Партнерства в России и пути их решения
На первый взгляд может сложиться впечатление, что все необходимые условия для развития социального партнерства в России уже присутствуют:
• осуществился переход к рыночным отношениям;
• имеется минимально необходимая правовая основа для раз
вития социального партнерства;
• существуют профсоюзы — организации, представляющие и
защищающие интересы трудящихся;
• выделился класс предпринимателей;
• государство заявилоосвоей готовности вы ступ ить в качестве
посредника в отношениях между наемными работниками и
работодателя м и.
Однако в России до сих пор в области развития социального партнерства существуют серьезные проблемы.
Основная проблема — отсутствие сильных и мощных профсоюзов, заявляющих о себе как о реальной силе, с которой нельзя не считаться. Существующие в России профсоюзы либо слабы, либо занимают откровенно соглашательские позиции. Даже те нечастые всероссийские акции протеста, которые они проводят, не способны коренным образом изменить ситуацию. Слабы позиции профсоюзов на малых и средних предприятиях. Непродуманные реорганизации, в частности укрупнение профорганизации, приводят к потере связи профсоюзов с местными организациями и рядовыми членами.
Вторая серьезная проблема неэффективного социального партнерства в России — низкая дисциплина, отсутствие четко действующей исполнительской вертикали правительственных структур, нарушение провозглашенных ими принципов равенства сторон и открытости при принятии жизненно важных для страны решений.
Очень часто работодатели и рабочие занимают схожие позиции и выступают единым фронтом против правительства. Существует мнение, что самый безответственный партнер — правительство, которое не выполнило большинство пунктов в трехстороннем соглашении, а это нередко приводит к невозможности для предприятий продолжать работу. Уже после подписания соглашений правительством (об индексации, повышении зарплаты и т.д.) Минфин отказывается выделять соответствующие средства.
Мнение же правительственной стороны о состоянии социального партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений — отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается вести диалог лишь по проблемам, связанным с подготовкой новых правовых актов. Что же касается государственных программ, которые могут (и должны) привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ии работодатели к их подготовке не допускаются.
Третья проблема в развитии социального партнерства — несовершенство механизма реализации договорных условий. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются исключительно совещательными органами, они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.
В совершенствовании социального партнерства в России можно обозначить два направления: 1) разработка новых стратегий в деятельности профсоюзов и объединений предпринимателей; 2) повышение эффективности деятельности РТК.
В реализации первого направления можно выделить следуюшие пути:
• оказание новых услуг и создание соответствующих служб. Речь
идет о сборе и предоставлении информации, облегчающей
совещательные процедуры между профсоюзами и соответ
ствующими отраслевыми объединениями предпринимателей
(о применяющихся или возможных дополнительных выпла
тах, наличии рабочих мест, содержании компьютерных про
грамм обучения по различным работам и видам деятельности,
возможных профессиональных контактах);
• вовлечение новых членов, т.е. распространение влияния проф
союзов прежде всего на молодежь, женщин, работников ма
лых и средних предприятий и неформального сектора (кото
рый в ряде регионов охватывает до 80% всех трудящихся),
объединение в соответствующие организационные структу
ры предпринимателей, особенно владельцев малых и сред
них предприятий, предприятий неформального сектора;
• расширение международного сотрудничества профсоюзов и
организаций работодателей в развитии международных свя
зей, включая участие в мировых и региональных форумах, кон
ференциях и семинарах, в налаживании прямых контактов с
коллегами из других стран, в частности занятых в трансна
циональных компаниях, что поможет обмену полезным опы
том, укреплению связи и солидарности участников профсо
юзного движения и созданию международной интегрирован
ной сервисной сети, представляющей услуги в области обучения,
