Сущность и принципы кредитования. Формы кредита
Кредит – это разновидность экономической сделки, принимающая форму ссуды, когда один партнер предоставляет другому деньги или имущество на условиях срочности, возвратности и, как правило, платности.
Кредит имеет две основные формы: коммерческий и банковский кредит.
Коммерческий кредит представляется в товарной форме продавцами товаров их покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары или предоставленные услуги. Коммерческий кредит применяется с целью ускорить реализацию товаров.
Банковский кредит представляется в виде денежных ссуд коммерческих банков и других финансовых учреждений: финансовыми компаниями, сберегательными кассами и др. Классифицировать банковский кредит можно в зависимости от срока (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный), назначения (для текущей или инвестиционной деятельности) и получателя (юридические или физические лица, межбанковские кредиты, международные кредиты).
Для текущей деятельности организаций используется: кредитование в форме учета коммерческих векселей, кредитование текущих нужд, кредитование экспортно-импортных операций.
Для инвестиционной деятельности организаций выдаются: кредиты, рефинансируемые в национальном банке, среднесрочные и долгосрочные кредиты.
Кредитование частных лиц бывает четырех видов: выдача персональных кредитов, предоставление потребительских кредитов, кредитование владельцев кредитных карточек, выдача кредитов на жилищное строительство.
При кредите составляется договор займа или ссуды. Кредит обеспечивается товарно-материальными, золотовалютными ценностями или ценными бумагами. Для кредитора они служат залогом полного и своевременного возврата кредита и получения процентов по нему. Долгосрочные ссуды, предоставляемые под залог недвижимости (земли, зданий или сооружений) называют ипотечными кредитами.
Сущность кредита выступает в его трех функциях:
1. распределения на возвратной основе денежных средств (распределительная функция);
2. создания кредитных средств обращения и замещения наличных денег (эмиссионная функция);
3. осуществления контроля за эффективностью деятельности экономических субъектов (контрольная функция).
Распределительная функция кредита обнаруживается как при аккумуляции средств, так и при их размещении, т.е. посредством кредита происходит распределение денежных средств на возвратной основе. Эта функция четко проявляется в процессе предоставления на время средств предприятиям и организациям (так же, как сбережений населения) для удовлетворения их потребностей в денежных ресурсах.
Важная функция кредита – создание кредитных средств обращения и замещения наличных денег (эмиссионная функция). Проявляется она в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства, т.е. обороту предоставляются деньги как в наличной, так и в безналичной формах.
Контрольная функция выражается в том, что любой кредитор – будь то банк, предприниматель или частное лицо через ссуду контролирует состояние заемщика, стремясь предотвратить непогашение долга.
К принципам кредитования относятся: возвратность, срочность, обеспеченность, платность и целевой характер.
Целевой характер означает, что кредит должен выдаваться и использоваться в строгом соответствии c целями кредитования, обусловленными в договоре.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
14.1 Основы прогнозирования и планирования
Прогнозирование – научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. Это суждение хотя и носит вероятностный характер, но все же обладает определенной степенью достоверности. Прогнозирование опирается на реальные расчеты и дает оценку перспектив развития организации, отрасли, государства. Прогнозирование – необходимый элемент выработки стратегии, обоснования целевых программ, принятия хозяйственных решений. В рыночной экономике прогнозирование выполняет три основные функции: предвидение тенденций изменения объекта хозяйствования и окружающей среды в будущем; оценка возможных последствий принимаемых решений; текущий прогноз результатов выполнения принимаемого решения для своевременной его коррекции.
Планирование как экономический инструмент управления предприятием представляет собой научное обоснование социально-экономических целей развития организации и разработку наилучших способов их осуществления с учетом требований рынка при эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов.
Сущность экономического планирования заключается в обосновании путей достижения целей предприятия. Цель планирования совпадает с основной целью деятельности предприятия.
Предметом технико-экономического и финансового планирования являются:
§ ресурсы предприятия (материальные, трудовые, финансовые, нематериальные);
§ текущая деятельность (доход, прибыль, себестоимость);
§ экономическая эффективность инноваций, инвестиций.
