Тема 9 Командный менеджмент. Теории лидерства, власти и влияния
Список источников
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов / И.Н. Герчикова. –М.: Юнити-Дана, 2012 г.– 511 с.– Режим доступа: http://www.knigafund.ru/
2. Дамитов, С.К. Основы современного менеджмента [Текст]: учебник / С.К. Дамитов.– Алматы, 2012.– 556с.
3. Мескон М, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 2012.– 704 с.– Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/manag/man117.htm
4.Теория и практика управления /Под ред. Кубаева К.Е. Алматы: Қазақ университеті, 2010.
5. Цветков, А.Н. Менеджмент [Электронный ресурс]: учебник для вузов / А.Н. Цветков.- Санкт-Петербург: Питер, 2012.
6. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом».– Режим доступа: http://www.mevriz.ru/
7. Менеджмент : учеб. пособие (Часть 1) / О.В. Мишулина. - Костанай : КГУ имени А. Байтурсынова, 2016. - 128 с.
8. Семёнов А.К., Набоков В.И. Теория менеджмента / А.К.Семёнов, В.И. Набоков.– М.: Изд-во Дашков и К, 2015 г.– 491 с.– Режим доступа: http://www.knigafund.ru/
Тема 9 Командный менеджмент. Теории лидерства, власти и влияния
9.1. Понятие и место руководства в системе управления.
9.2. Формы власти и влияния.
9.3. Теории руководства (лидерства).
Руководство – процесс социальной организации и управления деятельностью членов группы.
Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое осуществляет руководитель – лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей.
Руководителя в современной организации можно рассматривать как:
- профессионала – автора решений, стратегий, планов;
- организатора – создателя условий деятельности исполнителей, осуществляющих их на практике;
- начальника, предписывающего подчиненным необходимые действия, которые те обязаны выполнять.
Руководитель в организации должен быть способен оказывать влияние на своих подчиненных, эффективно управлять ими в целях выполнения поставленных задач. Реализация такой способности есть лидерство.
Лидерство- это способность оказывать влияния на отдельные личности, группы направляя их усилия на достижение целей организации.
Влияние – это поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого индивида.
Возможность влиять на поведение других людей определяется как власть. Власть определяется не уровнем формальных полномочий, а степенью зависимости одного лица от другого. Учитывая источники возникновения власти можно выделить власть должности и личную власть. Власть должности возникает не из самой должности, а делегируется ее обладателю, теми, кому он подотчетен. Личная власть – это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных
Менеджер, получая от вышестоящей инстанции полномочия руководить людьми, становится формальным лидером. Но чтобы стать подлинным лидером, способным вести за собой людей, ему необходимо еще пробрести все-общее признание своих подчиненных.
Власть, которой пользуются руководители в организации, может принимать разнообразные формы. Известна классификация форм власти разработанная исследователями в области власти и руководства Френчем и Рейвеном. Согласно их классификации, имеются пять основных форм власти:
1. Власть, основанная на принуждении. В этом случае исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который поможет удовлетворению какой-то насущной потребности, или может сделать какие-то неприятности.
2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.
3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность.
4. Эталонная власть (власть примера). Исполнитель хочет быть точно таким, как влияющий, поэтому охотно подчиняется.
5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг - подчиняться ему. Все руководители пользуются законной властью. Потому что им делегированы полномочия по управлению персоналом организации.
По мере того как способности исполнителя подошли вплотную к способностям руководителя, становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традиции, харизме или компетенции. Две формы влияния, которые на современном этапе могут побуждать исполнителя к активному сотрудничеству - это убеждение и участие.
Влияние путем убеждения. Убеждение – это эффективная передача своей точки зрения. Оно основано на власти примера, власти эксперта. При этом исполнитель полностью понимает, что он делает и почему. Применяя этот путь, руководитель понимает, что он зависит от исполнителя, т.е. последний обладает властью уменьшить возможность руководителя действовать.
Способность влиять путем убеждения зависит от ряда факторов. Руководитель должен заслуживать доверие. Его аргументация должна учитывать интеллектуальный уровень слушателя; она не должна быть слишком сложной, но и не должна быть упрощенной. Цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе ценностей его слушателя. Черты характера и поведения руководителя должны нравиться подчиненным, тогда дело быстрее выиграет.