юридических консультаций и стратегического планирования
для постоянно растущего круга предпринимателей;
• формирование новых объединений. Неправительственные
организации, союзы потребителей, объединения работода
телей и профсоюзы, которые преследуют различные, но в чем-
то сходные цели, становятся все более важным резервом об
щественных сил, заинтересованных в решении комплексных
социальных проблем, имеющих международное значение:
обеспечение прав человека, развитие торговой политики,
улучшение экологического состояния и защита окружающей
среды. Создание нетрадиционных альянсов такого рода орга
низаций в конечном счете поможет расширению поля соци
ального согласия и ускорит мировой прогресс;
• совершенствование экономико-правового механизма регули
рования договорных условий повеем видам соглашений, что
приведет к повышению исполнительской дисциплины всех
субъектов социального партнерства,
Эффективная деятельность РТК и всей системы социального партнерства, несмотря на трудности и общую слабую подготовленность российских условий к социально-рыночным отношениям, непосредственно обусловлена уровнем заинтересованности партнеров, поэтому в процессе повышения значимости РТК и усиления ее роли в выработке социально-экономического курса и регулировании трудовых отношений необходимо:
• определить и закрепить в законодательном порядке ее статус
и статус ее координатора;
• способствовать становлению и расширению практики трех
сторонних консультаций в рамках всей системы социально
го партнерства, а прежде всего по подготовке и принятию
законодательных актов, касающихся широкого круга соци
ально-трудовых вопросов;
• разработать экономико-правовой механизм реализации при
нятых решений, а также контроля и ответственности за не
выполнение решений, принятых РТК;
• организовать в рамках РТК группу по изучению и обобще
нию опыта деятельности аналогичных органов за рубежом.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение социально-трудовых отношений и раскройте
основы методологии их развития.
2. Охарактеризуйте структуру элементов социально-трудовых отно
шений.
3. Каковы особенности социально-трудовых отношений на различ
ных этапах трудовой жизни человека?
4. Каковы основные типы социально-трудовых отношений и в чем их
различия?
5. Охарактеризуйте факторы, воздействующие на формирование и
развитие социально-трудовых отношений: в масштабе общества,
в рамках организации.
6. Определите критерий оценки социально-трудовых отношений. Как
измеряется показатель «качество трудовой жизни»?
7. Какой механизм используется для регулирования социально-тру
довых отношений в России?
8. Что такое «социальное партнерство» и какой механизм использует
ся в его развитии?
9. Покажите роль МОТ в развитии социального партнерства в России?
10. Каково содержание и значение тарифных соглашений и коллективных договоров?
11. Каков статус общероссийских законодательных актов, регулирую
щих условия оплаты труда?
12. Как осуществляется информационное обеспечение трудового по
средничества?
13. Какие проблемы существуют в развитии социального партнерства
в России?
14. Раскройте содержание генеральных, специальных и коллективных
договоров.
15. По каким направлениям предлагается совершенствовать социаль
ное партнерство в Российской Федерации?
РАЗДЕЛ II ПРАКТИКУМ
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ ТРУДА
Тестовый контроль знаний
Блок № 1
№ пп. | Вопросы | Варианты ответов | Шифр |
1 | 2 | 3 | 4 |
Какая из перечисленных категорий нацеливает на изучение индивидуальных качеств человека как работника и личности? Укажите правильный ответ | Трудовые ресурсы | А | |
Экономически активное население | Б | ||
Человек труда | В | ||
Рабочая сила | Г | ||
Трудовой потенциал | д | ||
Какая категория лиц из перечисленных не относится к занятым? Укажите правильный ответ | Выполняли работу по найму за вознаграждение | А | |
Временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска и других уважительных причин | Б | ||
Отсутствовали на работе из-за участия в забастовках | В | ||
Проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости | Г | ||
Выполняли работу без оплаты на семейном предприятии | д | ||
Какая из перечисленных категорий не относится к экономически активному населению? Укажите правильный ответ | Наемный работник | А | |
