Международная высшая школа управления

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

к.э.н., доцент

Гращенко Н.Ю.

Учебное пособие по дисциплине

«Микроэкономика»

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение в микроэкономику ………..…………. ………………………..3

Тема 2.Сущность, структура рынка ………… ………………………………..11

Тема 3.Спрос и предложение на рынке …………….……………..….…………16

Контрольные задания по теме 3 ………………… ……………..…...................28

Тема 4. Анализ издержек производства и поведение фирмы.……...……….…..31

Контрольные задания по теме 4.............................................................................49

Тема 5. Предмет макроэкономического анализа ………………………..………52

Контрольные задания по теме 4...............................................................................64

Рекомендуемая литература………………………………………………………66

Тема 1. Введение в микроэкономику

Предмет, методология и основные разделы экономической науки.

Первоначально экономика изучала домашнее хозяйство рабовладельческого поместья, своего рода предшественника фирмы. Благодаря древнегреческому ученому Ксенофонту , написавшему работу «Экономикос», что в переводе означает «домострой» («ойкос» – дом, «номос» – закон), наука получила свое первое название. Сегодня – это наука, изучающая проблемы производства, распределения, обмена и потребления во всех сферах жизни общества.

Большинство современных школ определяет предмет экономической теории как изучение использования редких экономических благ с целью удовлетворения потребностей людей.

Микроэкономика– это раздел экономической теории, изучающий поведение индивидуальных субъектов - потребителей и фирм

Микроэкономика занимается детальным изучением небольшого числа субъектов, которые действуют с учетом существующего положения в экономике.

Ключевые понятия:

Ø Потребности

Ø Редкость

Ø Выбор

Рассмотрим их более подробно.

1. Потребности – недостаток, в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом

Виды потребностей международная высшая школа управления - student2.ru

Потребности личности образуют иерархию (пирамиду) (А. Маслоу):

международная высшая школа управления - student2.ru

1. Физиологические потребности: голод, жажда, сексуальность и т.п. в той мере, в какой они обладают гомеостатической и организмической природой

2. Потребности в безопасности; безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности

3. Потребности в социальных связях потребности в любви, нежности, социальной присоединенности, идентификации

4. Потребности самоуважения: потребности в достижении, в признании, в одобрении

5. Потребности самоактуализации: реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении

Понятие и классификация благ

Блага – все, что удовлетворяет потребности человека

Классификация благ

По источникам возникновения: • Неэкономические(свободные) -созданные природой; • Экономические (ограниченные) – результат хозяйственной деятельности человекаю. (товары –субституты; комплементарные товары; нейтральные товары.   По роли в воспроизводстве: -Потребительские -Производственные  
По роли в потреблении: -Предметы первой необходимости –пища, одежда ; -Предметы не первой необходимости – картины, яхты, украшения.   По продолжительности использования -Длительного пользования -Разового пользования  

Экономические блага ограничены:

· - объем экономических благ недостаточен для удовлетворения всех потребностей людей;

· - объем экономических благ может быть увеличен лишь путем затрат факторов производства;

· - экономические блага необходимо тем или иным образам распределять.

Факторы производства

Факторы производства – ресурсы, непосредственно вовлеченные в процесс производства

В качестве основных факторов производства выделяют капитал, землю, труд, предпринимательскую способность.

Капитал– это созданная ранее накопленная стоимость.

Выделяют следующие основные виды капитала.

1. Денежный капитал. Находится в денежной форме.

2. Фиктивный капитал. Вложен в ценные бумаги.

3. Реальный капитал (недвижимость, оборудование, материалы, полуфабрикаты, товары).

Земля– особый фактор производства, представляющий собой:

1. сельскохозяйственные угодья;

2. место, на котором находится предприятие;

3. недра.

Труд– целенаправленная деятельность, в результате которой происходит создание товаров. Труд, исходя из данного определения, представляет собой процесс.

Труд – это всегда совокупность определенных усилий (физических или умственных), используемых в процессе производства и реализации товаров.

