Механизм рынка совершенной и несовершенной конкуренции и особенности его реализации
Совершенная конкуренция - это свободное соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Такой конкуренции присущи следующие черты:
- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма в этом случае имеет относительно небольшой размер, поэтому объем ее производства незначителен;
- возможность свободного доступа в различные производственные секторы;
- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора;
- хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, величину спроса и предложения.
Совершенная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Соблюдение этих условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Рыночные отношения здесь представлены парным отношением «продавец-покупатель».
Поведение потребителя и производителя определяется спросом и предложением. При прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при снижении цен и меньше - при их повышении. Продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше - при их понижении.
В условиях совершенной конкуренции отдельная фирма определяет тот объем производства продукции, при котором она получит максимальную прибыль или понесет минимальные убытки в краткосрочном периоде.
Существуют два подхода к определению такого объема производства:
- сравнение валового (общего) дохода и валовых (общих) издержек;
- сравнение предельного дохода и предельных издержек.
При первом подходе, зная количество проданной продукции, легко подсчитать валовой доход для каждого объема производства. Для этого необходимо умножить цену на количество проданной продукции. Путем вычитания из валового дохода общих издержек можно получить размер прибыли для каждого объема производства. Если фирма при всех уровнях производства не может получить прибыль, перед ней встает задача минимизировать убытки.
При втором подходе фирма максимизирует общую прибыль, а не прибыль на единицу продукции. Ее исчисляют путем вычитания из цены продукции валовых средних издержек. Минимизация убытков имеет место, когда цена меньше, чем средние общие издержки. Прекращение производства целесообразно, когда цена меньше не только средних общих издержек, но и средних переменных издержек.
Совершенная, или свободная, конкуренция была типична для экономики развитых стран до середины XIX в. Во второй половине XIX — начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рыночные отношения.
В силу этого возникает несовершенная конкуренция. Она, в отличие от совершенной, ограничена влиянием монополий и государства. Рыночными структурами несовершенной конкуренции являются: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Монополистическая конкуренция - это такая рыночная ситуация, когда сравнительно большое число некрупных фирм производят и реализуют однородную, но дифференцированную продукцию.
Монополистическая конкуренция не является ни совершенно конкурентной, ни совершенно монопольной. Для нее характерно значительное число товаропроизводителей, которое превышает минимум 25 субъектов. Однако каждое предприятие в определенных рамках обладает контролем над ценой.
Можно выделить следующие признаки олигополии:
- в отрасли действует много фирм;
- все фирмы имеют определенную возможность устанавливать цену на производимые ими товары, так как каждая из них реализует продукт, отличный от товаров других фирм;
- производство дифференцированного продукта (позволяет фирме устанавливать на него цену и изменять ее в зависимости от действий конкурентов, производящих товары-субституты;
- каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка;
- ограниченный контроль над ценами;
- невозможность тайного сговора, согласованных действий фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен;
- отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли;
- самостоятельность фирм в определении своей структуры;
- свобода входа и выхода фирм из отрасли.
В условиях монополистической конкуренции получают развитие неценовые факторы соперничества: дифференциация продукта, качество продукции, реклама, послепродажное обслуживание, торговые марки. Это объясняется тем, что каждая фирма производит свой собственный продукт и проявляет особый интерес к его реализации. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по марке, типу, стилю товары. Улучшение качества и потребительских свойств продукта обеспечивает расширение рынка сбыта продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своих изделий.
В условиях монополистической конкуренции новые фирмы появляются до тех пор, пока из производства извлекается прибыль. Появление на рынке новых фирм снижает спрос и предельный доход. Следовательно, принцип максимизации прибыли регулирует действия фирм не только в области производства и ценообразования, но и в сфере приложения капитала в национальной экономике.
В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль и минимизировать убытки при производстве такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Вследствие высоких издержек или малого спроса фирма может нести убытки.
Долгосрочное равновесие достигается в случае, если цена покрывает издержки производства на единицу продукции. Следовательно, при монополистической конкуренции не достигается ни эффект использования ресурсов (цена больше предельных издержек), ни производственная эффективность (цена больше минимальных средних издержек).
Неэффективность рыночного механизма монополистической конкуренции связана с двумя моментами. Первый - равновесная цена на таком рынке превышает предельные издержки. Это значит, что покупатель не только покрывает издержки производства дополнительных единиц продукции, но и терпит определенные убытки. Второй момент обусловлен достижением объема производства, меньшего, чем его масштаб, обеспечивающий минимизацию средних общих издержек. В реальной ситуации это может проявляться в неполной загруженности имеющихся производственных мощностей. Такая неэффективность ухудшает материальное положение покупателей в результате установления высоких цен и сокращения предложения товаров.