Самостоятельно обеспечивающий себя работой или работающий на индивидуальной основе | Б | ||
Работодатель | В | ||
Неоплачиваемый работник семейного предприятия | Г | ||
Молодежь, обучающаяся в дневных учебных заведениях | Д |
4 | |||
Какая категория ресурсов не учитывается в международной статистике при анализе рынка труда? Укажите неправильный ответ | Трудовые ресурсы | А | |
Трудовой потенциал | Б | ||
Рабочая сила | В | ||
Экономически активное население | Г | ||
Экономически неактивное население | д | ||
Какие из перечисленных факторов в определяющей мере обусловливают формирование локальных и относительно замкнутых рынков труда в регионах, а также инерционность рыночных процессов? Укажите правильные ответы | Темпы и направленность социально-экономического развития | А | |
Демографическая ситуация | Б | ||
Политическая обстановка и национально-этнические отношения | В | ||
Психологический настрой населения в регионе | Г | ||
Развитие интеграционных связей (отраслевых и территориальных) | Д | ||
Какие из перечисленных признаков не относятся к содержанию труда? Укажите правильные ответы | Физический труд, умственный труд | А | |
Мотивация труда | Б | ||
Репродуктивный и творческий труд | В | ||
Квалификационная сложность трудовых функций | Г | ||
Наемный труд | д | ||
Какой из перечисленных признаков не относится к характеру труда? Укажите правильный ответ | Способ реализации трудового потенциала (самозанятость, наемный труд, частник) | А | |
Индивидуальный или коллективный труд (структурные формы) | Б | ||
Способы мотивации труда (по желанию, необходимости, принуждению) | В | ||
Техническое и технологическое оснащение производства, квалификационная сложность работ | Г | ||
Условия найма рабочей силы | Д | ||
Как соотносится понятие «труд» с понятиями «деятельность», «работа»? Укажите правильные ответы | Это взаимно связанные, но самостоятельные социально-экономические категории | А | |
Никак не соотносятся | Б | ||
Труд - это любая деятельность | В | ||
Труд - это общественно полезная деятельность | Г | ||
Труд - это работа | д |
8 - 5260 Осгшюнко
Блок № 2
пп. | Вопросы | Варианты ответов | Шифр |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сколько сторон могут участвовать в социальном партнерстве? Укажите правильный ответ | Только три | А | |
Только две | Б | ||
Как две, так и три | В | ||
На каком уровне заключается Генеральное соглашение? Укажите правильный ответ | Федеральный | А | |
Региональный | Б | ||
Локальный | В | ||
Что является объектом системы социального партнерства? Укажите правильный ответ | Работники | А | |
Государство | Б | ||
Социально-трудовые отношения | В | ||
Работодатели | Г | ||
Какой государственный орган контролирует деятельность Системы социального партнерства (ССП) в Российской Федерации? Укажите правильный ответ | Министерство труда Российской Федерации | А | |
РТК | Б | ||
Администрация Президента России | В | ||
Какой правовой акт является основополагающим в ССП в Российской Федерации? Укажите правильный ответ | Указ Президента России «О социальном партнерстве и решении трудовых конфликтов» | А | |
Закон «О коллективных договорах и соглашениях» | Б | ||
Постановление Правительства Российской Федерации «О службе разрешения коллективных трудовых конфликтов при Министерстве труда Российской Федерации» | В | ||
Как классифицируются социально-трудовые отношения? Укажите неправильный ответ | Социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда | А | |
Социально-трудовые отношения, связанные с использованием предметов и орудий труда | |||
Социально-трудовые отношения занятости | В | ||
Социально-трудовые отношения, связанные с использованием новой технологии | Г | ||
Социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд | д |
4 | |||
Какие типы социально-трудовых отношений не желательны для социально ориентированной рыночной экономики? Укажите правильный ответ | Солидарность | А | |
Патернализм | Б | ||
Субсидиарность | В | ||
Партнерство | Г | ||
Конфликт | Д | ||
Дискриминация | Е | ||
Какой из показателей не имеет прямого отношения к оценке качества трудовой жизни? Укажите правильный ответ | Уровень технологии | А | |
Уровень организации труда | Б | ||
Распределение заработка | В | ||