Предпринимательская способность – это совокупность следующих умений:

1. умение эффективно соединять в производственном процессе имеющиеся в распоряжении ресурсы;

2. умение планировать производственный процесс и прогнозировать рыночные изменения;

3. умение рисковать.

Считается, что данным ресурсом обладают 5-7% граждан России.

Предпринимательская деятельность - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли.

Предпринимательская деятельность предполагает инновационный, творческий подход к удовлетворению человеческих потребностей путем создания, производства и реализации нужных в данный момент времени потребителю товаров. Цель предпринимательской деятельности – получение предпринимательского дохода.

Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей.

3. Ближайшим следствием недостаточности ресурсов является конкуренция за их использование.

В результате редкости и ограниченности ресурсов перед обществом возникает проблема выбора. При выборе наилучшего использования ограниченных ресурсов приходится учитывать альтернативные варианты их применения. Это не только конкуренция между людьми за ресурсы удовлетворения их личных или групповых потребностей. Это, прежде всего конкуренция между альтернативными целями (цели государства, фирмы, домохозяйства), возможными направлениями использования ресурсов.

Поэтому любое общество решает три основных проблемы экономики:

международная высшая школа управления - student2.ru

международная высшая школа управления - student2.ru Помимо «редкости» и «выбора» необходимо также выделить проблему «эффективности». Выбор вариантов использования ресурсов производится на основе максимальной эффективности.

Эффективность – это отношение выгоды (полезности) к затратам ресурсов на эти выгоды

Эффективность = выгода (полезность)

затраты ресурсов

Экономическая наука оперирует не абсолютными, а предельными величинами выгод и затрат:

Эффективность = прирост (∆) выгод

прирост (∆) затрат

Рациональное поведение человека сводится к максимизации выгод и минимизации затрат, т.е. к росту эффективности использования ресурсов.

Проблему экономического выбора можно проиллюстрировать с помощью кривой производственных возможностей (КПВ).

Сущность и функции рынка

Условия возникновения рынка:

ü общественное разделение труда и специализация;

ü экономическая обособленность товаропроизводителей, свобода предпринимательства;

ü разрешение проблемы трансакционных издержек - затрат, связанных с передачей прав собственности (получение лицензии, поиск информации, ведение переговоров по измерению свойств товаров, защита правового режима с помощью юридической системы, потери за счет ошибочного поведения на рынке). Если эти расходы выше предполагаемого дохода, рынок не будет создан.

Рынок

в узком смысле слова - как сфера обмена, сбыта, купли-продажи товаров. в широком смысле слова представляет собой систему экономических отношений купли-продажи товаров и услуг, охватывающая их производство, распределение, обмен и потребление

Суть рыночных отношений состоит в возмещении затрат продавцов (производителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению спроса покупателей на основе свободного соглашения, возмездности, эквивалентности, конкурентности.

Сущность рынка находит свое выражение в главных его функциях.

Ø Регулирующая функция – это воздействие на все сферы экономики, обеспечение согласования между производством и потреблением, поддержание баланса между спросом и предложением по цене, объему и структуре, пропорциональности всех сфер национальной экономики. В современных условиях - сочетание саморегулирования и государственного регулирования.

Ø Стимулирующая функциясостоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, снижению издержек, интенсификации производства. Банкротство тех, кто не стремится к этому (санация).

Ø Ценообразующая функция– это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов на основе затрат и полезности благ.

Ø Посредническая функция обеспечивает встречу производителей и потребителей с целью обмена товарами и услугами на основе выбора.

Ø Информационная функция дает участникам рынка через цены, процентные ставки информацию о спросе и предложении товаров и услуг.

К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:

• эффективное распределение ресурсов: рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;

• гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям.

• оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

• свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей: последние независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, при найме рабочей силы и т.д.;

• способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки рыночного механизма:

• не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

• не обеспечивает защиту окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;

• не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;

• игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений;

• не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);

• не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода; людям приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение.

