Микроэкономика и ее главный объект. Предпринимательские способности. Цели и функции фирмы
Микроэкономика изучает процессы принятия экономических решений отдельными эк-ми субъектами (фирмами, потребителями и др.) и анализирует взаимодействие эк-ких субъектов на отдельных рынках.
Предпринимательские способности (п/п-ство) – эк-ий ресурс, в состав к-го включают п/п-телей, п/пскую инфраструктуру (Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение), этику и культуру. Предпринимательский потенциал характеризуется как потенциальные возможности по реализации п/пских способностей людей. Благодаря п/птву приходят во взаимодействие все другие эк-ие ресурсы – труд, капитал, земля, знание.
Эк-ие достижения, в т.ч. темпы эк-го роста, стран с рыночной эк-кой напрямую зависят от реализации п/п-тельского потенциала. Залогом успешного использ-ия п/п-тельских способностей являются прежде всего сами п/п-тели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде. В странах с высоким предпринимательским потенциалом важную роль обычно играет малый и средний бизнес.
П/п-ская способность имеет свою специфическую оплату – п/п-ский доход. Его делят на 2 части: 1) нормальная прибыль – гарантированный доход, своего рода з/п.; 2) эк-ая прибыль – плата за риск, инновации.
Целью деят-ти фирмы явл-ся упрочнение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли.
Характер целевых установок п/п-тия опр-ся состоянием эк-ки в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к к-ой относится его деят-ть, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого п/п-тия.
Цикл жизни предприятия (фирмы) — это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Обычно выделяют 4 стадии: выход на рынок, рост, зрелость, упадок.
1.Выход на рынок - это процесс создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии — выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж.
2. На стадии роста предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевая установка - расширений производственных мощностей, захват рынков.
3. На стадии зрелости в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка — борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей не является уже таким важным. Приоритет уже имеет сокращение издержек.
4. На стадии упадка снижается объем продаж и, соответственно, сокращается прибыль вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными). Цель предприятия тут либо продолжение его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.
Предприятие, которое занимает прочные позиции на рынке и получает устойчивую прибыль от своей деятельности, является процветающим. Этого состояния можно добиться только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей, т.е. через создание системы ценностей для трех общественных групп: 1) владельцев (акционеров) предприятия, 2) потребителей его продукции, 3) поставщиков и персонала предприятия.
Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и возрастающем потоке доходов, использовании собственных и привлеченных средств для увеличения ценности принадлежащей им собственности.
Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере.
Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги и, удовлетворяющие их по качеству и цене
Функцией фирмы и является создание ценностей. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности
Ценность, созданная фирмой для своих потребителей, определяется денежной суммой, которую они (потребители) готовы заплатить за ее товары или услуги. Фирма получает прибыль только в том случае, если эта денежная сумма превышает все затраты, необходимые для создания ценности.
Создании системы ценностей возможно только с помощью разработки долгосрочной стратегии, которая базируется на использовании конкурентного преимущества предприятия
Конкурентное преимущество — это то, что выигрышно отличает данное предприятие от его конкурентов и обеспечивает его превосходство на рынке. Различают два основных вида рыночной стратегии предприятия.
1) стратегия меньших издержек - предприятия должны выпускать на рынок сравнимые товары с меньшими, чем у конкурентов, издержками и получать большую прибылью как разницу примерно одинаковых цен и более низких затрат,
2) стратегия дифференциации - п/п-тия должны создавать для покупателя большую ценность в виде нового качества товара, особых потребительских свойств, высокого уровня сервиса, что выражается в более высокой цене и при сравнимых с конкурентами издержках соответственно в более высокой прибыли..
………………………………