Использование рабочего времени | Г | ||
Безопасность условий труда | д | ||
Степень равенства в распределении собственности | Е | ||
g | Какой из перечисленных нормативно-правовых актов является основополагающим в формировании ССП? Укажите правильный ответ | Указ Президента России «О социальном партнерстве и разрешении трудовых конфликтов» от 15 ноября 1991 г. | А |
Указ Президента России «О некоторых вопросах деятельности РТК по регулированию социально-трудовых отношений» от 21 марта 1994 г. | Б | ||
Закон «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. | В | ||
Чем являются социально-трудовые отношения в ССП? Укажите правильный ответ | Объектом | А | |
Субьектом | Б | ||
Принципом | В |
Блок № 3
Ли пп. | Вопросы | Варианты ответов | Шифр |
2 | 3 | 4 | |
Что является основной целью политики регулирования рынка труда? Укажите правильный ответ | Увеличение количества рабочих мест | А | |
Ликвидация безработицы любой ценой | Б | ||
Стимулирование процесса структурной перестройки и перераспределения высвобождаемых работников | В | ||
Какая мера регулирования на рынке труда была бы наиболее эффективной для улучшения положения в области занятости? Укажите правильный ответ | Создание новых рабочих мест и содействие малому и среднему бизнесу | А | |
Выплата пособий по безработице | Б | ||
Увеличение количества временных рабочих мест с низкой оплатой труда | В |
Когда был принят Закон «0 занятости в Российской Федерации»? Укажите правильный ответ | 1989 г. | А | |
1991 г. | Б | ||
1993 г. | |||
Что такое текущий рынок труда? Укажите правильный ответ | Пересечение множеств совокупного спроса и совокупного предложения | А | |
Непересекающиеся части этих множеств | Б | ||
Множество совокупного предложения без множества удовлетворенного спроса на труд | В | ||
Какая из перечисленных мер не относится к пассивным? Укажите правильный ответ | Выплаты пособий по безработице | А | |
Регистрация безработных | Б | ||
Субсидированная занятость | В | ||
Осуществление неденежных форм поддержки безработных | Г | ||
Когда была основана служба занятости в России? Укажите правильный ответ | 1993 г. | А | |
1996 г. | Б | ||
1989 г. | В | ||
1991 г. | Г | ||
Какое из перечисленных направлений является наиболее эффективным в активной политике занятости? Укажите правильный ответ | Развитие общенациональной службы занятости | А | |
Страхование от безработицы | Б | ||
Профессиональное консультирование | В | ||
Какая из мер политики занятости доминирует в России? Укажите правильный ответ | Развитие самозанятости | А | |
Подготовка и переподготовка кадров | Б | ||
Выплата пособия по безработице | В | ||
Какую из перечисленных форм занятости можно назвать явлением негативным? Укажите правильный ответ | Полная занятость | А | |
Частичная занятость | Б | ||
Неполная занятость | В | ||
Вторичная занятость | Г | ||
Какая политика занятости является предпочтительной в условиях высокого уровня безработицы и экономической нестабильности? Укажите правильный ответ | Пассивная | А | |
Умеренно пассивная | Б | ||
Активная | В |
Блок № 4
№ пп. | Вопросы | Варианты ответов | Шифр |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кого в российской статистике относят к молодежи? Укажите правильный ответ | В возрасте от 14 до 25 лет | А | |
В возрасте от 16 до 25 лет | Б | ||
В возрасте от 16 до 29 лет | |||
Какие существуют рычаги воздействия на положение женщин? Укажите правильный ответ | Прямая компенсация их неблагоприятного положения и меры по повышению их конкурентоспособности на рынке | А | |
Ограничение рождаемости | Б | ||
Все вышеперечисленное | В | ||
В каких случаях не допускается увольнение женщин по инициативе администрации? Укажите правильные ответы | Если женщина беременна или имеет ребенка в возрасте до 3 лет | А | |
Если женщина - одинокая мать ребенка до 14 лет | Б | ||
Все вышеперечисленное | В | ||
Сколько процентов составил рост занятых в малом предпринимательстве (1992-1998 гг.)? Укажите правильный ответ | 3% | А | |
11% | Б | ||
20% | В | ||
Какое количество занятых в материальном производстве занимается умственным трудом? Укажите правильный ответ | 40% | А | |
50% | Б | ||
60% | В | ||