Структура рынка

Структура рынка может быть определена по разным критериям (показателям):

· по объектам обмена (рынок товаров и услуг (благ), рынок средств производства, потребительский рынок, рынок труда, рынок инвестиций, денежный рынок, рынок ценных бумаг и др.);

· по субъектам (покупателей, продавцов, государственных учреждений);

· по объему (местный, региональный, национальный, мировой);

· по степени ограниченности конкуренции (рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции);

· по организации рыночного обмена (оптовый рынок, розничный рынок, экспортный рынок, импортный рынок);

· по формам собственности (частный рынок, корпоративный рынок, государственный рынок);

· по уровню насыщенности (избыточный рынок, равновесный рынок, дефицитный рынок);

· по соблюдению законности (легальный рынок, нелегальный рынок).

Основными субъектами рыночной экономики являются: домохозяйства, фирмы и государство.

Ø Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или несколько лиц, которая:

а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;

б) самостоятельно принимает решения;

в) является собственником какого-либо фактора производства;

г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Ø Фирма – экономическая единица, которая:

а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

б) стремится к максимизации прибыли;

в) самостоятельно принимает решения.

Ø Государство – представлено учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Кроме структуры рынок имеет также свою инфраструктуру.

Инфраструктура – это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.

Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на данный момент экономических условий функционирования рынка (соотношение спроса и предложения, уровень цен, емкость рынка, платежеспособность потребителей, состояние товарных запасов и т.д.).

Виды монополий

Естественная монополия - фирма, имеющая в своем распоряжении редкие природные ресурсы или фирма, обеспечивающая рынок товаром или услугой с меньшими издержками, чем две и более конкурентных фирм. Примеры: газпром, водоканал. Искусственная монополия – фирма, сосредоточившая в своих руках производство и сбыт какого-либо продукта (артель, синдикат, трест, концерн). Запрещено законодательством. Естественные монополии находятся под контролем государства. Для монополий характерны ценовая конкуренция и ценовая дискриминация.

Олигополия– тип рынка, на котором оперирует несколько крупных фирм. Новый способ борьбы – ценовая конкуренция. Основные барьеры для входа на рынок – величина капитала и контроль олигополистов над техникой и технологией.

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: аллюминий, цемент, хим. продукция и т.д. Дифференцированная олигополия производит разнообразную продукцию одного функционированного назначения: автомобили, электробытовая техника, сигареты.

Монополистическая конкуренция – тип рынка, близкий к совершенной конкуренции.

Основные черты монополистической конкуренции:

· большое число продавцов, ориентированных на одну и ту же группу потребителей;

· дифференциация продукции. Каждый продукт чем-то отличается от продукта конкурента;

· свободный вход на рынок.

Примеры: рынки книг, обуви, стиральных порошков, косметики, мебели, одежды, овощей.

Анализ спроса.

Спрос (D) - это то количество товара или услуг, которое потребители хотят и могут приобрести по доступным ценам.

Р Р D’ D

D Чай Кофе

Р1 Р1

Р2

международная высшая школа управления - student2.ru D D

D’

международная высшая школа управления - student2.ru Q Q

Q1 Q2 Q2 Q1

международная высшая школа управления - student2.ru

При увеличении цены на один из взаимодополняющих товаров прос на другой товар падает.

международная высшая школа управления - student2.ru международная высшая школа управления - student2.ru РПылесосPñ Р D’ DМешки для мусора

D международная высшая школа управления - student2.ru

Р2 международная высшая школа управления - student2.ru В Р1

Р1 международная высшая школа управления - student2.ru А

D

D

D’

Q Q

Q2 Q1 Q2 Q1

При снижении цены на один из взаимодополняющих товаров спрос на другой товар растет.

международная высшая школа управления - student2.ru международная высшая школа управления - student2.ru P Р D’ D

D Пылесрс

Мешки для мусора

международная высшая школа управления - student2.ru Р1 Р1

Р2

D

D

D’

Q

Q1 Q2 Q1 Q2

Ø Изменения в ожидании потребителей.

