Поведение фирмы на рынке олигополии
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике (почти все отрасли тяжелой промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение).
Черты олигополии:
Для отнесения рынка к олигополистическому типу важно не число фирм, а их доля. В статистике к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм производят более половины всей выпускаемой продукции.
Главной причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства.
Объекты контроля
со стороны
олигополиста:
благодаря рыночной власти олигополисты, как и монополист, могут контролировать либо цену, либо объем выпуска.
В теоретических моделях они обычно определяют оптимальный объем выпуска, предоставляя рынку право установить соотвествующюю цену.
Субъективный фактор,
определяющий рыночное поведение
олигополиста,: взаимозависимость фирм в отрасли.
Взаимозависимость означает, что изменения цены (объема выпуска), предпринятые одной из фирм, сразу скажутся на доходах остальных. А раз так, то каждый олигополист, выбирая оптимальную комбинацию «P - Q», обязан принимать в расчет ожидаемые реакции соперников на свои действия. Эти реакции могут быть самыми разными. Поэтому в экономической теории отсутствует единая модель олигополии.
Наиболее типичными ситуациями на рынке олигополии являются следующие:
1. Сговор и соглашения (чаще всего реализуются через картельные соглашения, практику ценового лидерства и ценообразование в отрасли по принципу «costs plus»).
2. Целенаправленное соперничество (если фирмы выбирают стратегию ценовой войны или максиминную стратегию).
Вывод 2: главной особенностью олигополии является противоречие между стремлением фирм к сотрудничеству и эгоистическими интересами каждой из них.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ 4
Выберите правильный ответ
1.Какая из следующих кривых никогда не принимает U-образной формы:
а) AVC;
б)MC;
в)AFC;
г)ATC.
2. Издержки в экономическом смысле слова (экономические издержки):
а) включают в себя явные и неявные издержки, в том числе нормальную прибыль;
б) включают в себя явные издержки, но не включают неявные;
в) включают в себя неявные издержки, но не включают явные;
г) не включают в себя ни явные, ни неявные издержки;
д) превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли.
3. В краткосрочном периоде конкурентная фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, не будет продолжать производство, если:
а) цена продукта ниже минимальных средних издержек;
б)средние постоянные издержки выше цены продукта;
в) цена продукта ниже минимума средних переменных издержек;
г) цена продукта ниже предельных издержек;
д) общий доход не покрывает общих издержек фирмы.
4. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции:
а)стали;
б) услуг парикмахерских;
в) автомобилей;
г) акций и облигаций фирм;
д) бензина.
5. Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на свой продукт, если:
а)средние издержки падают;
б)затраты на рекламу растут;
в) предельный доход выше предельных издержек;
г) предельный доход равен переменным издержкам;
д) все предыдущие ответы неверны.
6. Постоянные издержки фирмы – это:
а)затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения;
б) минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства;
в) издержки, которые несет фирма даже в том случае, если продукция не производится.
Взаимосвязь между всеми возможными вариантами сочетаний факторов производства и объемом продукции выражается при помощи:
а) кривой производственных возможностей;
б) кривой общего объема продукта;
в) производственной функции;
г) эластичности предложения; кривых общих затрат.
8.Какое из следующих утверждений является правильным:
а) бухгалтерские издержки + экономические издержки = нормальная прибыль;
б) экономическая прибыль – бухгалтерская прибыль = явные издержки; в)бухгалтерская прибыль - неявные издержки = экономическая прибыль;
г) экономическая прибыль – неявные издержки = бухгалтерская прибыль;
д) явные издержки + неявные издержки = бухгалтерские издержки.
Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются:
а) фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам;
б) кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке соответствующей минимальному значению АТС;
в) кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон;
г) кривые средних и предельных издержек имеют U-образную форму;
д) кривая спроса на продукт фирмы – горизонтальная линия.
Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
а) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары;
б) имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене;
в) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке;
г) имеет место свободный вход и выход на этот рынок;
д) все предыдущие ответы верны.
9. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем продукции выпуска, при котором:
а) предельные издержки равны общим издержкам;
б) предельные издержки равны общим издержкам;
в) предельный доход равен предельным издержкам;
г) предельный доход равен общим издержкам
д) средние издержки равны цене продукта.
Решите задачи.
1. Определите необходимый объем выпуска изделий при условии, что постоянные издержки составляют 6 млн. руб., переменные издержки на единицу продукции – 1,5 тыс.руб, предприятие планирует получить прибыль в размере 3 млн. руб.
Предполагаемая цена 2 тыс.руб.
На сколько изменится порог прибыльности за счет снижения цены с 2 тыс.руб до 1,5 тыс.руб.?
2. Определите какую цену должно установить предприятие, если оно имеет следующие условные показатели работы: объем выпуска составляет 6000 шт., средние переменные издержки на единицу продукции – 4 тыс.руб., постоянные издержки – 8 млн. руб., прибыль – 10 млн. руб.
В связи со снижением цен на сырье средние переменные издержки снизились на 25%. На сколько процентов должна измениться цена, чтобы предприятие смогло получить прибыль в прежнем размере?
3. Имеются следующие данные деятельности фирмы:
Цена P | Объем Q | Общая выручка TR | Общие Издержки TC | Постоян. Издержки FC | Перемен.издержки VC | Средние перемен.издержки AVC | Средние общие издерж. ATC | Предельн.издержки MC |
4,0 | 4,0 | 3,0 |
а) Заполните таблицу, внеся недостающие цифры.
б) Фирма должна:
а) увеличить выпуск продукции;
б) уменьшить выпуск продукции;
в) ничего не менять.
г) Должна ли фирма в краткосрочном периоде:
а) продолжать производство;
б) безусловно прекратить производство.
4. Отраслевая функция спроса на благо имеет вид: Qd = 80-P. Постоянные издержки производства отрасли равны 100, а переменные изменяются по формуле: TVC=Q2 . Производственные возможности отрасли в коротком периоде ограничены: Q£20.
1) Определить равновесные значения Q и P, если отрасль монополизирована;
2) Определить равновесные значения Q и P, если в отрасли существует совершенная конкуренция.
5. Дана функция затрат монополии TC= 30 + 20Q; а также функция спроса на двух рынках: P1 = 40- 2Q1, P2 = 80 – 10Q2.
Найти объемы продаж и цены на каждом из двух рынков, максимизирующие прибыль монополии.
Рекомендуемая литература
1. Гальперин В.М. Микроэкономика: Учеб. для вузов по экон. спец.: В 2 т. Санкт-Петербург: Экономическая школа, 2007
2. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень: Учебное пособие. – 2-е изд.пер. – М.: Дело, 2009.
3. Микроэкономика: Практический подход: Учебник. – 2-е изд./ под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.:КРОКУС, 2005.