Какими чертами характеризуется вторичный рынок труда'' Укажите правильный ответ | Рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень зарплаты, а также возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, жесткая система управления и т п. | А | |
Рынок, которому свойственны высокая зарплата, большая текучесть кадров и нестабильная занятость, наличие отсталой техники и технологии, наличие профессионального продвижения и роста квалификации | Б | ||
Рынок, которому свойственны большая текучесть кадров и нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессионального продвижения, роста квалификации, наличие отсталой техники и технологии, отсутствие профсоюзов | В |
4 | |||
Какая из перечисленных функций не входит в функции, выполняемые рынком труда? Укажите правильный ответ | Организует встречи работодателей и наемных работников | А | |
Обеспечивает конкуренцию на рынке труда как между работодателями, так и наемными работниками | Б | ||
Обеспечивает прожиточный минимум человека | В | ||
Устанавливает равновесные ставки заработной платы | Г | ||
Содействует решению вопросов занятости населения | д | ||
Осуществляет социальную поддержку безработных | Е | ||
На каком уровне более эффективны меры поддержки фермерства, индивидуального и малого бизнеса? Укажите правильный ответ | На общегосударственном уровне | А | |
На региональном уровне | Б | ||
На уровне предприятий и домо- ХОЗЯЙСТВ | В | ||
За чей счет осуществляется выполнение задач политики трудоустройства и социальной поддержки безработных в регионах? Укажите правильный ответ | За счет бюджета региона | А | |
За счет государственного бюджета | Б | ||
За счет регионального фонда занятости | В |
Блок № 5
№ пп. | Вопросы | Варианты ответов | Шифр |
1 | 2 | 3 | 4 |
Какие Конвенции МОТ ратифицированы в России? Укажите правильный ответ | № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» | А | |
Nc 111 «О дискриминации в области труда и занятости» | Б | ||
№ 142 «О равном положении мужчин и женщин в социально-трудовой сфере» | В | ||
№ 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» | Г | ||
В каких отраслях экономики разница между заработной платой мужчин и женщин наименьшая? Укажите правильный ответ | Сельское хозяйство | А | |
Строительство | Б | ||
Связь | В | ||
Торговля | Г | ||
Образование | д | ||
Финансы и кредит | Е |
4 | |||
Какова предельная допустимая норма нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную? Укажите правильный ответ | 8 кг | А | |
9 кг | Б | ||
10 кг | В | ||
11 кг | Г | ||
12 кг | д | ||
Что характеризует профессиональная сегрегация? Укажите правильный ответ | Когда женщины имеют по сравнению с мужчинами неравный доступ к получению престижных профессий и должностей | А | |
Когда за равнозначный труд мужчины и женщины получают неравное вознаграждение | Б | ||
Предубеждение работодателя против найма на работу тех или иных демографических или этнических групп работников | В | ||
Что такое первичный рынок труда? Укажите правильный ответ | Система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и размещение последней определяются административными правилами и процедурами | А | |
Система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе региона, страны, отрасли | Б | ||
Рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, а также возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология и т.д. | В | ||
В основе какой сегментации лежат психологические особенности и жизненные шансы различных категорий населения? Укажите правильный ответ | Профессиональная | А | |
Возрастная | Б | ||
По формам собственности и статусу занятости | В | ||
Что является причиной разделения рынка труда на сегменты? Укажите правильный ответ | Различия в уровнях экономической и социальной эффективности производства | А | |
Различия в уровнях социальной эффективности труда | Б | ||
Инфраструктура рынка труда | В |
Блок № 6
№ пп. | Вопросы | Варианты ответов | Шифр |
1 | 2 | 3 | 4 |
Является ли структурный состав рабочей силы фактором влияния на кадровую политику? Укажите правильный ответ | Да, он относится к внешним факторам влияния на кадровую политику | А | |
Да, он относится к внутренним факторам влияния на кадровую политику | Б | ||
Нет, он не является фактором влияния | В | ||
Какое из направлений является определяющим в кадровой политике? Укажите правильный ответ | Обеспечение высокой оплаты труда всем работникам предприятия (организации) | А | |
