Рабочий класс — освободитель трудящегося человечества
Из чего исходили Маркс и Энгельс в своем предвидении всемирно-исторической миссии рабочего класса?
Во-первых, из того факта, что рабочий класс, представляя собой самый эксплуатируемый класс капиталистического общества, уже в силу условий своей жизни становится наиболее последовательным и непримиримым противником капиталистических порядков. Кровный классовый интерес толкает рабочих к непримиримой борьбе против капитализма. «Из
всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, — подчеркивали Маркс и Энгельс, — только пролетариат представляет собой действительно революционный класс» 2.
Во-вторых, они исходили из того, что рабочие по самому своему положению в производстве связаны не с его прошлым, а с его будущим — следовательно, и с будущим всего общества.
Что это значит?
Это значит, прежде всего, что развитие материальной основы капитализма — крупной промышленности — не угрожает существованию пролетариата как класса, не подрывает его позиций в обществе, а, напротив, ведет к росту численности рабочих и увеличению их роли в общественной жизни.
Это значит, далее, что интересы и стремления рабочего класса совпадают с основным направлением развития производительных сил. Достигнутый при капитализме уровень развития этих сил требует ликвидации частной собственности на средства производства. Осуществить эту задачу призван рабочий класс. Он объективно заинтересован не только в свержении капитализма, но и в замене его именно социализмом — тем строем, который, придя на смену капитализму, открывает простор для гигантского роста производительных сил общества.
Как писали Маркс и Энгельс, пролетариат приводит в исполнение приговор, который частная собственность, порождая пролетариат, выносит самой себе. Действительно, рабочий класс — это единственный класс, который не имеет частной собственности на средства производства, значит, ему не приходится ею дорожить. Мало того, так как частная собственность на средства производства есть основа эксплуатации рабочего капиталистом, то, стало быть, ликвидация и замена ее общественной собственностью есть единственный путь освобождения рабочего класса.
Делая вывод о том, что именно рабочий класс призван сокрушить капитализм и построить социализм, Маркс и Энгельс исходили также из того, что это единственный класс, который обладает качествами борца, необходимыми для осуществления такой великой исторической задачи.
Что же это за качества?
За рабочим классом, прежде всего, преимущество массы. Он один из самых многочисленных и притом бурно растущих классов капиталистического общества.
Но дело не только в этом. Рабочий класс в силу самих условий своей жизни и труда способен к наиболее высокой организованности. Работа на крупном производстве повседневно прививает рабочим такие качества, как дух коллективизма, способность к строгой дисциплине, к сплоченным действиям, взаимной выручке и поддержке. Эти свойства неоце-
нимы не только в труде, но и в борьбе. Собирая тысячные массы рабочих под крышами заводов или фабрик, к тому же, как правило, расположенных в крупных городах, капиталисты сами способствуют преодолению разобщенности и изолированности, которые были проклятьем других массовых движений трудящихся, особенно крестьянского движения. Поэтому рабочие легче, чем какой-либо иной класс, поддаются организации и сплочению.
Рабочий класс обладает также наибольшей среди угнетенных классов способностью развивать свое сознание, воспринять передовое, научное мировоззрение. Крупная промышленность требует более культурного работника, чем хозяйство других укладов. А условия классовой борьбы в эпоху капитализма требуют несравненно более высокого политического сознания. Пролетариат приобретает политическое сознание не только и не столько из книг, сколько из опыта труда и борьбы. Кроме того, на сторону рабочего класса переходят лучшие умы интеллигенции, помогающие ему выработать и обрести научное революционное мировоззрение; становясь достоянием миллионов рабочих, оно превращается в огромную силу.
Рабочий класс — это в то же время самый боеспособный и революционный класс общества.
Все это и делает его носителем миссии ликвидации капитализма и замены его социализмом.
Эта миссия рабочего класса не случайно называется всемирно-исторической.
В ходе истории во главе общества оказывались различные классы — рабовладельцы, феодалы, капиталисты. Переделывая общество в соответствии со своими потребностями и интересами, каждый из этих классов содействовал установлению более передового способа производства. Но социальная несправедливость и неравенство при этом неизменно сохранялись. Во главе общества каждый раз вставала очередная горстка угнетателей, а каждый новый шаг по пути прогресса оплачивался ценой неимоверных страданий трудящихся масс, всегда составляющих огромное большинство общества.
Рабочий класс, становясь во главе общества, навсегда кладет конец этой величайшей несправедливости. Освобождая себя, он вместе с тем освобождает все человечество. Переделывая общество в соответствии со своими потребностями и интересами, он создает новое общество, в котором обретут подлинное счастье все люди. Ведь призвание рабочего класса состоит в том, чтобы окончательно устранить первооснову социальной несправедливости — частную собственность на средства производства, которая обусловила раскол общества на богатых и бедных, на эксплуататоров и
эксплуатируемых, угнетателей и угнетенных. Осуществление этой задачи — единственный путь к освобождению общества от нищеты и бесправия масс, политического и национального гнета, милитаризма и войн.
«Все до сих пор происходившие движения, — писали Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии», — были движениями меньшинства или совершались в интересах меньшинства. Пролетарское движение есть самостоятельное движение огромного большинства в интересах огромного большинства» 3.
Учение о всемирно-исторической миссии рабочего класса представляет собой важнейшую часть марксистского мировоззрения. Оно впервые указало реальный путь осуществления стремлений угнетенных и эксплуатируемых масс к свободе и справедливости. Сколько выдающихся людей и целых общественных движений зашло в тупик только потому, что не видело той социальной силы, которая способна дать народам свободу, благосостояние и счастье! Одни апеллировали к мудрости монархов, другие надеялись, что общество будет спасено творческим гением ученых и инженеров, третьи рассчитывали на подвиг «критически мыслящих личностей», четвертые уповали на возрождение патриархального крестьянского быта и цеховых порядков средневекового ремесла. Но все эти надежды и расчеты вели лишь к бесцельной растрате сил и энергии, а нередко и человеческих жизней. Светлая вековая мечта человечества — социализм — перестала быть бесплотной утопией лишь с того момента, когда появилась и была научно установлена общественная сила, способная претворить эту мечту в жизнь, когда всемирно-историческая миссия рабочего класса стала очевидной для самих рабочих и передовых представителей других угнетенных классов капиталистического общества.
Вот почему В. И. Ленин, оценивая исторические заслуги основоположников марксизма, писал: «Главное в учении Маркса, это — выяснение всемирно-исторической роли пролетариата, как созидателя социалистического общества» 4.