Проблема бездомности в России и пути ее решения.

По официальным данным, сегодня в России численность бездомных - около 4 миллионов человек, или 2,8% населения России.

Бездомный — это человек, лишенный порой не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут на работу) и т.д.

Бездомным во время нестабильной экономической ситуации в стране может оказаться любой человек.

В период экономического кризиса особое внимание заслуживают латентные бездомные (латентная бездомность характерна «только» отсутствием регистрации). На внешнем уровне человек продолжает вести жизнь в обществе, мало отличающуюся от обычной: еще есть работа, может снимать жилье. Но при неблагоприятном стечении обстоятельств (например, при сокращении на производстве, резком повышении арендной платы или просто при выходе на пенсию по возрасту) человек может стать уличным бездомным.

Нереализованность права на жилье приводит к невозможности реализации бездомными практически ни одного из конституционных прав:

– трудоустройство;

– получение образования;

– получение социального обеспечения;

– получение медицинской помощи;

– участие в голосовании на выборах;

– судебная защита; – и др.

Основные последствия бездомности:

– тяжелое экономическое положение бездомных;

– тяжелейшие условия существования;

– серьезные проблемы со здоровьем;

– социальная исключенность.

Бездомные лишены возможности зарабатывать на жизнь легальным трудом и вынуждены осваивать альтернативные источники существования:

· нелегальный труд (постоянные и временные приработки);

· сбор и сдача вторсырья;

· сбор пригодных для употребления вещей (от родственников и знакомых, через социальные учреждения и благотворительные организации).

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ:

1. Местные органы власти должны признать существование проблемы бездомности и создать условия для реализации ими своих конституционных прав.

2. Деятельность системы государственных и муниципальных учреждений по оказанию помощи бездомным должна вестись в двух направлениях:

– социальная поддержка бездомных;

– возвращение бездомных к обычной жизни.

3. В городе должна существовать система предоставления социальных общежитий для бездомных и неимущих граждан.

4. Следует выработать системный подход предоставления занятости для людей, прошедших курс реабилитации в реабилитационных центрах за пределами города.

5. Строительство социального жилья.

6. Строительство социальных приютов.

7. Следует активно использовать все каналы для информирования нуждающихся о возможностях в предоставлении помощи и временного убежища, а также для формирования адекватного понимания обществом проблемы бездомности и гуманного отношения людей к своим бездомным согражданам.

Кроме намечаемых и решаемых задач перспективного, глобального характера, в России уже сейчас, сегодня, оказывают бездомным конкретную помощь:

· открывают дома ночного пребывания,

· приюты,

· дома-интернаты,

· временно расселяют беженцев в домах отдыха и пансионатах,

· в общежитиях предприятий и организаций и т. п.

· Самое же главное в решении рассматриваемой проблемы — это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев.

К бездомным требуется особый подход. Не каждый может работать с ними. От социального работникатребуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.

В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т. д.

22. Социальная защита детства. Президентская программа «Дети России».

В декларации прав ребенка ребенок определен как человек «физически и умственно незрелый», именно поэтому ему должно быть уделено особое внимание социума на любом уровне. В Семейном кодексе РФ также устанавливается, что «ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть 18 лет».

Детство рассматривается как «…социальный феномен, отражающий роль, место и положение детей как социальной группы в данном государстве и обществе; создание достаточных и справедливых условий для выживания и развития детей, для защиты прав каждого ребенка».

Система социальной защиты детства(СЗД) — система осуществляемых обществом и его официальными структурами различных мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Объектом СЗД - являются все дети, т.е. несовершеннолетние, которые в соответствии с Декларацией прав ребенка нуждаются в специальной охране и заботе. Субъектом-семья (в семейном кодексе закреплены права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей, определены основы правовой защиты детей от насилия в семье), государство, сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей; органы управления учреждений, организаций, уч. заведений и т.д.

Содержание современной системы СЗД, основные направления:

-изучение и внедрение отечественного и зарубежного опыта СЗД в практику; повышение роли государства в развитии теории и практики СЗД; вовлечение в СЗД церкви, привлечение спонсоров; расширение сети дополнительного образования и внешкольных учреждений; активная соц.раб с детьми из групп соц. риска ( из неблагополучных семей и т.д); развитие нормативно-правовой базы.

Принципы СЗД:

– всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства. Право детей на СЗ является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в защите детей; многообразие форм и видов СЗД (СЗД осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг); единство и дифференциация СЗД (все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах; осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объёме не ниже признанного государством прожиточного минимума; охрана права каждого ребёнка на социальную защиту.

Формы реализации СЗД:

1.Постановления и решения компетентных органов (Федеральное собрание РФ, Президент, правительство РФ, министерства и ведомства РФ, суды и т.д)

2. Программы («Дети России»).

3. Планы мероприятий по социальной защите детства.

4. Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства.

Методы СЗД:

– убеждение действующих и потенциальных субъектов социальной защиты детства (руководителей, должностных лиц и др.) в необходимости активного участия в социальной защите детства; стимулирование и поощрение мероприятий по социальной защите детства; анализ и прогноз развития системы социальной защиты детства.

Правительством РФ разработаны и продолжают разрабатываться специальные целевые программы. Известна федеральная целевая программа «Дети России», излагающая основные направления деятельности государства по разным аспектам СЗД.

Цель программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основной задачей программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Программа включает в себя пять подпрограмм: "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды".

Наши рекомендации