Понятие рынка и рыночных отношений. Условия возникновения. Функции и структура рынка. Субъекты рыночной экономики и механизм их взаимодействия
Рынок– это система экономических отношений в сфере обмена товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение, цена.
Рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают:
- домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц). Они являются собственниками и поставщиками на рынок факторов производства. Полученные от продажи услуг труда, капитала деньги идут на удовлетворение личных потребностей, а не на наращивание прибыли. Домашние хозяйства являются потребителями конечных продуктов и услуг;
- бизнес (деловое предприятие, функционирующее с целью получения прибыли). Бизнес предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком на рынок товаров и услуг;
- государство (реализует функции государственного регулирования экономики). Правительство также поставляет на рынок товары и услуги предприятий государственной собственности.
Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Субъекты взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объекты рынка – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи: материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства, технические новшества и идеи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает произведенная продукция, факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства.
К инфраструктуре рынка относят то, что помогает функционированию рынка: биржи, банки, торговые дома, аудиторские, страховые компании, информационно-коммерческие центры и т.д.
Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.
Условия возникновения рынка:
1) общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью. В результате работник определенного вида труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда;
2) специализация. Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации:
- предметную (автомобильные, тракторные заводы);
- подетальную (завод шарикоподшипников);
- технологическую (прядильная фабрика);
3) ограниченность производственных возможностей человека. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок;
4) экономическая обособленность товаропроизводителей. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Правовым режимом состояния экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в акции, ценные бумаги.
Какие функции выполняет рынок?
1.Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
2.Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.
3.Ценообразующая - реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
4.Распределительная - получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
5.Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
6.Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
7.Санирующая - рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
8.Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.
Структура рынка:
1. по объектам рынка
- рынок товаров и услуг;
- рынок капиталов;
- рынок труда;
- финансовый рынок;
- рынок информации.
2. по географическому положению:
- местный;
- региональный;
- национальный;
- мировой.
3. по механизму функционирования:
- рынок свободной конкуренции;
- монополизированный рынок;
- регулируемый рынок.
4. по степени насыщенности
- равновесный рынок;
- дефицитный рынок;
- избыточный рынок.
5. в соответствии с действующим законодательством
- легальный рынок;
- нелегальный рынок.
Теория спроса и предложения
Взаимодействие покупателей и продавцов на рынках двигает рыночную экономику. Основными элементами рыночной экономики являются: спрос, предложение, цена и конкуренция. Эти элементы постоянно взаимодействуют между собой и оказывают друг на друга влияние.
Цены влияют на производителей, побуждая их увеличивать или уменьшать выпуск товаров. Рост цен привлекает новых производителей, и наоборот, падение цен выталкивает часть производителей с рынка. Экономисты называют такое влияние цен функцией мотивации производства.
Спрос – это желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время. Если вы хотите купить музыкальный диск, но не можете себе этого позволить по финансовым сбережениям, то экономисты назовут это желанием, а не спросом. А если у вас есть деньги и готовность истратить их именно на музыкальный диск, то ваше желание превращается в спрос.
При этом спрос и величина спроса – это не одно и тоже. Величина спроса будет определяться уровнем цены на товар, для чего принято строить шкалу спроса, т. е. таблицу, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам.
Определяя величину спроса, мы берем в расчет определенное время и место. Если бы измерение проводилось в другой стране или в другое время, то величина спроса изменилась бы.
Поэтому величина спроса - количество товаров и услуг, которые покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.
Зависимость между ценой (P) и величиной спроса (Q) можно изобразить графически, она будет иметь вид кривой спроса D (рис. 2).
Рис.2 - Кривая спроса
Закон спроса описывает ограничивающий эффект цен. Он утверждает, что при прочих равных условиях по низкой цене будет куплено больше товара, чем по высокой, т. е. по мере роста цены на товар величина спроса на него будет падать. Таким образом, можно сделать вывод: цена и спрос находятся в обратной зависимости.
Помимо цены, на рыночный спрос воздействуют и неценовые факторы, приводящие к сдвигу кривой спроса влево или вправо от первоначального положения. К неценовым факторам можно отнести следующие:
- потребительские вкусы;
- число покупателей;
- доход покупателей;
- цена на спряженные товары;
- ожидание.
Однако покупатели – только одна часть рынка. Кроме того, производители (продавцы) играют активную роль на рынке, оказывая влияние на предложение.
То количество товаров, которое продавцы готовы продать по различной цене в конкретном месте и в конкретное время, экономисты называют предложением. Предложение– это зависимость между количеством товара, которое продавцы хотят и могут продать, и ценами на этот товар.
Величина предложения – это количество товаров и услуг, которые продавцы способны и готовы продать по определенной цене в определенном месте и в определенное время.
Графическая зависимость между ценой и объемом предложения получила название кривой предложения S (рис. 3).
Рис. 3 - Кривая предложения
Сущность закона предложения в том, что при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены товара, т. е. чем больше цена, тем больше величина предложения.
Так же как и кривая спроса, кривая предложения может сдвигаться или менять наклон. Если предложение изменится, кривая предложения сдвинется либо вправо, либо влево. Это означает, что продавцы предложат больше или меньше конкретного товара при всех возможных ценах на него. Неценовые факторы изменения предложения перемещают кривую предложения. К ним относятся:
- цены на ресурсы;
- изменение себестоимости производства;
- уровень технологии производства;
- цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
- изменение количества продавцов (покупателей);
- налоги и дотации;
- перспективные ожидания на динамику спроса, цен, доходов и т.д.