Ленинская генеральная линия партии на новом этапе
Как объективные закономерности перехода от социализма к коммунизму, так и сознательное стремление трудящихся построить коммунизм находят свое концентрированное выражение в политике партии.
Вырабатывая свой политический курс на построение коммунизма, партия опирается на опыт предшествующего этапа. Ведь многие из задач, которые приходилось решать при переходе от капитализма к социализму, остаются в силе и в период построения коммунизма. И тогда и теперь главный путь подъема благосостояния трудящихся и создания материальных предпосылок социального и культурного прогресса — это путь непрерывного подъема производительных сил с упором на преимущественное развитие тяжелой промышленности. И тогда и теперь главное в работе партии — это организация повседневной деятельности рабочего класса и всех трудящихся по строительству нового общества. И тогда и теперь
одна из важнейших предпосылок успешного строительства нового общества — это борьба за мир и безопасность, за развитие дружбы и сотрудничества народов, за укрепление международной солидарности трудящихся.
Таких задач, общих для обоих этапов, немало. Они обусловливают глубочайшую связь и преемственность политики партии в период строительства социализма и в период строительства коммунизма.
Взяв курс на строительство коммунизма, партия конкретизирует и развивает свою ленинскую генеральную линию применительно к новым задачам, к новой обстановке, когда социализм окончательно победил и вопрос «кто кого?» внутри страны уже прочно и бесповоротно решен в пользу нового строя.
В Советском Союзе социализм был в основном построен в середине 30-х годов. На XVIII съезде партии (1939 г.) была поставлена задача постепенного перехода от социализма к коммунизму. Тогда партия и вступила на путь решения этой великой задачи. Однако мирная созидательная деятельность советского народа вскоре была прервана войной, заставившей сосредоточить все силы на защите социалистических завоеваний, а после войны — на восстановлении народного хозяйства разрушенных городов и сел. Выдержав тяжелейшие испытания в огне войны и обеспечив ликвидацию в исторически кратчайшие сроки последствий военных действий, социализм как общественно-экономическая система еще раз доказал свои решающие преимущества.
Война не могла свернуть страну с избранного ею пути. Партия не прекратила своих усилий, направленных на строительство коммунизма. В Уставе КПСС, принятом на XIX съезде (1952 г.), задача постепенного перехода от социализма к коммунизму была закреплена как главная задача партии.
Решающее значение в развитии линии КПСС на построение коммунизма имели XX съезд (1956 г.) и XXI съезд (1959 г.) партии. XXI съезд отметил, что Советская страна в результате глубочайших преобразований во всех областях общественной жизни, на основе победы социализма вступила в новый период своего развития — период развернутого строительства коммунистического общества. Программа нового мощного подъема экономики, культуры и материального благосостояния народа, изложенная в семилетнем плане развития народного хозяйства СССР, названа в резолюции съезда «конкретным воплощением ленинской генеральной линии партии на современном этапе»2.
Выработанная партией политика предусматривает решение основных задач этого периода, идущих по следующим направлениям:
всестороннее развитие производительных сил, обеспечивающее создание материально-технической базы коммунизма; всемерное форсирование технического прогресса, непрерывный рост производительности труда и на этой базе — неуклонное повышение жизненного уровня народа, достижение первенства СССР в мирном экономическом соревновании с наиболее развитыми капиталистическими странами;
укрепление государственной социалистической собственности, подъем кооперативно-колхозной собственности до уровня общенародной; постепенное стирание граней между городом и деревней, между людьми умственного и людьми физического труда и на этой основе — постепенное устранение классовых и других социальных различий в советском обществе;
усиление идейно-воспитательной работы, преодоление пережитков капитализма в сознании людей, повышение коммунистической сознательности трудящихся;
дальнейшее совершенствование советского социалистического строя, развитие социалистической демократии, расширение функций общественных организаций, развитие активности и самодеятельности широких народных масс;
последовательное проведение внешней политики, направленной на упрочение всеобщего мира на основе ленинского принципа мирного сосуществования стран с различными социальными системами, укрепление мировой социалистической системы.
Таким образом, политика партии, отвечая конкретным практическим потребностям текущего момента, в то же время нацелена на решение перспективных задач огромного исторического масштаба — задач строительства коммунизма. Сила и жизненность этой политики партии в том, что она опирается на знание закономерностей общественного развития и пользуется безраздельной поддержкой народных масс, высшие интересы которых она выражает.
Коммунистическая партия Советского Союза, ее Центральный Комитет во всеоружии встретили новые задачи, вставшие перед страной в период развернутого строительства коммунизма, и решают их в подлинно ленинском стиле.
Большое значение имело решительное преодоление последствий ошибок, допущенных И. В. Сталиным в последние годы его жизни, особенно отрицательно сказавшихся на положении дел в сельском хозяйстве, государственном и партийном строительстве.
Деятельность КПСС, как руководящей силы общества, строящего коммунизм, носит в высшей степени новаторский характер. Творчески применяя принципы марксизма-ленинизма, партия не останавливается перед смелой ломкой устаревших методов работы и форм организации, перед решительной заменой их новыми, более отвечающими обстановке.
Вот некоторые примеры из практики самых последних лет: изменение практики планирования в области сельского хозяйства; продажа колхозам сельскохозяйственной техники, принадлежавшей МТС; отмена обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов и переход к системе закупок; реорганизация системы управления промышленностью и строительством; расширение прав союзных республик и местных органов власти. Все это свидетельствует о размахе новаторской деятельности партии.