международная высшая школа управления - student2.ru международная высшая школа управления - student2.ru международная высшая школа управления - student2.ru международная высшая школа управления - student2.ru международная высшая школа управления - student2.ru международная высшая школа управления - student2.ru P D D’ Сахар. P D’ D Телевизоры.

Р1 Р1 международная высшая школа управления - student2.ru международная высшая школа управления - student2.ru международная высшая школа управления - student2.ru международная высшая школа управления - student2.ru международная высшая школа управления - student2.ru международная высшая школа управления - student2.ru

D’ D

D D’

международная высшая школа управления - student2.ru международная высшая школа управления - student2.ru международная высшая школа управления - student2.ru Q Q

Q1 Q2 Q1 Q2

В ожидании повышения цен спрос на какой-либо товар увеличивается, в ожидании снижения цен- снижается.

Таблица. Неценовые факторы изменения спроса.

Причины сдвига Изменение спроса Направления сдвига
Рост цены на товар-субститут увеличился  
Снижение цены на товар-субститут сократился  
Рост цены на комплементарный товар сократился  
Снижение цены на комплементарный товар увеличился  
Рост дохода (товар нормальный ) увеличился  
Рост дохода (товар низший) сократился  
Снижение дохода (товар нормальный) сократил ся  
Снижение дохода (товар низший) увеличился  
Ожидания роста цен увеличился  

Подведем итоги.

Закон спроса описывает обратно пропорциональную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой при прочих неизменных условиях. На графике изменение объема спроса вследствие изменения цены показывается движением от одной точки, находящейся на кривой спроса, к другой.

Эластичность спроса.

При анализе спроса производителя часто интересует не абсолютный его объем, а изменения спроса в ответ на изменения любого фактора, воздействующего на спрос. Ибо от реакции потребителя зависит прибыль фирмы.

3.2.1. Эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по цене - это понятие, характеризующее степень чувствительности объема спроса к изменениям цены при условии, что все остальные факторы, влияющие на спрос, остаются неизменными.

Для количественной оценки эластичности спроса по цене используется коэффициент эластичности.

Коэффициент прямой эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при увеличении цены данного товара на один процент.

Рассчитывается он следующим образом:

Еdр = международная высшая школа управления - student2.ru международная высшая школа управления - student2.ru

где Еdр – коэффициент эластичности спроса по цене. Из закона спроса мы знаем, что между ценой данного товара и объемом спроса обычно существует обратная зависимость, то есть при увеличении цены количество товара, которое потребители хотят и могут купить, сокращается, и наоборот. Следовательно, прямая эластичность спроса обычно отрицательна: международная высшая школа управления - student2.ru .

Коэффициент точечной эластичности.

Точечный коэффициент обычно применяют в случаях вычисления эластичности в определенной точке или некоторой окрестности точки. Именно об этом свидетельствует и его название. Если необходимо вычислить коэффициент в определенной точке, то это означает, что изменение аргумента практически отсутствовало, то есть ( ∆P→0), тогда:

международная высшая школа управления - student2.ru , где международная высшая школа управления - student2.ru

Чтобы использовать данную формулу необходимо знать аналитическое выражение рассматриваемой функции, поскольку в ходе расчета придется взять от нее производную.

Коэффициент дуговой эластичности:

Если известны цена и объем спроса для двух точек A(P1;Q1) и В(P2;Q2), то чаще применяют для расчета дуговую эластичность.

международная высшая школа управления - student2.ru

Пример 1.Определите коэффициент эластичности спроса по цене, если известно, что при цене 5 долл. величина спроса на данный товар 8 млн. штук в год, а при цене 7 долл. – 4 млн. штук в год.

Решение: В данном случае имеет место дуговая эластичность, которую можно найти по следующей формуле: международная высшая школа управления - student2.ru . Получаем, что международная высшая школа управления - student2.ru .

Ответ: – 2.

Пример 2.Дана функция спроса на товар Qd = 9 – 0,5Р. Определить коэффициент эластичности спроса по цене составит при цене 6 ден. ед.

