Переход от буржуазно-демократической революции к социалистическому перевороту

Ближайшая задача рабочего класса России состояла в том, чтобы в союзе с крестьянством свергнуть царизм. Эту задачу не смогла осуществить революция 1905 — 1907 гг., подавленная самодержавием.

Тем не менее она имела громадное историческое значение, ибо была не только первой русской революцией, но и вообще первой буржуазно-демократической революцией, происходившей не под руководством буржуазии, уже переставшей быть революционной силой, а под руководством рабочего класса.

Задача свержения царизма была решена буржуазно-демократической революцией в феврале 1917 г. В отличие от буржуазных революций на Западе, после которых следовал длительный период господства буржуазии, Февральская революция в России стала быстро перерастать в революцию социалистическую.

Процесс такого перерастания принял особенно бурный характер потому, что глубокие противоречия, раздиравшие страну и загнанные вглубь после поражения революции 1905 г., до крайности обострились в годы первой мировой войны. Буржуазия, пришедшая в феврале 1917 г. к власти, не только не разрешила важнейших задач буржуазно-демократической революции, но и продолжала вести страну по гибельному пути империалистической войны. Своей антинародной политикой она поставила народ и страну на край катастрофы. Это привело в движение широчайшие массы трудящихся, которые на собственном опыте убеждались, что спасение — только в социалистической революции.

Война, писал В. И. Ленин, создала такой необъятный кризис, так напрягла материальные и моральные силы народа, нанесла такие удары всей современной общественной организации, что Россия оказалась перед выбором: «или погибнуть или вручить свою судьбу самому революционному классу для быстрейшего и радикальнейшего перехода к более высокому способу производства» 8 — к социализму.

В результате вооруженного восстания 25 октября (7 ноября) 1917 г. рабочий класс России, руководимый большевистской партией, в союзе с беднейшим крестьянством свергнул господство капиталистов и помещиков и взял политическую власть в свои руки. Участие в Октябрьской революции широких народных масс, в том числе солдат и матросов, парализовало сопротивление буржуазии и сделало эту революцию на редкость бескровной. Вопреки позднейшим домыслам империалистической пропаганды, факты истории неопровержимо доказывают, что совершенная под руководством коммунистов

социалистическая революция была проникнута духом пролетарского гуманизма. Об этом говорят многочисленные свидетельства объективных наблюдателей, в том числе иностранцев. Вот что писал, например, известный американский журналист Альберт Рис Вильямс, находившийся в 1917 г. в революционном Петрограде и позднее совершивший большое путешествие по России:

«Как правящий класс рабочие были теперь в состоянии отомстить своим прежним эксплуататорам и палачам... Я знал, что тысячи рабочих, ставших теперь у руля правления, были некогда сосланы, закованные в кандалы, в Сибирь. Я видел людей без кровинки в лице и с нетвердою походкою, похожих на выходцев из гроба, после заключения в каменных мешках Шлиссельбурга. Я видел глубокие рубцы на их спинах, следы казачьих нагаек — и я вспомнил слова Линкольна: «Если за каждую каплю крови от удара бичом ударивший получит по удару мечом, суд господень будет чист и справедлив». Но ужасной кровавой бани не последовало. Напротив, мысль о репрессиях, казалось, не могла удержаться в головах рабочих. 30-го ноября в Совете прошел декрет об отмене смертной казни. То был не только жест человеколюбия, рабочие не только постарались гарантировать им сохранение жизни своих врагов, но во многих случаях даровали им свободу».

«...История вынесет вердикт, — писал далее Альберт Рис Вильямс, — что русская революция, гораздо более глубокая, чем великий переворот, происшедший во Франции в 1789 году, не превратилась в сатурналию мести. Русская революция по всем своим стремлениям должна была быть бескровной революцией.»

Как бы предвидя нападки врагов революции, американский журналист писал: « — А красный террор! — возразят некоторые. Он пришел позже, когда армии союзников вторглись в Россию, а под их покровительством черносотенцы организовали белый террор контрреволюции против крестьян и рабочих — отвратительную оргию бойни и насилия, в которой беспомощные женщины и дети избивались массами. Тогда для защиты рабочих, доведенных до отчаяния, пришлось прибегнуть к красному террору, смертная казнь была революционерами восстановлена, и белые должны были почувствовать на себе быстро карающую руку революции»9.

Народные восстания имели место и в прошлом. Но Октябрьскую революцию отличает то, что она навсегда уничтожила классовое угнетение и эксплуатацию человека человеком и таким образом открыла новую эру. 25 октября 1917 г., в день утверждения власти рабочего класса, В. И. Ленин говорил: «Отныне наступает новая полоса в истории России, и данная третья русская революция должна в своем конечном итоге привести к победе социализма» 10.

Октябрьская революция вырвала из капиталистического рабства население огромной страны, охватывающей шестую. часть территории земного шара. Она не только принесла социальное освобождение рабочему классу и трудовому крестьянству, но и разрешила национальные проблемы России, ее общедемократические задачи. Революция вывела; страну из изнурительной войны, спасла ее от опасности расчленения и колониального порабощения, дала долгожданную землю крестьянам, освободила окраинные народы от национального гнета. Она не только приостановила далеко зашедший процесс экономического отставания России от передовых стран Запада, но и открыла перед ней возможность догнать их в короткие сроки. Эта революция впервые в мировой истории создала условия для решения женского вопроса, т. е. для юридического и фактического раскрепощения женщины и уравнения ее в правах с мужчиной. Наконец, в результате Октябрьской революции в России родилось новое, социалистическое государство, внешняя политика которого первого же дня была поставлена на службу делу мира и дружбы между народами.

Наши рекомендации