Другая характерная черта руководящей деятельности партии — тесная связь с массами, хорошее знание жизни народа, постоянная забота о его благе. Партия стремится по всем важнейшим вопросам советоваться с рабочими, колхозниками, интеллигенцией, узнавать их настроения и мнения, учитывать их при составлении планов на будущее. Для этого все шире используются такие новые формы и методы, как проведение совещаний по отдельным вопросам коммунистического строительства, организация всенародного обсуждения народнохозяйственных планов, законопроектов и т. д. Партайные руководители теперь часто выезжают на места с целью лучшего ознакомления с положением дел. Пленумы Центрального Комитета становятся той трибуной, с которой ставятся и обсуждаются перед страной самые существенные, узловые вопросы строительства коммунизма. С этой трибуны слышны теперь голоса не только виднейших руководителей и деятелей партии и ее местных организаций, но и голоса беспартийных передовиков производства, специалистов и ученых.
КПСС не смогла бы добиться успеха в проведении политики развернутого строительства коммунизма, если бы она не ликвидировала допущенные в прошлом нарушения внутрипартийной демократии, если бы новое руководство Центрального Комитета не совершило крутого поворота к ленинским принципам и нормам партийной жизни. Нынешнее руководство КПСС — это подлинно коллективное руководство. Восстановлена практика регулярного созыва партийных съездов и пленумов ЦК, причем их роль в жизни партии возрастает из года в год. Партия дает пример смелой критики и самокритики, открыто вскрывая перед народом недостатки и указывая пути их исправления.
Развивая внутрипартийную демократию, поддерживая инициативу и самодеятельность партийных организаций, поощряя активность рядовых членов партии, КПСС в период перехода к коммунизму подняла всю свою деятельность на еще более высокий уровень.
Исторические победы, одержанные за последние годы в коммунистическом строительстве, показывают, что ленинский ЦК КПСС и его руководство правильно поняли требования
нового исторического периода и положили их в основу всей своей работы. Лишь ничтожная кучка отщепенцев — Маленков, Молотов, Каганович, Булганин и Шепилов — восстала против ленинской генеральной линии партии, поддержанной всем народом. Эта антипартийная группа, пустив в ход интриганские приемы фракционной борьбы и нарушив выработанное Лениным решение X съезда РКП (б) «О единстве партии», попыталась свернуть партию и страну с ленинского пути, но потерпела полное идейное и политическое крушение. Разгромив антипартийную группу окостеневших консерваторов, оторвавшихся от жизни и народа, партия окончательно расчистила путь для быстрого движения вперед и твердо указала на принципиальную необходимость по-ленински смелой, новаторской политики в период развернутого строительства коммунизма.
Великое дело выполняют Коммунистическая партия Советского Союза и ее Центральный Комитет, неустанно и последовательно борясь за мир во всем мире, против сил империализма и агрессии. Разрядка международной напряженности, обеспечение прочного и длительного мира рассматриваются партией как необходимое условие успешного осуществления планов коммунистического строительства. Поэтому ЦК КПСС, Советское правительство не жалеют ни времени, ни сил на то, чтобы добиваться мирного разрешения всех спорных вопросов, устранять источники международных конфликтов, развивать дружественные отношения и плодотворное сотрудничество между государствами и народами. В проведении внешней политики ЦК КПСС показал образец сочетания высокой принципиальности с политической гибкостью и мудрой смелостью. Внешнеполитическая активность Советского правительства за последние годы обогатила международную практику такими чрезвычайно важными методами развития дружбы народов, как взаимные визиты политических и культурных делегаций, личные контакты государственных деятелей, встречи и совещания на высшем уровне и др.
О неустанной творческой инициативе Советского правительства в проведении миролюбивой международной политики свидетельствуют многие конкретные примеры. Лишь за 1958 — 1959 гг. были предприняты такие важные шаги, как известные предложения о прекращении испытаний ядерного оружия, о создании безатомных зон, о ликвидации остатков второй мировой войны путем заключения мирного договора с Германией, о созыве совещания глав правительств для рассмотрения наиболее назревших вопросов, а также внесенная на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН развернутая программа всеобщего и полного разоружения.
Коммунистическая партия Советского Союза проводит по-
следовательную, по-ленински принципиальную и гибкую международную политику. Такая политика требует, с одной стороны, непоколебимой твердости во всем, что касается принципов, вопросов идеологии. С другой стороны, она предполагает реалистический учет обстоятельств, готовность идти на необходимые уступки и компромиссы в области налаживания межгосударственных отношений, когда это вызывается интересами мира и сотрудничества народов.
Замечательный пример такой позиции показал во время своего исторического визита в Соединенные Штаты в сентябре 1959 г. товарищ Н. С. Хрущев. Все его выступления в Америке — образец творческого обогащения ленинских идей мирного сосуществования государств с различными социальными системами, яркий пример принципиальности в защите интересов трудящихся и проникновенного отстаивания великих идей марксизма-ленинизма.
Кипучая, творческая деятельность КПСС привела к дальнейшему повышению ее авторитета как внутри страны, так и за границей. Сознательные рабочие во всем мире видят в КПСС образец преданности высоким принципам пролетарского интернационализма, верность которым она хранит со дня своего основания. Братские партии и народы других социалистических стран по праву рассматривают КПСС как своего близкого товарища и великого друга. Повседневная моральная и материальная помощь, свободная от корыстных мотивов и не рассчитанная на извлечение каких-либо выгод и преимуществ, — такова политика КПСС и Советского государства в отношении стран социалистического лагеря.