Схема 2. Система управления материальными потоками
Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и на микроуровне.
На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизвод-ственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукций.
Качественная гибкость внутрипроизводственных логистических систем может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства.
Количественная гибкость также обеспечивается различными способами. Например, на некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% — временные работники. Причем до 50% от числа временных работников составляют женщины и пенсионеры. Таким образом, при численности персонала в 200 человек предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек. Резерв рабочей силы дополняется адекватным резервом оборудования.
На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.
Большое значение в управлении потоковыми процессами в производственной логистике имеет понятие «задел». Задел представляет собой запас полуфабрикатов, деталей или сборочных единиц, обеспечивающий нормальную бесперебойную работу всех производственных подразделений предприятия.
По назначению заделы делятся на: технологические, оборотные, транспортные, страховые.
Технологический задел — это детали и сборочные единицы, которые находятся непосредственно в обработке или на контроле. Его величина определяется количеством рабочих мест и количеством обрабатываемых ими контрольных партий деталей и сборочных единиц.
Оборотный задел представляет собой запас деталей и сборочных единиц, создаваемый на рабочих местах для организации непрерывной работы.
Транспортный задел — это совокупность деталей и сборочных единиц, которые в текущий момент находятся в процессе перемещения с одного рабочего места на другое или от одного производственного цеха (участка) «другому.
Страховой задел создается в производственной логистике при выходе из строя оборудования и при обнаружении брака в производстве и в других подобных случаях.
Характеристику типа производства дополняет характеристика производственного цикла. Производственный цикл — это период времени между моментами начала и окончания производственного процесса применительно к конкретной продукции в рамках логистической системы (предприятия). Производственный цикл состоит из рабочего времени и времени перерывов при изготовлении продукции.
В процессе организации производства важно изначально определить оптимальную партию изделий. Оптимальная партия изделий (продукции) представляет собой партию, при которой затраты в расчете на одно изделие составляют минимальную величину.
На практике часто оптимальная партия определяется прямым счетом, но при формировании логистических систем более эффективным является применение методов математического программирования.
Важное значение имеет степень интеграции заготовительной и производственной логистики, которая проявляется по всему алгоритму производственно-логистических операций. Особенно интересны ее формы при организации снабжения основного производства необходимыми ресурсами. Различают три способа материально-технического обеспечения производственных подразделений: активная, децентрализованная и транзитная системы снабжения.
Сущность активной системы снабжения в том, что выдача, погрузка и доставка материальных ресурсов производственным подразделением осуществляется службами заготовительной логистики (отдел МТО, склад).
Сущность децентрализованной системы снабжения заключается в том, что получение, погрузка и доставка материальных ресурсов в основное производство осуществляются силами работников цехов и участков-потребителей.
Транзитная система обеспечения предусматривает доставку материальных ресурсов непосредственно производственным подразделениям, минуя общезаводские склады и заготовительные участки по подготовке ресурсов к производственному потреблению.
В производственной логистике наибольшее внимание уделяется нормам расхода. Нормы расхода материальных ресурсов — это максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление единицы продукции определенного качества и выполнение технологических операций, в том числе логистических.
Нормы расхода в общем виде выражаются как сумма чистого веса изготовленной продукции или веса материала, входящего в ее состав, и величины приемлемых отходов производства, а также других потерь.
Важнейшими нормативными показателями являются удельный расход сырья и материалов; коэффициент использования материалов; расходный коэффициент; полезный расход сырья и материалов.
Нормативный полезный расход материала — это масса (объем) материальных ресурсов, образующих готовую продукцию. Он определяется по чертежу изделия и расчетной массе (объему) материала.
Отношение полезного расхода материала к норме расхода называют коэффициентом использования материалов.
Важную роль играет также показатель удельного расхода, т. е. показатель фактического использования сырья и материалов. Он представляет собой количество фактически израсходованного материала на единицу продукции (работ). Определяется делением количества израсходованного материала на объем произведенной из него продукции.
Особый статус процесса производства по отношению к другим видам производственно-хозяйственной деятельности предопределяет ряд особенностей производственной логистики. Так, например, производственная логистика — это единственная сфера, в которой материальный поток выражается в трех материальных формах. На этапе входа н подсистему — в виде сырья, материалов, комплектующих. На стадии выхода из подсистемы производственной в подсистему распределительной логистики — в виде готовой продукции. А в течение самого процесса производства — в виде полуфабрикатов.
В некоторых случаях сменяемость форм материального потока происходит в рамках двух-трех производственных операций за короткий промежуток времени.
Следует подчеркнуть, что за пределами предприятия понятие «полуфабрикат» не имеет самостоятельного значения. Это определяет еще одну особенность производственной логистики. Это единственная ее сфера, в которой материальный поток представлен в виде полуфабрикатов.
Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:
- отказ от избыточных запасов;
- отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;
- отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
- устранение простоев оборудования;
- обязательное устранение брака;
- устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок;
- превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.