Решение: По формуле точечной эластичности международная высшая школа управления - student2.ru , откуда международная высшая школа управления - student2.ru .

Ответ: -0,5.

Пример 3.Функция спроса имеет следующий вид: Qd = 2100 – 3P. При какой цене ценовая эластичность спроса (ЕР) составит (-0,75)?

Решение: международная высшая школа управления - student2.ru , откуда международная высшая школа управления - student2.ru . Получаем, что Р=300.

Ответ: 300.

В зависимости от степени эластичности выделяют следующие типы ценовой эластичности спроса:

1. Абсолютно эластичный спрос международная высшая школа управления - student2.ru

Кривая абсолютно эластичного спроса горизонтальная линия.

международная высшая школа управления - student2.ru

Такой тип эластичности практически не встречается в реальной жизни. Этот случай возможен при наличии на рынке совершенной конкуренции, т.е. идеальных рыночных условий. Тогда по сложившейся на рынке цене можно продать бесконечно большое количество продукции, однако, даже при незначительных изменениях цены объем спроса на товар падает до нуля.

2. Эластичный спрос Еdр › 1, то есть, темп изменения объема спроса больше темпа изменения цены, потребители чутко реагируют на изменение цены товара.

3. Единичная эластичность Еdр = 1, то есть объем спроса на товар изменяется в той же пропорции, что и цена этого товара;

4. Неэластичный спрос. международная высшая школа управления - student2.ru ,то есть, темп изменения цены будет больше темпа изменения объема спроса. Покупатели слабо реагируют на изменение цены товара.

Нулевая эластичность – совершенно неэластичный спрос. Еdр = 0 В этом случае изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, и покупатели согласны купить товар или услугу по любой возможной цене.

международная высшая школа управления - student2.ru

Кривая абсолютно неэластичного спроса вертикальна. На практике не существует кривых спроса абсолютно неэластичных для всех цен, это справедливо даже для такой жизненно необходимой услуги, как например, хирургическая операция.

Однако кривая спроса для большинства такого рода услуг или товаров будет абсолютно неэластичной в широком диапазоне цен.

Товары с эластичным спросом:

1. предметы роскоши;

2. вещи, цены которых существенны для бюджета;

3. заменяемые товары.

Товары с неэластичным спросом:

1. предметы первой необходимости;

2. вещи, не существенные для бюджета;

3. труднозаменяемые товары (электролампы, бензин).

Значение эластичности Ер будет различным в разных точках кривой и принимает любые значения. Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 до ¥.

международная высшая школа управления - student2.ru

Факторы, влияющие на характер эластичности спроса по цене.

1. Наличие товаров-субститутов.

Товары, имеющие много заменителей, обычно обладают большей эластичностью, нежели товары, у которых их нет.

2.Степень насыщения рыка.

Спрос становится менее эластичным по мере роста степени насыщения потребностей.

3. Доля расходов на покупку данного товара в бюджете потребителя.

Те товары, на покупку которых потребители тратят большую часть бюджета, обладают эластичным спросом. И наоборот, те товары, которые требуют меньших расходов, имеют неэластичный спрос.

Сравните, последствия удвоения цены на мебельные гарнитуры и дверные ручки.

4. Определенная специфика рынков.

Например, особенностью рынка лекарств является то, что большинство потребителей покупает препарат по рекомендации врачей вне зависимости от его цены. Поэтому спрос на многие лекарства является неэластичным.

5. Время приспособления к цене.

Как правило, в краткосрочном периоде спрос менее эластичный, чем в долгосрочном в силу двух причин.

Во-первых, с течением времени расширяются возможности нахождения большего количества заменителей подорожавшего товара.

Во-вторых, рост цен одного товара может стимулировать производителей осваивать новые товары-заменители.

6. Возможность разделения затрат.

Чем большую часть затрат на покупку несут третьи лица, тем меньше чувствительность покупателя к цене.

7. Затрудненность сравнений.

Спрос на малоизвестные товары оказывается более эластичным, а спрос на товары, хорошо известные покупателю, - менее эластичным, если эти товары трудно сравнить между собой.

