца продиктованы ему естественными чувствами и таким тоном, который редко позволяет ему не повиноваться. У правителей нет ничего похожего на это правило, и они в своих отношениях с народом на деле связаны только теми обещаниями, которые они ему дали, и исполнения коих он вправе требовать.
3. Главная цель трудов всего дома состоит в том, чтобы сохранить и умножить отцовское достояние, дабы отец мог когда-нибудь разделить его между детьми, не уменьшая их доли, тогда как богатство казны - это лишь средство, часто весьма дурно понимаемое, для того, чтобы сохранить частным лицам мир и изобилие. Дополнительно:
4. В семье должен приказывать отец. Власть не должна распределяться поровну между отцом и матерью, но следует, чтобы управление было единым и чтобы, при расхождении во мнениях, один голос был преобладающим и решающим. У женщин часто возникают недомогания, которые создают для них период бездеятельности. Муж имеет право контролировать поведение жены, чтобы быть уверенным, что детей она родила от него. Жена не имеет право контролировать мужа.
5. дети должны повиноваться отцу сначала по необходимости, затем из благодарности: получая от него все, в чем они нуждаются, на протяжении первой половины своей жизни, они должны посвятить вторую половину жизни тому, чтобы доставлять отцу все ему необходимое.
6.Слуги должны повиноваться господину за их содержание у него дома. О рабстве не может идти и речи! Оно противоестественно человеческой природе!
II Правление и Суверенитет
Общественная экономия – это Правление.
Высшая власть – это Суверенитет. ( Так называет Руссо).
Различие между ними состоит в том, что одной из них( Правлению) принадлежит право законодательства, и она в некоторых случаях налагает обязательства даже на саму Нацию в целом, тогда как другой принадлежит только власть исполнительная, и она может налагать обязательства лишь на частных лиц.
Общественная экономия делится на два типа:
1. Народная. Между народом и правителями царит единство интересов и воли.
2. Тираническая.У правительства и у народа различные интересы. ( такая форма существует везде и неизбежна).
1 Принцип народной общественной экономии ( Правления):
То есть такого государства, которое имеет своею целью благо народа. Принцип – следование во всем общей воле.Но для этого нужно отличать общественную волю от частной.
Причина, почему люди объединились в государство – это потребность обеспечить имущество, жизнь и свободу каждого члена общею защитою.
Одному только Закону люди обязаны справедливостью и свободою; этот спасительный орган воли всех восстанавливает в праве естественное равенство между людьми;
Самый главный долг правителя – забота о соблюдении законов.
То есть:первый долг Законодателя состоит в том, чтобы привести законы в соответствие с общей волей, так и первое правило общественной экономии состоит в том, чтобы управление соответствовало законам.
2 принцип народной общественной экономии:
Осуществить общую волю можно, если сделать так, чтобы все изъявления воли отдельных людей с нею сообразовались, а так как добродетель есть лишь соответствие воли отдельного человека общей воле, то, дабы выразить это в немногих словах, установите царство добродетели.