Методологические аспекты функционирования предприятия
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Цель- конечное состояние, желаемый рез-т, кот-го стремиться добиться пред-ль.
Для достижения гл. цели деят-ти пред-я след.запланировать спец. цели функц-х подс-м пред-я таких как: маркетинг, произ-ва, инновации, финансы, персонал.
Осн. цели пред-я.
Маркетинг. цель- завоевание рынка.подцели- изучение спроса, мониторинг доли рынка пред-я, охват новых рынков.
Произ-ва. цель – достижение наилучших показателей хоз. деят-ти при выпуске продукции.подцели – увел. ассортимента выпуск. продукции, ур. произ-ва труда, рентабельность, эфф-тьиспольз. рес-в.
Инновации.цель – завоевание лидерства по выпуску новых видов продукции. подцели – уровень обновл. ассортимента, использ доходов от реализ продукции по инновации.
Финансы. цель – обеспечение финансустоичивостипредп-я. подцель – кредитоспособность, ликвидность, ур. самофинансиров,, стр-ра капитала.
Персонал.цель – реализ соц. задач пред-я. подцель – ур. дохода и соц. защиты, повышквалиф. кадров, развитае личности в коллек-ве.
Основные черты пред-я.
1.организационное единство(базир. на иерархичном принципе управления)
2.обособленное имущество
3.имущественная ответст-ть(пред-еимеет имущ-во несет полную ответ-ть им по своим обяз-вам.)
4.пред-е выступает в хоз обороте от собственного имени.
5.оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Задачи:
- получение дохода учредителями пред-я;
- обеспечение потребителей продукцией в соот-е с заключ. договорами и рыночным спросом;
- обесп. персонала з/п, норм условиями труда, возможностью проффесион роста;
- создание рабочих мест для населения;
- охрана окружающей среды;
- недопущения сбоя в раб пред-я.
Задачи пред-я опред след факторами:
· интересы владельцев
· размерами капитала
· внешней средой
· ситуацией внутри пред-я.
Принципыупр-я пред-ем:
· п экономичности закл в достижении оптимального рез-та при мин затратах
· пфинан-й устойчивости означает такую деят-ть при кот-й пред-е в любой момент времени может расплотиться по своим долгам( собст ср-ми, кредитом либо отсрочка)
· п прибыл-тизакл в дост-нии мах возможногоуровня прибыльности
Функции:
· произ-во и продажа прод-в потреб
· послепродажное обслуж
· материал-технич обеспечение про-ва
· повышкач-вапрод
· уплата налогов и отчисление на соц нужды
· соблюд действ стандартов, законов и норм актов
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
На эф-ть работы пред-я оказыв влияние различные факторы, кот можно разделить на след категории:
1.в зависимости от направления действия:
а) позитивные
б) негативные
2. в завис от места возникновения
а)внуренние:-факторы ресурстного обеспечения;
- ф обеспечивающ желаемый уровень экономич и технич развития пред-я
- факторы обеспеч коммерческую фиктивность деят-ти пред-я
б) внешние
- связанные с изменением конъюнктуры рынка
- связ с инфляционными процессами
- связ с деят-ю гос-ва
СУБЪЕКТЫ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любое пред-е основывает своюдеят-ть на предпринимательстве.
предпринимательская деят-ть - представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
S:
· грРф И др ГОС-В неогрн законом в своей деят-ти
· гр иностранных гос-в и лица без гр в пределах полномочий установл законом
· объединение гр-н
Пред-во может осущ отдельными гр-ми без образования юр лица(ИП БОЮЛ)
и юр. лицами.
Юр л – организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юр лподлежит гос регистрации и действует на основании устава- учред договора.
Юр л:
· коммерчорг - -орган-я, преследуемая в кач-веосн цели получение прибыли распределен между учредителями
· некоммерчорг-ция – могут создаваться в формах общ. и религиозорг-ций и благотворит фондах.
Виды пред-ва
1. Производственное предпринимательство. (вид деят-ти направлен на произв. продукции, проведении работ, оказание услуг, подлежащих последующей реализации подребителем. Явл самым трудным, и наиб важным видом пред-ва.)
2.Коммерческое предпринимательство. (Этот вид предпринимательства связан с куплей-продажей товаров, товарообменными, товарно-денежными операциями.)
3.Посредническое пред-ва( закл в деят-тисоед. заинтересованной стороны при заключ сделки)
4.Финансово предпринимательство. (явл разновидностью коммерческого пред-ва.)