Можно выделить следующие положительные черты монополистической конкуренции:
- дифференциация продукта в определенный момент времени;
- улучшение продукта с течением времени;
- незначительность монопольной власти отдельных фирм, а следовательно, и убытков от такой власти;
- возможность широкого выбора среди разнообразных конкурирующих товаров и их марок.
На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, объема производства и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия, где много возможностей изменения параметров товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).
Олигополия - это такая ситуация, при которой число фирм на рынке настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополию можно определить как рыночную структуру, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты.
Количество субъектов олигополии может быть разным. Все зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы. По мнению некоторых экономистов, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредоточивается от 2 до 24 продавцов. Если на рынке существуют только два продавца - это дуаполия, частный случай олигополии.
Олигополия может быть жесткой, когда на рынке господствуют две—три фирмы, и расплывчатой, при которой шесть и более фирм делят 70—80 % рынка.
Исходя из характера предлагаемой продукции олигополии можно подразделить на стандартизированные и дифференцированные. Первые связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Они характерны для отраслей, в которых имеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.
Выделяют следующие причины становления олигополии:
- возможность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях (эффект масштаба);\
- владение патентами и контроль над сырьем;
- поглощение слабых фирм более сильными. Такое поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала;
- эффект слияния, которое, как правило, носит добровольный характер. При слиянии нескольких фирм в одну новая фирма может добиться ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам и т.д.;
- научно-технический прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.
Олигополии присущи следующие черты:
- наличие нескольких фирм, незначительное число производителей;
контроль над ценой, ограниченный взаимной зависимостью или значительный при тайном сговоре;
- наличие существенных экономических и юридических препятствий для вступления в отрасль (прежде всего - эффект масштаба, патенты, владение сырьем);
- взаимозависимость, предполагающая ответные действия конкурента, особенно при проведении ценовой политики;
- неценовая конкуренция, особенно при дифференцировании цен.
Особенности олигополистической взаимозависимости позволяют определить типичные варианты: олигополия, не основанная на тайном сговоре; олигополия, основанная на соглашении; лидерство в ценах; ценообразование по принципу «издержки плюс».
Олигополия в большей степени распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности для дифференциации отраслевого товара. Такое положение характерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, а также для оптовой торговли.
Олигополия при определении цены и объема производства учитывает не только поведение потребителей, но и реакцию своих конкурентов. Взаимосвязь субъектов олигополии особенно четко проявляется в ценовой политике. Если одна из фирм снизит цену, другие немедленно отреагируют на подобное действие, ведь в противном случае они потеряют покупателей на рынке. Взаимозависимость в действиях выступает универсальным свойством олигополии.
Ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов:
- ценовая конкуренция;
- тайный сговор о цене;
- лидерство в ценах;
- ценовая накидка.
Ценовая конкуренция в условиях олигополии носит сдержанный характер. Это связано, во-первых, со слабыми надеждами на достижение рыночных преимуществ по сравнению с конкурентами, а во-вторых, с риском развязывания ценовой войны, которая чревата негативными последствиями для всех ее субъектов.
Тайный сговор в области ценообразования позволяет олигополистам уменьшить неопределенность, получать экономическую прибыль и препятствовать проникновению в отрасль новых конкурентов. Олигополии согласны в ограниченных масштабах максимизировать прибыль, иногда даже сводить ее к нулевому значению с тем, чтобы блокировать вторжение в отрасль новых товаропроизводителей.
Лидерство в ценах складывается в ситуации, когда повышение или понижение цен фирмой, доминирующей в олигополии, поддерживается всеми или большинством компаний на рынке. В условиях олигополии, как правило, имеется крупная фирма, выступающая в роли ценового лидера. Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции.
Ценовая накидка (обычно в размере определенного процента) прибавляется к средним общим издержкам производства. Она призвана учитывать действительную или возможную конкуренцию, финансово-экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и др. Этот принцип известен под названием «издержки плюс». Накидка обеспечивает получение прибыли, определяет поведение и действия фирмы.
Олигополии имеют позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно отметить следующие моменты:
- крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок, технических нововведений;
- конкурентная борьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса.
Негативные моменты олигополии сводятся к следующему:
- олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. Поэтому они не всегда торопятся с внедрением новых техники и технологий;
- заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счет покупателей (например, повышают цены на продукцию), что снижает уровень удовлетворения потребностей людей;
- олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал, они не спешат с внедрением новшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий и продуктов.