Поведение фирмы на рынке олигополии

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике (почти все отрасли тяжелой промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение).

Черты олигополии:

Поведение фирмы на рынке олигополии - student2.ru

Для отнесения рынка к олигополистическому типу важно не число фирм, а их доля. В статистике к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм производят более половины всей выпускаемой продукции.

Главной причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства.



Объекты контроля

со стороны

олигополиста:

благодаря рыночной власти олигополисты, как и монополист, могут контролировать либо цену, либо объем выпуска.

В теоретических моделях они обычно определяют оптимальный объем выпуска, предоставляя рынку право установить соотвествующюю цену.

Субъективный фактор,

определяющий рыночное поведение

олигополиста,: взаимозависимость фирм в отрасли.

Взаимозависимость означает, что изменения цены (объема выпуска), предпринятые одной из фирм, сразу скажутся на доходах остальных. А раз так, то каждый олигополист, выбирая оптимальную комбинацию «P - Q», обязан принимать в расчет ожидаемые реакции соперников на свои действия. Эти реакции могут быть самыми разными. Поэтому в экономической теории отсутствует единая модель олигополии.

Наиболее типичными ситуациями на рынке олигополии являются следующие:

1. Сговор и соглашения (чаще всего реализуются через картельные соглашения, практику ценового лидерства и ценообразование в отрасли по принципу «costs plus»).

2. Целенаправленное соперничество (если фирмы выбирают стратегию ценовой войны или максиминную стратегию).

Вывод 2: главной особенностью олигополии является противоречие между стремлением фирм к сотрудничеству и эгоистическими интересами каждой из них.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 4

Выберите правильный ответ

1.Какая из следующих кривых никогда не принимает U-образной формы:

а) AVC;

б)MC;

в)AFC;

г)ATC.

2. Издержки в экономическом смысле слова (экономические издержки):

а) включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль;

б) включают в себя явные издержки, но не включают неявные;

в) включают в себя неявные издержки, но не включают явные;

г) не включают в себя ни явные, ни неявные издержки;

д) превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли.

3. В краткосрочном периоде конкурентная фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, не будет продолжать производство, если:

а) цена продукта ниже минимальных средних издержек;

б)средние постоянные издержки выше цены продукта;

в) цена продукта ниже минимума средних переменных издержек;

г) цена продукта ниже предельных издержек;

д) общий доход не покрывает общих издержек фирмы.

4. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции:

а)стали;

б) услуг парикмахерских;

в) автомобилей;

г) акций и облигаций фирм;

д) бензина.

5. Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на свой продукт, если:

а)средние издержки падают;

б)затраты на рекламу растут;

в) предельный доход выше предельных издержек;

г) предельный доход равен переменным издержкам;

д) все предыдущие ответы неверны.

6. Постоянные издержки фирмы – это:

а)затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения;

б) минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства;

в) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится.

Взаимосвязь между всеми возможными вариантами сочетаний факторов производства и объемом продукции выражается при помощи:

а) кривой производственных возможностей;

б) кривой общего объема продукта;

в) производственной функции;

г) эластичности предложения; кривых общих затрат.

8.Какое из следующих утверждений является правильным:

а) бухгалтерские издержки + экономические издержки = нормальная прибыль;

б) экономическая прибыль – бухгалтерская прибыль = явные издержки; в)бухгалтерская прибыль - неявные издержки = экономическая прибыль;

г) экономическая прибыль – неявные издержки = бухгалтерская прибыль;

д) явные издержки + неявные издержки = бухгалтерские издержки.

Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:

а) фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам;

б) кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке соответствующей минимальному значению АТС;

в) кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон;

г) кривые средних и предельных издержек имеют U-образную форму;

д) кривая спроса на продукт фирмы – горизонтальная линия.

Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

а) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары;

б) имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене;

в) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке;

г) имеет место свободный вход и выход на этот рынок;

д) все предыдущие ответы верны.

9. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем продукции выпуска, при котором:

а) предельные издержки равны общим издержкам;

б) предельные издержки равны общим издержкам;

в) предельный доход равен предельным издержкам;

г) предельный доход равен общим издержкам

д) средние издержки равны цене продукта.

Решите задачи.

1. Определите необходимый объем выпуска изделий при условии, что постоянные издержки составляют 6 млн. руб., переменные издержки на единицу продукции – 1,5 тыс.руб, предприятие планирует получить прибыль в размере 3 млн. руб.

Предполагаемая цена 2 тыс.руб.

На сколько изменится порог прибыльности за счет снижения цены с 2 тыс.руб до 1,5 тыс.руб.?

2. Определите какую цену должно установить предприятие, если оно имеет следующие условные показатели работы: объем выпуска составляет 6000 шт., средние переменные издержки на единицу продукции – 4 тыс.руб., постоянные издержки – 8 млн. руб., прибыль – 10 млн. руб.

В связи со снижением цен на сырье средние переменные издержки снизились на 25%. На сколько процентов должна измениться цена, чтобы предприятие смогло получить прибыль в прежнем размере?

3. Имеются следующие данные деятельности фирмы:

Цена P Объем Q Общая выручка TR Общие Издержки TC Постоян. Издержки FC Перемен.издержки VC Средние перемен.издержки AVC Средние общие издерж. ATC Предельн.издержки MC
4,0         4,0 3,0

а) Заполните таблицу, внеся недостающие цифры.

б) Фирма должна:

а) увеличить выпуск продукции;

б) уменьшить выпуск продукции;

в) ничего не менять.

г) Должна ли фирма в краткосрочном периоде:

а) продолжать производство;

б) безусловно прекратить производство.

4. Отраслевая функция спроса на благо имеет вид: Qd = 80-P. Постоянные издержки производства отрасли равны 100, а переменные изменяются по формуле: TVC=Q2 . Производственные возможности отрасли в коротком периоде ограничены: Q£20.

1) Определить равновесные значения Q и P, если отрасль монополизирована;

2) Определить равновесные значения Q и P, если в отрасли существует совершенная конкуренция.

5. Дана функция затрат монополии TC= 30 + 20Q; а также функция спроса на двух рынках: P1 = 40- 2Q1, P2 = 80 – 10Q2.

Найти объемы продаж и цены на каждом из двух рынков, максимизирующие прибыль монополии.

Рекомендуемая литература

1. Гальперин В.М. Микроэкономика: Учеб. для вузов по экон. спец.: В 2 т. Санкт-Петербург: Экономическая школа, 2007

2. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень: Учебное пособие. – 2-е изд.пер. – М.: Дело, 2009.

3. Микроэкономика: Практический подход: Учебник. – 2-е изд./ под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.:КРОКУС, 2005.

Наши рекомендации