5.Страховое пред-ва( специф форма финанс пред-ва, закл в получении страховых взносов и возврате страховых премий при поступл страхового случая).
ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
Пред-я классиф по след признакам:
1. по виду и хар-рудеят-ти.
a. пред-я производ сферы.
b. пред-я не производ сферы
2. по размерам пред-я
а.) размеры зависят от
a. числа занятых работников
b. объема выручки
c. размера активов
d. получаемой прибыли
б) -мелкие пред-я(до 50 чел занятых)
- средние (от 50-500 заняты)
- крупные (свыше 500 чел)
- особо крупные (свыше тысячи занятых)
3. по формам собственности
a. гос-ные
b. частные
c. кооперативные
d. пред-я, находящиеся в собств общ-ныхорг-ций.
4. по принадлежности капитала
a. национальные (капитал кот принадлежит гражданам данного гос-ва)
b. иностранные
c. смешанные(капитал кот принадлежит гражданам двух гос-в)
5. по организационо-правовым формам- комплекс юр, правовых и хоз-х норм, определяющих хар-р, условия и способы формир-я отношениймежду учредителями и дрсубьектамихоздеят-ти.
Виды ор-пр форм:
· товарищество
· хоз. общ-ва
· производ кооперативы
· унитарные предп-я
· крестьянско-фермерские хоз-ва
· хоз-ное партнерство
·
ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
Инфраструктура предприятия –подразделение по обслуживанию оснпроиз-ва, а такжесоц обслуживанию коллектива.
К производстинфрастр относят:
· службы мат-тех снабжения
· сбыт продукции
· ремонтные подразделения
· транспотр подразделен
· подразделения энергетики
Непроизводинфрастр - создается в организации для соц обслуживания сотрудников и вкл в себя:
- жилищ-коммун стр-ру
- детские сады
- дома отдыха
- оздоровит комплексы
- мед пункты
- столовые и буфеты
- уч заведения
КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Капитал орг-ции – сумма всех активов, оцененных в денежной форме.
След виды капитала:
1. реальный капитал(сущ в форме ср-в произ-ва)
2. денежн кап-л(использ для приобред ср-в произ-ва, для обеспечения хоздеят-типредп-я)
Капит пред-я может находится в ф собствен и заемного.
3. собствен кап-л(предст-ет собой стоимостную оценку имущества пред-я полностью находящийся в его собственности)
4. заемный капитал (капи-л, кот привлекается на пред-тии в виде предметов, фин помощи, сумм под залог имущ-ва.) заемный капитмб краткосрочным и долгосрочным
5. уставный капитал (сумма денежн ср-в и стоимость мат и немат активов, представляемые учредителями при создании прид-я. Его величина зависит от выбора орг-правов формы хозяйствования и фиксируется в учредит док-тах при гос регистрации юр лица.
Роль устн капитала заключ в том, что он создает фин устойчивость пред-я, т.к. служит гарантией в деловых отношениях с партнерами и гос органами.
Капитал в натур - вещественном воплощении(реальный)подразделяется на основной и оборотный.
К осн кап относятся: оснстр-ва. Оборотнкапит расходуется на приобретение сырья и материалов на оплату труда персоналам.
ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ.
Имущ-во – совок материальных, фин и немат активов, принадлежащих предприятию.
Матер активы:
· земельн участки
· здания
· оборудование
· сырье и мат-лы
· полуфабрикаты
· готовая продукция
Фин активы:
· денежные ср-ва в кассе
· д ср-ва на расчетном счете
· депозиты в банках
· ценные бумаги и тд.
Немат активы:
· патент
· товарные знаки
· авторские права и др виды интелектсобственн.
Коэф обновления
Где Фвв-стоимость вновь введенных ОФ, Фкг-стоимость ОФ на конец года.
Фнг-ст-ть ОФ на начало года,Фвв-ст-ть вновь вводимых оФ, Фвыб-выбывшие ОФ.
Коэф выбывания
Для поддержания ОФ в рабочем состоянии необходимо переодически проводить ремонт.
Различают три виды ремонта:
1. Востановительныйремонвызываемый стихийными бедствиями, военными разрушеними и т.д. Как правило этот ремонт осущ за счет ср-в гос-ва.
2. Текущий ремонт-мелкий ремонт, который производится в процессе функционирования ОФ
3. Капитальный-сущ. Ремонт ОФ связанный с полной разборкой машин и заменой всех изношенных деталей и узлов.
После капитального ремонта технические параметры должны приблизится к первоначальным.
Все расходы, связаные с ремонтами ОФ кроме восстановительного, включаются в состав затрат на производство и реализацию.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ.