Планы можно классифицировать по следующим классификационным признакам:
§ по времени: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;
§ по формам: стратегический, бизнес-план, техэкономплан, оперативно-производственный план;
§ по объекту планирования: план объединения, предприятия, цеха, отдела, участка, бригады;
§ по видам документов: план, программа, прогноз, проект, задание, наряд-заказ;
Принципами планирования являются: непрерывность, оптимальность, определенность, комплексность, альтернативность, выделение приоритетов (целей и задач), наличие учета и оценка критериев.
§ принцип непрерывности означает что краткосрочные планы должны строиться с учетом требований среднесрочных и долгосрочных планов, при реализации одних планов следует разрабатывать и плавно переходить к реализации дальнейших программ;
§ оптимальность, т.е. расход ресурсов минимальный, а результат по рассматриваемым задачам максимальный, или лучший, или минимальный по срокам;
§ определённость – используемые и получаемые результаты выполнения плана имеют конкретный, определённый вид, обоснованные, выполнимые по срокам условия;
§ цели и задачи – в плане должны быть чётко определены количественно и расписаны по исполнителям;
§ комплексность требует решения поставленных задач в комплексе со всеми другими факторами, влияющими на достижение результата;
§ альтернативность – выбор оптимального плана должен осуществляться на альтернативной основе. Именно это условие обеспечивает конкуреноспособность принятого решения;
§ наличие учета и оценка критериев позволяют контролировать реализацию планов, учитывать недостатки при проработке последущих планов, вовремя корректировать ситуацию, добиваясь реализации поставленных задач.
14.2 Методы планирования и прогнозирования
В теории и практике плановой деятельности сформировалась система методов, которая может быть классифицирована различными способами: по источникам используемой информации, по степени ее обработки, по механизму построения плана или прогноза и др.
Особое место в практике занимают методы планирования: нормативный, балансовый, программно-целевой, сетевой и экономико-математические модели.
Нормативный метод широко используется для обоснования плановых и прогнозных документов, основан на применении различного вида норм и нормативов для расчета потребности в разнообразных ресурсах. Нормы и нормативы группируются по различным признакам. По характеру распространения - местные, отраслевые, межотраслевые. По масштабу применения - индивидуальные и групповые. По периоду действия выделяют текущие и перспективные. По направлениям использования нормы и нормативы имеют широкий диапазон: использования ресурсов, эффективности, потребления, экологии и т.д.
Балансовый метод - один из наиболее распространенных в экономике, реализующий принцип сбалансированности и пропорциональности. В планировании и прогнозировании балансовый метод обеспечивает увязку потребностей и ресурсов в масштабе всей экономики, координацию в развитии смежных отраслей и производств, пропорциональность и взаимоувязку всех элементов экономической системы. Предполагает разработку балансов в виде таблиц, представляющих систему показателей, в которой одна часть – ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей использование по всем направлениям. Виды балансов: материальные, стоимостные, трудовые.
Программно-целевой метод – предполагает четкую постановку цели и разработку комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки. Используется при разработке целевых комплексных программ для решения ключевых проблем социально-экономического и научно-технического развития. Целевая комплексная программа – это увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления комплекс социально-экономических, научно-технических, организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на решение важной проблемы. Основные требования: четко выраженный целевой характер; ориентир на полное решение проблемы; достижение конечных результатов.
Сетевой метод планирования предполагает построение схемы последовательного и параллельного проведения работ с указанием срока их выполнения и нахождения наименьшего критического пути. Этот метод применяется при составлении календарного плана в строительных организациях.
Экономико-математическая модель– формализованное описание исследуемого экономического процесса или объекта в виде математических зависимостей и отношений, т.е. формул.
По степени формализации методы прогнозирования делятся на две группы: интуитивные и формализованные.
Интуитивные – основаны на интуиции и логическом мышлении. Широко используются когда невозможно учесть влияния множества факторов на сложный объект, или объект очень простой и не нужны трудоемкие расчеты.
Среди интуитивных широкое распространение получили методы экспертных оценок, исторических аналогий, прогнозирование по образцу.
Сущность метода экспертных оценок – прогноз строится с учетом мнения специалиста или группы, основанного на профессиональном, научном и практическом опыте.
Сущность метода исторических аналогий – за аналог берется высокоразвитая система (страна, регион, отрасль), изучается процесс ее развития в истории и строится прогноз. Однако, это только точка отсчета, а к окончательному выводу можно прийти, лишь исследуя внутренние условия и закономерности развития системы.