Таблица. Эластичность спроса по цене и совокупная выручка.

Величина эластичности спроса по цене Влияние изменение цены на совокупную выручку
Увеличение цены Снижение цены
Эластичный спрос ↓TR ↑TR
Неэластичный спрос ↑TR ↓TR
Спрос с ед. эластичностью TR - const

Пример.

Цены на товар снизились на 15%, а объем спроса вырос с 200 ед. до 230 ед. Определите изменение выручки и сделайте вывод об эластичности спроса на товар.

Решение: Общую выручку можно найти по формуле TR = Q∙P, где Q – количество, а Р – цена товара. до изменения цены выручка составляла TR1 = 200∙Р, а после изменения цены выручка стала равна TR2 = 230∙0,85Р = 195,5∙Р.

Поскольку, при снижении цены выручка уменьшилась, спрос является неэластичным.

Ответ: неэластичный спрос.

Сделаем два замечания.

1. Некоторые факторы, определяющие ценовую эластичность, также влияют на эластичность спроса по доходу. В частности, само деление товаров на нормальные и низшие зависит от наличия на рынке товаров-субститутов. Например, охлажденный апельсиновый сок - это нормальный товар. Однако, если рассматривать раздельно сок известной фирмы и сок регионального производителя, то последний может выступать в качестве низшего товара. По мере ростка дохода спрос на него будет падать.

2. Один и тот же товар может оказаться в разных группах по мере изменения дохода. Так, при высоких доходах макароны могут оказаться низшим товаром, а при низких доходах - товаром первой необходимости.

Наибольший интерес показатель доходной эластичности спроса представляет для предприятий розничной торговли. Если у них есть оценки эластичности спроса по доходу, то они могут регулировать свои запасы и заказы так, чтобы быть готовыми к ожидаемым спадам и подъемам.

Этот же показатель может найти применение в социальной политике. Ибо он определяет изменения структуры потребностей разных слоев населения по мере роста или уменьшения их доходов.

Анализ предложения.

Предложение(S) - это то количество товара и услуг, которое продавцы хотят и могут продать по доступным ценам.

Количественно предложение характеризуется объемом предложения - QS .

Объем предложения (QS) - это то количество товара и услуг, которое продавцы готовы предложить к продаже в данный момент времени и по данной цене.

Зависимость объема предложения от тех факторов, которые обуславливают решения о продаже, называется функцией предложения.

В самом общем виде функция предложения может быть записана следующим образом:

Qs = f (P, Pr , К, Т, N, В), где

P -цена товара;

Рr - цена на ресурсы;

K - применяемые технологии;

T - налоги и субсидии;

N - количество продавцов;

B - другие факторы.

Если все факторы, кроме цены, неизменны функция примет вид:

Qs = f (Р)

Как и функция спроса, функция предложения может быть представлена для исследования в виде таблицы

Р (руб.)
Qs (шт.)

Выберите правильный ответ

1. Сдвиг влево кривой спроса на яблоки есть результат:

а) падение цены на груши;

б) падение цены на яблоки;

в) повышение цены на яблоки;

г)увеличение издержек производства яблок.

В соответствии с законами спроса и предложения, увеличение спроса вызывает:

а) снижение как равновесной цены, так и равновесного количества;

б)увеличение равновесной цены и снижение равновесного ко­личества; в)увеличение равновесной цены и равновесного количества;

г) снижение равновесной цены и увеличение равновесного количества.

2. Равновесная цена товара это:

а) цена, выше той, которая создает избыточный спрос;

б) цена, при которой нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения; в) цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка;

г) все из вышеперечисленного.

3. Эластичность спроса по цене измеряется как:

а) изменение в количестве, на которое предъявляется спрос, делен­ное на изменение в цене;

б) изменение в цене деленное на изменение в количестве, на кото­рое предъявляется спрос;

в) процентное изменение в количестве деленное на процентное изменение в цене;

г) наклон кривой спроса.