Производственный процесс-это совокупность отдельных операций , направленных на превращение сырья в готовую продукцию.
Основные компоненты процесса производства:
-профессиональная подготовка персонала
-основные средства
-предмет труда(сырье, материалы, полуфабрикаты)
-энергия
-информация
Производственный процесс включает в себя:
-технологические процессы
-транспортные процессы
-сервисные процессы
-информационные процессы
Классификация производственных процессов
По значению и роли в производстве:
-Основные- в ходе которых происходит изготовление основной продукции
-Вспомогательные-обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов( ремонт)
-Обслуживающие-это услуги, необходимые для нормального протекания основных и вспомогательных процессов (уборка помещений другими организациями)
По характеру воздействия на предметы труда
-Механические
-Физические
-Химические
По продолжительности
-Непрерывные
-Дискретные (с технологическими перерывами)
По характеру протекания
-Простые
-Синтетические
-Аналитические
Технологическая операция-часть производственного процесса, выполняемая на одном рабочем месте над одним объектом производства(деталью изделия) одним или несколькими работниками.
По степени технической оснащенности операции могут быть классифицированы на:-ручные
-машинно-ручные
-машинные
-аппаратурные
Классификация затрат
Затраты на производство и реализацию продукции могут быть классифицированы по ряду признаков:
- По роли в процессе производства:
-основные (непосредственно формирование создаваемой продукции :сырье, материалы)
-накладные (связаны с обслуживанием процесса производства)
- По способу отнесения на себестоимость продукции:
-прямые
-косвенные
- По отношению к объему производства :
-постоянные (не зависят от объема выпускаемой продукции: амортизация, рассчитанная линейным способом, з/п управляющего персонала)
-переменные затраты изменяются в зависимости от объема производства: з/п сдельная и повременная, материальные затраты, транспортные услуги)
- По способу учета и группировке затрат
-простые(сырье ,материалы, амортизация, и т.д.)
-комплексные (общецеховые расходы , общехозяйственные и общепроизводственные расходы)
- По срокам использования в производстве
-текущие (каждодневные)
-единовременные
- По методам планирования учета и распределения затрат
-группировка по экономическим элементам(отражается в смете затрат)
-группировка по месту осуществления затрат (по статьям калькуляции)
КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ.
Калькуляция-это процесс исчисления себестоимости единицы производимой продукции ( работ, услуг).
Процесс калькулирования включает в себя:
- Разграничение затрат между готовой и незаконченной продукцией , а также оценка затрат на незавершенное производство
- Определение потерь от брака
- Стоимостная оценка отходов производства
- Расчет суммы затрат по каждой статье калькуляции для каждого вида готовой продукции
- Расчет себестоимости единицы продукции
Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет определить себестоимость по отдельным видам товаров , установленный объем затрат по каждому виду работ, производственному подразделению, а также аппарату управления.
Типовая группировка затрат по статьям калькуляции имеет следующий вид:
- Сырье и материалы
- Покупные полуфабрикаты и кмплектурные изделия
- Возвратные отходы (вичитаются)
- Транспртно-заготовительные расходы
- Топливо и энергия на технологические цели
- Основная и дополнительная з/п основных производственных работников
- Отчисления на соц. Нужды по з/п основных производственныхз работников (30,2%)
- Расходы на содерание и эксплуатацию тезнологического оборудования
- Цеховые расходы
- Допустимые для данного производства потери от брака
- Прочие производственные расходы
_______________________
Итого цеховая себестоимость
- Общепроизводственные расхлды
- Общехозяйственные расходы
_______________________
Итого производственная себестоимость
- Внепроизводственные (коммерческие) расходы
_______________________
Итого полная себестоимость
МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
Под методами калькулирования понимается система приемов , используемых для исчисления себестоимости единицы продукции.
В настоящее время известны следующие методыкалькулирования:
1. Простой (попроцессный) метод-применяется , когда организация производит 1-2 вида продукции. Все затраты на производство , обслуживание и управление делят на количество произведенной продукции.
2. Позаказный метод-применяется в единичном и мелкосерийном производстве . Объектом калькулирования выступает отдельный производственный заказ на 1 или несколько изделий.
3. Нормативный метод-является универсальным и применяется во многих отраслях экономики . Основывается на учете норм расхода ресурсов при производстве товаров, работ и услуг.
4. Поиздельный метод- основан на разделении затрат на конкретные виды продукции.
5. Пооперационный метод- основан на разделении всех затрат по отдельным операциям технологического процесса.
СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ.
Сертификация-это совокупность действий и процедур , подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям стандартов (технических условий).
В практике различных стран встречаются различные системы сертификации , которые могут быть классифицированы по следующим направлениям:
1. В зависимости от круга участников (национальная , международная, региональная, многосторонняя , односторонняя)
2. По процедуре проведения (самосертификация (заявление о соответствии), сертификация третьей стороной (предусмотрено участие сторонней организации, независимой от учавствующих сторон).
3. По правовому признаку (обязательная и добровольная)
Продукция , прошедшая сертификацию отмечается следующим образом:
1. Выдается документ (сертификат соответствия)
2. Продукция маркируется знаком соответствия (Рст)
3. Продукция заносится в список изделий , разрешенных к продаже (перечень товаров , подлежащих обязательной сертификации).
СИСТЕМА ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ.
1. По степени регулируемости все цены делятся на свободные и регулируемые.
Свободная цена – это рыночная цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.
Регулируемая цена– цена, складывающаяся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные.
Фиксированная цена– это цена твердо установленной величины (государство является монополистом).
Предельная цена– это цена, ограниченная верхним пределом. Основным методом регулирования является установление определенного размера торговых надбавок или определение предельного уровня рентабельности на некоторые виды товаров. Регулирование цен осуществляется также путем предоставления дотаций отдельным производствам.
2.По размеру обслуживаемого оборота цены делятся на оптовые и розничные.
Оптовая цена– это цена, по которой предприятие-изготовитель реализует крупную партию товара заказчикам-оптовикам.
Розничная ценаформируется в розничной торговле, т.е. это цена за единицу продукции. Обязательно включает в себя торговую надбавку.
3.По характеру обслуживаемого оборота цены делятся на:
- цены на строительную продукцию;
- закупочные цены;
- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
- тарифы на бытовые и коммунальные услуги, оказываемые населению;
- цены внешнеторгового оборота.
Цены на строительную продукциюпредставлены следующими видами:
- сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство;
- прейскурантная ц– усредненная сметная ст-ть единицы конечной продукции (1 м2);
-договорная ц– устанавливается по соглашению между заказчиком и подрядчиком.
Закупочные ц– это оптовые цены, по которым реализуется продукция с/х предприятиями. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, делятся на экспортные и импортные.Экспорт ц– цены, по которым отечественная продукция продается на мировом рынке.Импорт ц– цены на продукцию, ввозимую из-за рубежа. монопольные ц– это цены, складывающиеся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Монопольная цена используется, как правило, для извлечения дополнительной прибыли.Демпинговые ц – это сознательно заниженные цены. Используются как средство вытеснения конкурентов и увеличения объема продаж. К ним обычно относят цены ниже издержек производства.Аукцион ц– это цена товара, проданного на аукционе. Биржевые ц – это цены, по которым осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже.
4. По территориальному принципу выделяют единые (поясные) и региональные (местные) цены.
Един ц– устанавливаются и регулируются государственными органами на газ, электроэнергию, транспорт, квартплату и др.
Региональн ц– цены, устанавливаемые местными органами власти на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению, а также закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Ценовые методы– это способы формирования цен на товары и услуги.
Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции и добавлении целевой прибыли (по полной себестоимости, по сокращенной себестоимости, рентабельности активов, обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли и др.)
Параметрические методы основаны на учете технико-экономических параметров товаров (качество продукции).
Рыночные методыценообразования основаны на взаимодействии спроса и предложения на рынке (с учетом конкуренции, с учетом ценности товара и др.).
Принципы:
1) научная обоснованность цен;
2) целевая направленность цен;
3) непрерывность процесса образования цен;
4) единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ.
Различают П от реализации продукции, валовую П, П до налогообложения, чистую П.
Прибыль от реализации продукции – фин рез-т производственной и сбытовой деят-ти пред-я, основная или преобладающая часть балансовой прибыли. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, с другой от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.
Объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, организации рекламы, сбыта, ценовой и товарной политики и т.д.
Уровень издержек производства зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.
Вместе с тем прибыль предприятиеполучает не только от реализации продукции, (от обычных видов деятельности) но и от других (прочих) видов деятельности. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Она состоит из прибыли от реализации продукции «+» внереализационные и операционные доходы и «-» внереализационные и операционные расходы.
Операционные доходы и расходы – доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду; а также расходы, связанные с этой деятельностью и т.д.). Внереализационные доходы и расходы – затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов; курсовые разницы; активы, полученные безвозмездно и др.
Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчисленийв резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.