Сущность метода прогнозирования по образцу – за образец берется новейшее изделие или технология, «образец» является начальным пунктом прогнозирования. Практика показывает, что этот метод, как правило, используется при определении путей развития новых видов техники.
Формализованные –основаны на использовании математической теории и логики, математических методах. Основу этих методов прогнозирования составляет изучение динамических рядов экономических показателей и их формализованное описание в виде математических зависимостей и отношений. Динамический ряд - это множество наблюдений объекта, полученных последовательно во времени. К формализованным методам относятся методы экстраполяции и моделирования.
Экстраполяция(от лат. «экстра» – «сверх, делать гладким, сглаживание» - наиболее распространенные и математически проработанные методы. Сущность - в изучении динамики изменения экономических процессов и явлений в прошлом и настоящем и переносе найденной закономерности на будущее.
Моделирование– предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта и выделения его основных характеристик или признаков. Толчком к развитию формализованных методов послужило возникновение и применение ЭВМ. Моделирование основано на методах прикладной математики и математической статистики.
14.3 Бизнес-план организации
Бизнес-план составляется при формировании стратегии развития отрасли, отдельных организаций, инвестиционных проектов. Бизнес-план – важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования, он относится к важному инструменту изучения рынка, привлечения инвестиционных и иных затрат; определения показателей развития организации на перспективу и др. Разработка его также способствует принятию управленческих решений.
Бизнес-план организации способствует решению следующих задач:
§ формулировка кратко-, средне- и долгосрочных целей развития, стратегии и тактики их достижения;
§ определение видов деятельности, показателей затрат и доходов;
§ установление конкретных направлений деятельности организации, целевых рынков, системы сбыта, продвижения товаров;
§ оценка кадрового потенциала, финансового состояния;
§ оценка рисков и возможных потерь;
§ планирование финансовых потоков, инвестиционных кредитов.
Разработка бизнес-планов должна базироваться на нормативно-правовых актах, действующих в Республике Беларусь: Инвестиционный кодекс, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.08.2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций», постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 г. № 158 «Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов».
Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается в случаях обоснования:
§ возможности привлечения организацией инвестиций в основной капитал, долгосрочных кредитов, займов;
§ целесообразности оказания организации, реализующей инвестиционный проект, мер государственной поддержки.
В иных случаях разработка бизнес-плана осуществляется по решению руководителя организации, реализующей инвестиционный проект, либо органа управления, в ведении которого находится организация.
Основанием для разработки бизнес-плана является приказ руководителя организации, которым определяются:
§ ответственные за разработку бизнес-плана, достоверность используемых в расчетах данных, информирование органа управления о ходе разработки бизнес-плана, своевременность внесения в бизнес-план необходимых изменений и дополнений в течение срока его реализации;
§ механизм взаимодействия между структурными подразделениями организации при разработке бизнес-плана, анализе хода его реализации и внесении в него необходимых изменений и дополнений;
§ необходимость привлечения к разработке иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с указанием основания их привлечения;
§ смета затрат на проведение работ и источники их финансирования (при необходимости);
§ сроки разработки.
В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные. В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы. Описательная часть бизнес-плана должна состоять из следующих основных разделов:
§ резюме;
§ характеристика организации и стратегия ее развития;
§ описание продукции;
§ анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга;
§ производственный план;
§ организационный план;
§ инвестиционный план;
§ прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;
§ показатели эффективности проекта;
§ юридический план.
В случае разработки бизнес-плана с участием привлеченных организаций, информация о разработчиках бизнес-плана отражается в сведениях о разработчике бизнес-плана.
Общие требования к подготовке бизнес-плана:
§ бизнес-план составляется с учетом отраслевых особенностей и специфики текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации и (или) проекта;
§ в случае реализации проекта в действующей организации финансово-экономические расчеты осуществляются в двух вариантах: с учетом реализации проекта и без учета реализации проекта;
§ каждый раздел формируется на основании достоверных исходных данных, подтвержденных исследованиями и оформленных соответствующими документами;
§ отдельными приложениями к бизнес-плану оформляются документы, подтверждающие исходные и другие данные, используемые в бизнес-плане.
Исходные и выходные данные, заложенные в бизнес-плане, должны быть идентичными на всех этапах его рассмотрения. В то же время отдельные разделы бизнес-плана могут дополняться расчетами, обоснованиями по требованию участников рассмотрения проекта (проведения его экспертизы, согласования или оценки).