4. Эластичность спроса по цене товара имеет тенденцию к увеличению:

а) чем больше этот товар необходим;

б) чем большее число заменителей существует для него;

в) в более коротких временных интервалах;

г) чем ниже его цена.

Если эластичность спроса по цене для товара 0,5, то это означает что:

а) любые изменения в цене изменяют спрос на 50 процентов;

б)однопроцентному увеличению количества, на которое предъявляется спрос, соответствует уменьшение цены на 0,5 процента;

в) однопроцентному увеличению количества, на которое предъявляется спрос, соответствует двухпроцентное увеличение цены;

г) изменение цены на 0,5 процента вызовет такое же изменение в количестве, на которое предъявлен спрос.

Решите задачи.

1. Функция спроса имеет вид: Qd = 13 – 2P; функция предложения имеет вид: Qs = -2 + P. В условиях равновесия точечная эластичность спроса составит:

2. Функция спроса на данный товар: Qd = 7 – Р, функция предложения данного товара: Qs = -2 + 2Р.

Определить равновесную цену и равновесный объем продаж.

Предположим, на данный товар введен налог, уплачиваемый продавцом, величиной 1,5 тыс.руб. на единицу товара. Определить равновесную цену с включением налога, равновесную цену без включения налога, равновесный объем продаж, общую сумму налога, поступающую в бюджет.

Допустим, правительство сохраняет налог в 1,5 тыс.руб. Одновременно вводится фиксированная розничная цена величиной в 3 тыс.руб. Как это отразится на поступлениях в бюджет, на положении производителей и потребителей?

3. Эластичность спроса населения на данный товар по цене равна -0,2, по доходу +0,6. В предстоящем периоде доходы населения увеличатся на 6%, а цена данного товара уменьшится на 3%. Как изменится объем спроса на данный товар?

4. Эластичность спроса населения на данный товар по цене равна -0,4, а по доходу +0,8. В предстоящем периоде доходы населе­ния увеличатся на 4%, а цена данного товара возрастет на 2%. Как изменится объем спроса на данный товар?

Издержки

Альтернативные (неявные, внутренние) издержки – это издержки ресурсов, являющихся собственностью фирмы (неявный процент на капитал, заработок предпринимателя, неявная земельная рента). Это неполученные выгоды альтернативного использования ресурсов плюс плата за риск.   Бухгалтерские (явные, внешние) издержки – это прямые платежи фирмы поставщикам ресурсов (зарплата наемных работников, материалы и сырье, транспорт и т.д.)  
  Экономические издержки любого ресурса для производства товара равны его ценности при наилучшем из всех возможных вариантов его использования. Экономические издержки включают в себя бухгалтерские и альтернативные издержки.  
       

Для выбора оптимального способа использования ресурсов экономист должен сопоставлять целесообразность продолжения производства данного товара с тем, что теряет предприятие, делая это.

Бухгалтерская прибыль = общая выручка фирмы - бухгалтерские издержки

Экономическая прибыль = общая выручка от реализации – экономические издержки = бухгалтерская прибыль – сумма неявных издержек.

Возможные соотношения между экономической и бухгалтерской прибылью:

1. Экономическая и бухгалтерская прибыль отрицательны: фирма убыточна с точки зрения бухгалтера и экономиста.

2. Бухгалтерская прибыль положительна, а экономическая прибыль равна О: фирма зарабатывает столько же, сколько могла бы иметь в случае выбора наиболее выгодной из оставшихся альтернатив использования ресурсов. Данный вариант применения ресурсов и альтернативный являются равновыгодными.

3. Бухгалтерская прибыль положительна, а экономическая прибыль отрицательна: при выборе другого, альтернативного способа использования ресурсов, собственник фирмы мог рассчитывать на получение большей бухгалтерской прибыли.

4. Бухгалтерская и экономическая прибыль положительны: собственник фирмы остановил свой выбор на самой выгодной альтернативе использования ресурсов.

Вывод: Экономическая прибыль играет роль важнейшего ориентира для определения экономически целесообра

Наши рекомендации