Ставка налога на прибыль составляет 20% (в т.ч. в Фед. бюджет – 2%).
В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет часть балансовой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушение налогового законодательства. Чистая прибыль – единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.
Выручка-себестоимость=валовая прибыль
Валовая прибыль-коммерч расходы- управл расходы=прибыль от реализ
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема формирования прибыли хозяйствующего субъекта
ПЛАНИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ.
Методы планирования прибыли
Планирование прибыли - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятия.
На практике применяются различные методы планирования прибыли. Наиболее распространенным является метод прямого счета.
При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между доходами и расходами по всем направлениям деятельности предприятия.
Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала.
Анализ перекрытия ликвидности основан на соотношении издержек предприятия, являющихся денежными расходами, и амортизацией.
Нормативный метод планирования прибыли основывается на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов. В качестве таких нормативов обычно используется норма прибыли на:
§ собственный капитал;
§ активы предприятия;
§ единицу реализуемой продукции;
§ инвестируемый капитал.
Метод экстраполяции предполагает анализ динамики за ряд лет, выявление тенденции развития и прогнозирование прибыли на плановый период. Этот метод можно использовать на стадии технико-экономического обоснования проекта, а также при планировании на краткосрочный период.
Аналитический метод планирования прибыли основан на построении многофакторных моделей. Он учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия.
Анализ взаимосвязи «затраты, объем реализации, прибыль».
Распределение чистой прибыли в самом общем виде можно представить:
| |||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
Подробно рассмотрим формирование фондов накопления и потребления.
Чистая прибыль | ||
Финансовый резерв (резервный фонд) | ||
1. Расширение производства. 2. Погашение долгосрочных ссуд и процентов по ним. 3. Прирост собственных ОБС. 4. Финансирование НИОКР. 5. Строительство и эксплуатация объектов жилищного, социального, культурно-бутового и природоохранного назначения. 6. Осуществление социально-культурных мероприятий. | 1. Оказание материальной помощи. 2. Вознаграждение по итогам работы за год (кроме с/х предприятий). 3. Единовременное поощрение за выполнение особо важных заданий. 4. Выплата дивидендов по трудовым акциям, долевым накоплениям, вкладам. 5. Установление дополнительных трудовых и социальных льгот (сверх предусмотренных законодательством). 6. Расходы соц. характера, направленные на повышение личных доходов работников. | |
Средства, направляемые на производственное и социальное развитие. Фонд накопления | Средства, направляемые на потребление Фонд потребления |
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Планирование – процесс, включающий в себя разработку основных направлений деятельности и развития организации, определение потребности в рес-сах и ср-вах, необходимых для реализации указанных направлений, а также выбор методов и способов осущ намеченных мероприятий.
Опыт многих преуспевающих компаний промышленно развитых стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование производственно-хозяйственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания, успешной реализации принятой стратегии развития предприятия.
Если стратегия предприятия является принципиальной установкой его развития на будущее, то планирование представляет собой определение оптимальных путей производства и реализации продукции, поскольку с помощью него осуществляется увязка ресурсов, потенциала предприятия как с целями его развития, так и со способами их достижения. Выделяется планирование отдельных видов ресурсов(напрфин планирование) Планирование позволяет предприятию на основе имеющихся внутренних возможностей спроектировать нужную организацию производства и реализации продукции с учетом изменений, происходящих в хозяйственной среде. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами.
Планирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1. Гибкость - предусматривает постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Соблюдение данного принципа требует корректировки плана при различных изменениях внутренней и внешней среды.
2. Непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года).
3. Коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий. Все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо.
4. Участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия.
5. Адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия.
6. Комплексность предполагает взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
7. Многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды.
8. Итеративность предусматривает неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации).
В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки.
ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Методы планирования:
1. Балансовый - обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. На предприятии могут составляться балансы: бухгалтерский, производственной мощности, рабочего времени, энергетический, финансовый и др.
2. Расчетно-аналитический – используется для определения показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. При помощи этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.
3. Экономико-математические методы – позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров и выбрать из нескольких вариантов плана оптимальный.
4. Графоаналитический метод – дает возможность отразить результаты экономического анализа графическими средствами.
5. Программно-целевые методы – позволяют представить план в виде комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Цели достигаются конкретными исполнителями за счет выделяемых для этого ресурсов. Основой программы является генеральная цель, формирующая подцели и задачи. На основе ранжирования целей составляется граф «дерево целей», который является базой для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления.
На практике применяет<