Обеспечение услугами, льготами и благоприятными условиями отдыха работников предприятия (организации) | Б | ||
Обеспечение высокой конкурентоспособности предприятия на рынке сбыта | В | ||
С чем в большей степени сопряжена сложность кадрового планирования? Укажите правильный ответ | С прогнозированием темпов и направления развития организации | А | |
С прогнозированием поведения людей | Б | ||
С прогнозированием финансового состояния организации | В | ||
Каковы основные кадровые задачи? Укажите неправильный ответ | Учет интересов всех работников предприятия (организации) | А | |
Стимулирование эффективности труда работников | Б | ||
Обеспечение низких издержек производства | В | ||
Определение издержек, необходимых для обеспечения предприятия квалифицированной рабочей силой | Г | ||
Отслеживание изменений в профессионально-квалификационной структуре кадров | д |
4 | |||
Чем характеризуется открытая кадровая политика? Укажите правильный ответ | Любой квалифицированный сотрудник может начать работу с любой должности по квалификации, на работу может быть принят любой, не имеющий опыта работы в подобных организациях | А | |
Специалист продвигается по служебной лестнице, на работу принимается с опытом работы в таких местах | Б | ||
Приходит на любую должность, но с учетом опыта работы в подобных организациях | В | ||
Какова ситузция с персоналом в закрытой кадровой политике? Укажите правильный ответ | Персонал нанимается с бирж труда при проведении соответствующего отбора | А | |
В персонале постоянный дефицит, а замещение производится с низшего уровня | Б | ||
Персонал набирается после прохождения обучения и специального тестирования на рынке труда | В | ||
Каковы основные документы, отражающие кадровую политику? Укажите неправильные ответы | Устав предприятия | А | |
Гражданский кодекс | Б | ||
Коллективный договор | В | ||
Философия предприятия | Г | ||
Правила внутреннего трудового распорядка | д | ||
КЗоТ | Е | ||
На каких этапах осуществляется разработка альтернативных вариантов кадрового плана? Укажите правильный ответ | На информационном этапе кадрового планирования | А | |
На этапе разработки проекта кадрового плана | В | ||
На этапе принятия решения | В |
Блок № 7
№ пп. | Вопросы | Варианты ответов | Шифр |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Какие из данных групп являются социальными группами? Укажите правильный ответ | Семья | А |
Пассажиры в автобусе | Б | ||
Экипаж самолета | В | ||
2 | Что является главной внутренней побудительной силой человека? Укажите правильный ответ | Потребности | А |
Интересы | Б | ||
Ценности и нормы поведения | В |
4 | |||
Какие две подсистемы выделяют в социальной организации? Укажите правильный ответ | Коллективная и индивидуальная | А | |
Формальная и неформальная | Б | ||
Групповая и межгрупповая | В | ||
Какое решение является предпочтительным способом для выхода из конфликта? Укажите правильный ответ | Механическое уничтожение конфликта | А | |
Отвлечение от конфликта | Б | ||
Взаимное примирение конфликтующих сторон | В | ||
Рассмотрение конфликтов на собрании трудовых коллективов | Г | ||
Что относится к субъективным факторам, влияющим на формирование отношения человека к труду? Укажите правильный ответ | Условия труда на предприятии | А | |
Безопасность труда | Б | ||
Профессия | В | ||
Уровень организации и оплаты труда | Г | ||
В каких случаях происходит вторичная адаптация? Укажите неправильный ответ | При переходе работника на новое рабочее место со сменой профессии | А | |
При вхождении молодого человека в постоянную трудовую деятельность | Б | ||
При переходе работника на новое рабочее место без смены профессии | В | ||
При существенных изменениях производственной сферы | Г | ||
Социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд | Д | ||
Какие документы составляют при профотборе? Укажите правильный ответ | Профессиограмму | А | |
Карту личности | Б | ||
Все вышеперечисленное | В | ||
В чем проявляется адаптированность человека к конкретной трудовой среде? Укажите правильный ответ | В эффективности труда | А | |
В усвоении социальной информации | Б | ||
В росте всех видов активности | В | ||
В удовлетворенности деятельностью | Г | ||
Во всех перечисленных пунктах | д |