Участие. Влияние через участие еще в большей степени использует стремление исполнителей к самостоятельности и инициативе. Руководитель не делает никаких усилий, чтобы навязать свою волю или мнение. Происходит участие исполнителя в принятии решений, что соотносится с потребностями самоуважения, самовыражения. Этот подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами и при условии, что можно положиться на то, что исполнитель будет работать на цели, которые он сам выбрал.
Эффективность управления повышается, если руководитель становится и лидером. Но как же осуществляется эффективное лидерство? Учение в области управления выделили три теории лидерства в зависимости от факторов, влияющих на эффективность лидерства: личностная теория лидерства (или теория великих людей), поведенческий подход, ситуационный подход.
С точки зрения личностной теории лидерства, известной под названием теории великих людей считается, что лучше из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Таких как: уровень интеллекта и знания, эффективная внешность, здравый смысл. Предлагалось, что если их воспитывать в себе, то можно стать эффективным руководителем. Однако последующие многочисленные исследования показали, что в разных ситуациях эффективные руководители, обнаруживали разные личные качества.
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а его манерами, стилем поведения по отношению к подчиненным. Стиль руководства – это привычная манера руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.
Одно из самых ранних исследований стилей руководства было проведено Куртом Левиным. К. Левин сводит все стили к трем основным видам: авторитарному, демократическому и либеральному (попустительскому).
Профессор массачусетского технологического института Дуглас Мак-Грегор считает управление искусством строить человеческие отношения. Он разделяет две формы этого искусства: «теорию Х» и «теорию У».
Предпосылками автократичного управления, которые он назвал “ теорией Х’ являются следующие положения:
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль или угрозу наказания.
Демократический руководитель придерживается мнения о работниках:
1. Труд – это естественный процесс. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
2. Если людей приобщить к организационным целям, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
3. Приобщение можно рассматривать как вознаграждение за достижение цели.
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется частично. Эти предпосылки Дуглас Мак - Грегор назвал “теорией У”.
Разнообразие стилей, определяемых личностью руководителя, может быть сформулировано на основе сочетания двух факторов: заботе руководителя о производстве и о людях. Эта теория разработана Р. Блейком и Д. Мутоном и называется теорией “управленческой решетки” (см. рисунок 13).
Рассматривая различные стили руководства, выделяется пять типов стилей.
Тип 1.1 «Нищета управления» - минимальная забота о производстве и о нуждах работника.
Тип 9.1 «Режим подчинения руководителю» - максимальная забота об эффективности производства сочетается с минимальной заботой о подчиненных
Тип 1.9 «Дом отдыха» - основное внимание руководитель уделяет человеческим отношениям. Он предоставляет подчиненным полную свободу.
Тип 5.5 «Золотая середина» - в ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных
Тип 9.9 «Команда» - считается наиболее эффективным. Руководитель старается так построить работу своих подчиненных, чтобы они видели в ней возможность самореализации и подтверждения собственной значимости.
Высокая степень | 1,9 | 9,9 | ||||||||
Забота о людях | ||||||||||
5,5 | ||||||||||
Низкая 1 степень | 1,1 | 9,1 | ||||||||
Рисунок 13. Управленческая решетка
Ситуационный подход. Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя с одной стороны, и эффективностью с другой. Это не означает, что личные качества или поведение не имеют значения для руководителя, однако в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы:
- потребности и личные качества подчиненных;
- характер выполняемой задачи;
- требования и воздействие окружающей среды;
- имеющаяся у руководителя информация;
- должностные полномочия менеджера.
Эффективность руководства определяется не только поведением руководителя и его качествами, но и ситуацией в целом. Были разработаны четыре ситуационные модели: Ситуационная модель Фидлера; Подход «путь-цель» Митчела и Хауса; Теория жизненного цикла Херси и Бланшара; Модель принятия решений Врума-Йеттона.
Контрольные вопросы:
1. Укажите различия между управлением и руководством.
2. Определите понятие власти и ее разумного уровня.
3. Дайте определение основных форм власти.
4. Какова сущность основных подходов к определению стилей руководства.
5. В чем различия работы менеджеров, ориентированных на работу и ориентированных на человека?